Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 38 Терроризм в современном мире: некоторые факты, организации, причины (часть I)

Введение  

     Террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года вновь поставили в повестку дня вопрос о причинах активности террористических организаций в современном мире, о сущности международного терроризма, его организациях, источниках финансирования.
    Полный ответ на эти вопросы даст только история. В предлагаемом аналитическом вестнике содержатся только некоторые сведения по этой  проблеме.
    Прежде всего, рассмотрим несколько ключевых терминов, связанных с данным вопросом. Речь идет о    значении и соотношении в современной литературе понятий, терроризм , международный терроризм , а также "исламизм" и "фундаментализм", которые в общественном сознании рассматриваются как  основные идеологические течения, оправдывающие терроризм.
    Термин терроризм (от лат. terror - страх, ужас)  обозначает одно из наиболее тяжких преступлений, представляющее собой совершение  насильственных действий общеопасным способом  (взрыв, поджог, и т.п) или угрозу такими действиями в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
     Международный терроризм - самое тяжкое преступление международного характера в виде совокупности общественно опасных в международном масштабе деяний отдельных лиц  и организаций, направленных на достижение  политических и других целей путем осуществления взрывов и других опасных для здоровья людей действий международного характера. Акты международного терроризма влекут бессмысленную  гибель людей, нарушая нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей  и затрудняют осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами.  Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций.
    Термин "фундаментализм" в религиозном смысле этого слова изначально использовался для обозначения одного из консервативных течений в протестантизме, и последние несколько десятилетий был перенесен на ислам для характеристики движений, призывающих к строгому соблюдению, как правило, средневековых мусульманских норм. Исследователь движений радикального ислама Л.Р.Полонская указывает на такие особенности возрождения фундаментальных основ религии как теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории возрождения идеального исламского государства, обеспечивающего возможность существования такого общества, то во втором следует говорить о борьбе фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение политической модели государства, основанной на шариате.
    Под термином "исламизм" большинство исследователей понимает политический ислам, ислам политизированный. Представители данного течения "требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии". Таким образом, если сторонники фундаментального ислама выступают за создание соответствующей модели общества, то исламисты говорят о модели государства. По сути, между теми и другими нет существенных противоречий, так как в любом случае они, как правило, оперируют категориями политического ислама.
    Некоторые исследователи полагают, что исламский фундаментализм, как идеология экстремистской части мусульманских радикалов, является наиболее развитой формой панисламизма, в то время как другие, напротив, считают, что панисламизм является составной частью фундаментализма. Как бы то ни было оба эти понятия взаимосвязаны. Термин "исламизм" часто используется радикальными исламскими группами и исследователями феномена исламского возрождения с тем, чтобы подчеркнуть различие между ортодоксальными исламскими движениями и радикальными группами фундаментального ислама. Это соответствует и утверждениям многих исламских организаций о том, что радикальные исламские экстремистские группы не представляют сути истинного ислама. Они же говорят и о том, что ислам не может использоваться в террористической деятельности в силу его изначально мирного пафоса.
    Как справедливо отмечает А.В.Малашенко, "фундаментализм неоднороден, и среди него выделяются радикалы, центристы и сторонники умеренного подхода". А.В.Малашенко рассматривает фундаментализм как мысль, теорию, в то время как исламизм, по его мнению, является практическим воплощением фундаментализма, то есть действием. Исламизм, или политический ислам - органическая часть исламской социокультурной традиции, считает он. И как в случае с идеологией фундаментализма, эта политика может быть центристской, радикальной и умеренной. И со всеми тремя направлениями политикам, в том числе российским, приходится иметь дело. Следовательно, отождествлять исламизм исключительно с экстремизмом неправомерно.
    Рассмотрим подробнее и  соотношение таких понятий как "экстремизм", "терроризм", "исламский экстремизм". Современный политологический словарь определяет экстремизм как "приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям". Более широкое толкование этому термину дает исследователь проблемы политического экстремизма А.С.Грачев, который считает, что "политический экстремизм представляет собой особую, специфическую, извращенную реакцию отдельных представителей многочисленных "средних" и "промежуточных" слоев населения на резкое ухудшение их материального и общественного положения". Иными словами, "неприемлемость теории для конкретного общества или значительной его части в первую очередь дает основания объявить ее экстремистской".
    Природа экстремистской теории заключается в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Зачастую они абсолютизируются и обрастают рядом следствий и выводов. Большинство экстремистских теорий основываются на небольшом количестве посылок. Экстремизм порождается самыми разными факторами: социально-экономическими причинами, деформацией политических институтов, тоталитарным характером режима, подавлением властями оппозиции, стремлением социальных или политических групп ускорить и силовыми методами осуществить выдвигаемые ими задачи.
    Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в противоборстве внутри одной конфессии. Что касается терроризма, то это "тактика или стратегия групп, заключающаяся в систематическом, организованном и идеологически обоснованном использовании терактов для достижения политических целей". Террористический акт представляет собой "использование насилия или угрозы его применения не столько ради уничтожения непосредственных жертв акции или причинения им вреда, сколько ради нанесения психологического воздействия на все общество или какую-либо его часть, чтобы добиться выполнения своих политических требований. Теракт может также быть провокацией, в том случае его целью является принуждение правящих кругов к определенным, обычно репрессивным, действиям".
    Терроризм имеет ярко выраженную ориентацию на публику и общественное мнение. В связи с этим Р.Гаджикович считает, что для этого террористы "стремятся любой ценой попасть в средства массовой информации" с целью продемонстрировать неспособность властей контролировать ситуацию, спровоцировать правящий режим на жесткие ответные меры, создать в обществе атмосферу страха и нервозности. Характерно, что в отличие от терроризма вообще, исламскому терроризму свойственно единение личности самого террориста с аргументацией его непосредственных действий, которые рассматриваются им как джихад на пути служения Аллаху.
    Экстремистские течения, как правило, не связаны с властью и стремятся к диктатуре. Как считает Э.Йессе, "все разновидности экстремизма используют теории заговора". Он рассматривает терроризм как "политическую стратегию групп, не связанных с властью и стремящихся к свержению существующего политического строя путем целенаправленного применения силы... Терроризм может быть также и проявлением политического экстремизма - при условии широкого истолкования понятия экстремизма, которое тем самым включает в себя и насилие. У противника отрицается право на человеческое существование, распространены стереотипы об образе друг друга, доминируют жесткие рамки для дискуссий".
    Таким образом, экстремизм представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию.
    Экстремистские организации, есть почти во всех странах, где есть хоть минимальная свобода общественных организаций. "Экстремисты рвутся к власти и насильственному введению исламских институтов при разрушении светских. Умеренные готовы использовать уже действующие светские государственные институты, добиваться введения шариата через конституцию и государственные законы, действовать в качестве легальной оппозиции и т.п.".
    А.В.Коровиков ставит идеологию определенных исламистских групп в контекст современной исламской политической мысли и характеризует ее как одно из направлений фундаментализма". Однако для анализа деятельности исламских экстремистских групп, предпочитающих методы политического насилия, наиболее подходит категория терроризма. Взаимосвязь теории и практики обуславливается коррелятивным отношением между экстремизмом и терроризмом. "С одной стороны, экстремистские теории нередко оправдывают любые средства, включая терроризм, для достижения выдвинутых ими целей; а с другой, терроризм зачастую обосновывается именно экстремистской идеологией".
    Пропаганда экстремистских идей может осуществляться через средства информации в форме отрицания и осуждения, как идеологии, так и практики. Поэтому, по мнению ряда ученых, важнейшей стратегией противодействия религиозному экстремизму должна быть политика отказа радикалам в паблисити. На экранах телевизоров и в печати не должны появляться и цитироваться теоретики и активисты экстремизма, более того, сообщения на эту тему, с учетом социальной опасности этого явления, должны быть строго дозированными и целенаправленными.
    Эффективной стратегией противодействия является просвещение граждан по части культурного и конфессионального многообразия и единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом. При этом следует обращать внимание на то, что поиск культурной уникальности, конфессиональной исключительности, "национальных" характеров и психологии, глубоких исторических корней и "исторических несправедливостей", внешних врагов и прочее, как правило, приводит к ужесточению разделительных линий между гражданами одного государства. Однако общеизвестно, что народы России имеют гораздо больше общих культурных и исторических ценностей и социальных норм, чем различий, обусловленных этнической принадлежностью. Образование не только молодежи, но и взрослых, должно включать точную информацию об истории геноцидов, погромов и репрессий в мировой истории, но при этом оно не должно позволять превращать прошлую коллективную травму в предмет сакрального значения и питать идеи реванша и "исправления прошлого" за счет новых несправедливостей.
    Важное направление борьбы может быть представлено общественным мониторингом экстремизма, его профилактикой и нейтрализацией на массовом, низовом уровне. Общество само должно мобилизовать свои ресурсы на противодействие экстремизму, понимая, что его жертвами будут не отдельные группы, а все граждане. Профилактика и нейтрализация экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе и что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан и отправлении ими обрядов. Возможны и необходимы меры общественного воздействия и нейтрализации в отношении и тех, кто уже "вне системы". При этом следует учесть, что недостаточно аргументированное неприятие этой части граждан и попытки "загнать их в подполье" контрпродуктивны. Экстремистами не рождаются, ими становятся. Поэтому нельзя исключать необходимость диалога, в том числе и антиподов или заклятых ненавистников друг друга.
    Наиболее важной стратегией является политика государственного воздействия, в том числе правового преследования тех форм экстремизма, которые должны наказываться по закону. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму, и оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам явления правовые действия по защите общества. В целом для эффективного противодействия экстремизму в России необходима разработка и реализация программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Необходимо взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении проблемы, которая в последнее время стала для нашей страны весьма актуальной.