Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 38 Терроризм в современном мире: некоторые факты, организации, причины (часть I)


Международный терроризм и правовые основы борьбы с ним

     В настоящее время, по  мнению ряда экспертов, в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. человек и 11,5 тыс. пострадало. Следует различать международный, национальный и государственный терроризм. Последний нередко квалифицируется как акт агрессии.            
Преступлением международного характера теракт квалифицируется в следующих случаях: а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами; б) теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; в) подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом; г) совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче. Международное сотрудничество в борьбе с  международным терроризмом начало складываться в 30-х годах ХХ века. В 1934 г. на Мадридской конференции по унификации уголовного законодательства удалось принять следующее определение терроризма: применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации .
    В 1937 г. более 20 государств подписали Конвенцию о предупреждении и наказании терроризма, под которым понимались преступные действия, направленные против государства, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения (ст. 1). К ним были отнесены акты, направленные против жизни, здоровья и свободы глав государств, лиц, пользующихся прерогативами глав государств, их наследственных или назначаемых преемников; супругов названных лиц; лиц, выполняющих общественные функции или публичные должности, когда указанные действия совершены в связи с их функциями; а также разрушение или нанесение повреждения публичному имуществу или имуществу другого государства; намерение добиться гибели человеческих жизней путем создания общей опасности, факты изготовления, приобретения, хранения или поставки оружия, взрывчатых веществ или вредоносных составов в целях осуществления этих преступлений.
    Одновременно для уголовного преследования террористов 13 государств подписали конвенцию О создании международного уголовного суда , которая, по мнению многих стран, ограничивала суверенное равенство государств. Кроме того, в этих конвенциях не предусматривалась обязательная выдача международных террористов, а определение терроризма было слишком широким. По этим причинам конвенции не собрали необходимого количества ратификаций и в силу не вступили.
    Однако их положительное воздействие на международное сотрудничество государств в этой области несомненно. Основные нормы этих конвенций были использованы для совершенствования законодательства о борьбе с терроризмом.
    Запрещение актов терроризма в период вооруженных конфликтов предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности, положениями Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.
    Послевоенный период отмечается количественным и качественным ростом террористических организаций и групп. Среди них широко известны Тигры освобождения Тамил илама , Черный интернационал , Всемирный национал-социалистический союз и т.д.. В 60 странах мира действуют неофашистские организации. Большое число террористических организаций действует в Европе: Красные бригады (Италия), Фракция Красной Армии (ФРГ), Боевые коммунистические группы (Бельгия), Аксьон директ (Франция), ЭТА (Испания), организация Паладин , владеющая фондом Бормана (свыше 100 т золота и огромные денежные вклады в банках), и др.
Террористические акты стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм и по другим обычным преступным мотивам. Что .касается объектов посягательства, то ими становятся не только лица, пользующиеся международной защитой, но и обычные граждане.
    Одновременно расширяются рамки международного сотрудничества по борьбе с  международным терроризмом. При ООН создан Специальный комитет, который  координирует деятельность государств в изучении и устранении причин терроризма и борьбу с ним. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН неоднократно осуждала акты международного терроризма, указывала на недопустимость его расширительного толкования, а в 1984 г. приняла специальную резолюцию О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах .
    В декабре 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. В ст. 1 к лицам, пользующимся международной защитой, отнесены глава государства, глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве, министр иностранных дел, члены семей, которые сопровождают названных лиц за границей; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо либо агент межправительственной международной организации и проживающие с ними члены семей.
     Международным терроризмом   признаются следующие умышленные деяния: убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы этих лиц; насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица, если нападение может угрожать его личности или свободе; угроза, покушение или соучастие в таком нападении.
    При задержании террориста на своей территории государство принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры, обеспечивающие его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи . Заинтересованным государствам или международным организациям сообщается о принятых мерах. При этом юрисдикция государств по этой категории уголовных дел осуществляется в следующих случаях (ст. 3): а)  преступление совершено на территории данного государства или на борту транспортного средства (корабля, самолета и т.п.), зарегистрированного в этом государстве; б)  предполагаемый преступник является гражданином этого государства; в)  преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой и выполняющего официальные функции от имени данного государства.
    Названные нормы Конвенции обеспечивают неотвратимость наказания преступников независимо от места их нахождения и совершения теракта путем установления механизма либо выдай, либо суди . Среди других форм сотрудничества Конвенция предусматривает обмен информацией и координацию профилактических мер (ст. 4), обязательства стран оказывать друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предприятиями в отношении преступлений..., включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства (ст. 10), урегулирование споров путем переговоров, обращения в арбитраж или Международный суд (ст. 13).
    В общей форме обязательства государств по защите лиц, пользующихся международной защитой, изложены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. На государство пребывания возлагаются специальные обязанности по предупреждению любых посягательств на их личность, свободу или достоинство (ст. 29), а также принятие надлежащих мер по защите помещений дипломатического представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства (ст. 22).
    Меры по предупреждению  международного терроризма и усилению борьбы с ним предусмотрены в решении VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Меры по борьбе с международным терроризмом 1990 г. и Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. Определенную роль в деле предупреждения актов международного терроризма. может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 г. Государства взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические ВВ специальной маркировке для их обнаружения в случае использования при терактах. В течение трех лет их запасы должны быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидируются в течение 15 лет. Политические установки по борьбе с  международным терроризмом включены в итоговые документы встреч участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже. Введены в действие три региональных соглашения: Конвенция 1971 г. Организации американских государств о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер; Европейская конвенция 1977 г. о борьбе с терроризмом; одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) Конвенция 1987 г. по пресечению терроризма. В рамках Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму.
    Несмотря на обилие международно-правовых актов и органов,  координирующих борьбу с международным терроризмом  в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие  международный  терроризм, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов  международного терроризма.
    Анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов: а)  взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций; б)  диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти; в)  умышленное использование взрывных устройств, встроенных в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления; г)  любой диверсионный акт против общественных сооружений; д)  заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.
     В различных источниках к актам  международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.
    Россия активно сотрудничает с другими странами в борьбе с  международным терроризмом, ряд норм названных международно-правовых актов трансформированы в российское уголовное законодательство .
     
     Международный терроризм, поддерживаемый государством     
     Понятие "государственная поддержка международного терроризма" может быть определено как любое из следующих действий, совершенных государством:
     1.     Предоставление оружия, взрывчатых или смертоносных веществ любому лицу, группе или организации, участвующему/ей актах международного терроризма.
     2.     Направление, подготовка или содействие любому лицу, группе или организации, планирующему/ей или осуществляющему/ей любой акт международного терроризма.
     3.     Предоставление финансовой поддержки любому лицу, группе или организации, планирующему/ей или осуществляющему/ей любой акт международного терроризма.
     4.     Предоставление дипломатической защиты лицам, которые помогают или содействуют совершению любого акта международного терроризма.
     5.     Отказ в выдаче или преследовании любого лица на своей, совершившего какой-либо акт международного терроризма.