Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 38 Терроризм в современном мире: некоторые факты, организации, причины (часть I)


Некоторые исламские экстремистские группы и организации

     
      Ал-Гамаат ал-исламийа      
     "Ал-Гамаат ал-исламийа". Египетская исламская экстремистская группа "Ал-Гамаат ал-исламийа", ставит своей целью  установление в стране исламского строя. Начало ее активной деятельности относится к концу 70-х гг. Лидером и духовным наставником группировки является шейх Умар Абд ар-Рахман. Члены группировки участвовали в вооруженных нападениях против египетских сил безопасности, других правительственных структур и отдельных лиц. Во главе организации стоит "Шура" или исламский совет. "Шуре" непосредственно подчиняются военный, пропагандистский, культурный, финансовый советы. Руководство базируется в Южном Египте. Предполагается, что группировка не имеет жесткой структуры и единого руководства. Члены группы враждебно настроены по отношению к местным коптам-христианам. Начиная с 1992 года, группа осуществляет нападения на иностранных туристов в Египте. Идеологически это оправдывается двумя обстоятельствами: во-первых, осквернением "неверными" земли ислама; во-вторых, уменьшение притока иностранцев нанесёт удар по экономике, что дестабилизирует внутриполитическую обстановку и облегчит приход исламистов к власти. Наиболее значительными актами являются расстрел греческих туристов в 1995 году, нападение в Каире в сентябре 1997 года на автобус с немецкими туристами, нападение на туристов в Луксоре также в 1997 году. Всего за 1997 год члены этой организации провели 5 крупных операций. На счету боевиков организации сотни убитых. Объектом вооруженных нападений являются: агенты египетских сил безопасности и правительственные чиновники, копты-христиане, западные туристы, египетские противники исламизма. Группа взяла на себя ответственность за попытку покушения на Хосни Мубарака в Аддис-Абебе в июне 1995 года.
    Хотя отмечается, что "Ал-Гамаат ал-исламийа" менее профессиональна, чем "Джихад" и объектом покушений ее становятся преимущественно неохраняемая публика и чиновники низшего ранга, группе приписываются попытка покушения в 1993 на министра информации, в 1995 "Ал-Гамаат ал-исламийа" взяла ответственность за нападение на Х.Мубарака в Эфиопии.
    Зону операций "Ал-Гамаат ал-исламийа" главным образом составляют города Верхнего Египта: Аль-Минья, Асьют, Кина. "Ал-Гамаат ал-исламийа" имеет также поддержку в крупных городских центрах Каире, Александрии других городах, где находит поддержку особенно среди безработных дипломированных специалистов и студентов. За пределами Египта "Ал-Гамаат ал-исламийа" оперирует в таких странах как Афганистан, Англия, Дания, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Судан, Швейцария, Сирия, Турция, США, Йемен.
    Боевые группы укомплектованы преимущественно египтянами-ветеранами афганской войны. Организация в боевых структурах насчитывает от 10 до 50 тыс. членов, в том числе около 30 тыс. находятся в заключении. Кроме того, организацию поддерживают более 200 тыс. сочувствующих. Египетские власти предполагают, что деятельность группировки главным образом финансируют Иран, Судан и афганские вооруженные исламские группы.
    
     "Ал-Джихад"      
     "Ал-Джихад". Египетская исламистская террористичесая группировка. Известна также под названиями: "Группа джихада", "Исламский джихад", "Группа новый джихад", "Авангард победы". Создан в конце 1970-х. Первый руководитель организации - выпускник электротехнического факультета Каирского университета Мухаммад Абд ас-Салам Фарадж. Организация признает своим духовным наставником знаменитого "слепого шейха" Умара Абд ар-Рахмана. В последующем "Ал-Джихад" раскололась на две организации: "Джихад" во главе с Аббуд аз-Зумаром, которая в большей степени сохраняет оригинальные принципы; и "Авангард победы", которую возглавляет доктор Айман аз-Завахири. "Аль-Джихад" стремится к уничтожению правящего в Египте светского режима. По решению этой организации и с благословения Умара Абд ар-Рахмана, издавшего фатву с "обвинением в неверии" А. Садата, группа лейтенанта Халида Исламбули совершила убийство египетского президента. Ныне группа стремится к физическому уничтожению президента Мубарака.
    Основные объекты покушений: руководители АРЕ, иностранцы, христиане-копты. В международных масштабах "Ал-Джихад" поддерживает антиамериканский терроризм. Организация является одним из учредителей возглавляемой Ладеном сети "Каида". "Ал-Джихад" проводит вооруженные атаки против высокопоставленных правительственных чиновников. Как правило, при этом используются заминированные автомобили. Один из известных террористов организации - специалист по взрывчатым веществам Абу Ибрагим. "Новый Джихад", возглавляемый аз-Завахири, ответственен за взрывы в Каире. В феврале 1990 г. предприняли нападение на израильских туристов. Антикоптский терроризм был развернут в 1972 г. и продолжается по настоящее время.
    Оперирует в Каире, а также Судане, Пакистане, Афганистане. Располагает силами в несколько тысяч боевиков. Возможно, группа связана с Ираном, Суданом и афганскими исламистскими группировками. Члены организации - выходцы из Верхнего Египта, 80% которых из сельской местности, а также студенты и безработные выпускники вузов.
     
     "Фронт  исламского спасения"      
     "Фронт исламского спасения". Ведущая алжирская фундаменталистская организация, созданная в 1989 году. Основатель - профессор психологии Аббаси Мадани. "Фронт исламского спасения" в своей деятельности опирается на сеть мечетей. Имамы составляют до 50% руководства движения, что с успехом используется в пропагандистских целях. Руководитель "Фронта исламского спасения" Мадани пишет: "Мы хотим создания в Алжире исламского государства, далекого от коммунистического Востока и капиталистического Запада". Идеологически "Фронт исламского спасения" ориентируется на традицию ислама, вместе с тем является националистически ориентированной организацией. В 1990 году "Фронт исламского спасения" побеждает на муниципальных выборах и начинает осуществлять исламскую программу на местном уровне. В мае-июне 1991 года "Фронт исламского спасения" организует в столице массовые демонстрации, вылившиеся в беспорядки. Правительство вводит чрезвычайное положение и арестовывает руководителей движения Мадани и Бенхаджа.
    Следующим этапом развития конфликта были выборы в Национальное Собрание, первый тур которых (декабрь 1991 года) окончился победой "Фронта исламского спасения", получившего 188 мест из 420. Второй тур был назначен на январь 1992 года. Не дожидаясь проведения выборов, президент Алжира Шадли Бенджедид уходит в отставку. Правительство, опирающееся на армию и силы безопасности, отменяет выборы и вводит чрезвычайное положение. Немедленно следуют аресты находящихся на свободе восьми лидеров "Фронта исламского спасения" и массовые аресты рядовых членов.
    Как отмечает профессор политической социологии университета алжирского города Оран Лахоари Адди, "при таких правителях, как Насер, Бумедьен или Асад политика становится священной: исламисты же в ответ на сакрализацию политического политизировали сакральное. В свете этого политический ислам, в конечном итоге, рационализирует идеологию арабского национализма, которая, если судить по провозглашенным целям, потерпела неудачу. На другом уровне сакрализация политики ведет в тупик, в котором можно оставаться до тех пор, пока есть эффективная политическая полиция, в то время как политизация "сакрального" в конечном итоге с необходимостью вызовет процесс секуляризации в той или иной форме".
    В этой связи характерно, что в ответ на репрессии со стороны алжирского правительства, исламисты разворачивают широкомасштабную террористическую войну. В 1992 году террористами было убито более 40 человек, и сотни подверглись нападению. Наряду с боевыми подразделениями "Фронта исламского спасения" террористические акции проводят также многочисленные более мелкие военизированные организации исламистского толка, некоторые из которых, возможно, находятся под контролем "Фронта исламского спасения". Среди этих групп "Вооруженная исламская группа", "Движение за исламское государство", "Армия пророка Мухаммада", "Объединенная кампания джихада", "Вооруженное исламское движение".
    Объектом покушений становятся сторонники светского развития государства, представители армии и сил безопасности, правительственные чиновники и журналисты (с мая 1993 по 1995 год погибло 30 журналистов). Особым вниманием террористов пользуются иностранцы, главным образом европейцы, занятые преимущественно в нефтяной промышленности и военном ведомстве. Убийства иностранцев (которые осуществляются с 1993 года), как считают исламисты, должны ослабить режим. Терроризм принимает иногда характер массовой резни: уничтожается население целых деревень, в результате терактов гибнут десятки гражданских лиц. Всего после 1992 году в Алжире погибло несколько десятков тысяч человек. В ходе вооруженных операций применяются разнообразные методы террора: взрывы, вооруженые нападения, убийства, похищения, захваты заложников.
    Алжирские экстремисты получают финансовую поддержку от сторонников в Европе, а также со стороны исламских режимов Ирана и Судана.
    
     "Вооруженная исламская группа"      
     "Вооруженная исламская группа". Одна из ведущих среди исламистских группировок Алжира, стремящаяся к установлению в Алжире исламского режима и осуществлению исламской революции в международном масштабе. Лидер "Вооруженной исламской группы" Хасан Хаттаб ставит целью своей организации "терроризировать неисламские организации и подстрекать к радикализации настроений живущих в Европе мусульман". "Вооруженная исламская группа" использует методы террора с 1992 года. Непосредственной причиной перехода организации к терроризму была отмена результатов выборов, на которых должен был победить "Фронт исламского спасения". Нападениям подвергаются, как правило, сотрудники органов безопасности, правительственные чиновники, поддерживающие светский режим журналисты, учителя, иностранцы.
    В арсенале приемов "Вооруженная исламская группа" обстрелы, взрывы, в том числе взрывы автомобилей, похищения, угоны самолетов. "Вооруженная исламская группа" не имеет иерархизированной структуры, действует небольшими автономными ячейками. Особенно часто нападениям подвергаются французские объекты: угон самолета Эр Франс (декабрь 1994 г.), серия взрывов на территории Франции (1995 г.). Численность организации - несколько тысяч боевиков. Организация имеет поддержку со стороны алжирской диаспоры в Европе, а также Ирана и Судана.
    
     Группа Абу Сайафа      
     Группа Абу Сайафа. Исламская экстремистская организация, действующая на юге Филиппин. Возглавляет ее Абдуразак Абубакар Джанджалани. Группа образована в 1991 году в результате раскола в рядах Национально-освободительного фронта Моро. В своей деятельности прибегает к взрывам, убийствам, похищениям с целью выкупа и вымогательства у крупных компаний и отдельных бизнесменов. Ставит своей целью создание исламского государства по типу Ирана на южном филиппинском острове Минданао, густо населенного мусульманами. Первая крупномасштабная акция группы - это нападение на город Ипиль на Минданао в апреле 1995 года. Члены группы подозреваются в организации и совершении в 1997 году нескольких убийств, включая убийство католического священника в феврале того же года.
    Численность группы составляет около 200 человек. Главным образом это молодые мусульмане, многие из которых получили религиозное образование или работали в государствах Персидского залива. Многие из них были выдворены из этих стран за принадлежность к радикальной исламской идеологии. Функционеры группы действуют в основном на юге Филиппин, иногда в столице страны - Маниле. Не исключаются связи организации с исламскими экстремистами, действующими в странах Ближнего Востока.
    
     "Джамаат ал-фукра"      
     "Джамаат ал-фукра". Выступает также под названиями "Представительство джихада в Северной Америке", "Воины Мухаммада", "Мусульмане Америки", "Воины Аллаха". Основные силы организации расположены на территории США и Пакистана, проводит боевые операции на территории ряда государств Азии, Европы, Африки. "Джамаат ал-фукра" создана в 1980 году в Бруклине (Нью-Йорк) в результате раскола организации "Черные мусульмане". К настоящему времени наиболее опасная террористическая организация исламских экстремистов, действующая в США. Со временем распространила влияние на Пакистан, чему способствовало вторжение Советской Армии в Афганистан, также на Северную Африку.
    Идеологически ориентируется на восстановление "чистого" ислама. Реализацией исламистской доктрины "Джамаат ал-фукра" стали традиционные для организаций подобного типа терроризм и стремление создавать изолированные поселения в сельской местности, чтобы практиковаться в вере и уберечься от влияния западной культуры. Значительное число подобных селений расположено в Северной Америке. Во главе "Джамаат ал-фукра" стоит религиозный деятель из Пакистана шейх Мубарик Али Гилани, создавший эту организацию в начале 80-х годов. Несмотря на то, что сам Али Гилани проживает в Пакистане, большинство ячеек "Джаммат ал-фукра", напрямую не подчиняющихся единому руководству, функционируют в Северной Америке и странах Карибского бассейна. В США члены этой организации скупили достаточно обширные земельные угодья, чтобы автономно жить в сельских местностях в рамках собственной религиозной общины, не допуская при этом влияния западной культуры. Члены организации преследуют различные категории неверующих, индусов, рассматривая их как врагов ислама, более того они враждебно настроены и ко многим мусульманам, которых они считают отступниками от истинной веры, еретиками. На этой почве в течение 80-х годов члены "Джамаат ал-фукра", в особенности на территории США, совершали нападения и убийства. Некоторые из них осуждены американскими судами за различные виды преступлений.
    Боевые операции "Джамаат ал-фукра" проводит на территории Пакистана, Индии, Канады, Карибского бассейна, США (Аризона, Колорадо, Нью-Йорк, Пенсильвания, Северо-Запад). В интересах кашмирских сепаратистов проводит боевые операции в Индии с территории Пакистана. На территории США "Джамаат ал-фукра" предпринимали вооруженные нападения и взрывы против не разделяющих взглядов "Джамаат ал-фукра" мусульман, а также представителей других национальных и религиозных меньшинств: кришнаитов, индусов, иудеев.
    "Джамаат ал-фукра" осуществляет координацию с террористическими группировками кашмирских террористов, исламистами Филиппин и Афганистана, "Хамас", "Черными мусульманами", пакистанской и иранской разведками, правящим в Судане "Национальным исламским фронтом". В своих рядах насчитывает до 300 активных боевиков и до 3 тыс. сторонников. Финансирование осуществляется за счет собственных средств и пожертвований сторонников.
    
     "Харакат ал-ансар"      
     "Харакат ал-ансар", основанная в Пакистане исламская воинственная группировка действующая прежде всего в Кашмире. Сформирована в результате слияния в октябре 1993 года активистов двух пакистанских политических групп - Харакат ул-джихад ал-ислами и Харакат ул-муджахидин. Группировка состоит из нескольких тысяч вооруженных сторонников, располагающихся в Пакистане, южном Кашмире, других индийских областях. Главным образом, это пакистанцы и кашмирцы, в ее отрядах есть и афганцы, и арабы, имеющие опыт войны в Афганистане. Обучение проходят в лагерях на территории Афганистана и Пакистана. В своих действиях в основном используют легкое и тяжелое вооружение, автоматическое оружие, минометы, взрывчатые вещества, ракеты. Участвуют также в похищениях туристов из западных стран. Внешняя военно-финансовая помощь оказывается в основном из Саудовской Аравии, арабских стран Персидского залива, других исламских государств.
    
     "Хезболлах"      
     "Хезболлах". Организация исламских фундаменталистов шиитсткого толка, зародилась в среде священников-шиитов около 1980 года. Лидером кружка, изучающего опыт иранской революции, был шейх Сайид Мухаммад Хуссейн Фадлалла. В своем нынешнем виде организация создана в 1982 году в Баальбеке, куда для отражения агрессии Израиля из Ирана прибыло несколько сотен "стражей исламской революции". Именно здесь провозглашается создание военнополитической организации ливанских шиитов. Руководит организацией Высший консультативный совет, состоящий из 12 религиозных, политических и военных деятелей. При разногласиях в Высшем консультативном совете вопрос передается на решение в Тегеран.
    Деятельность организации распространяется на шиитскую часть Бейрута, долину Бекаа, южный Ливан. В каждом регионе существует свой Консультативный совет. При создании организации "Хезболлах" ее лидерами был провозглашен джихад против сионизма и империализма. Целью борьбы объявлено изгнание израильских интервентов из Ливана, а перспективными задачами - уничтожение Израиля, установление исламского контроля над Иерусалимом, создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана.
    Шейх Хусейн Фадлала заявляет, что "в военной области, "Хезболлах" не хочет ввязываться в международную войну, ее члены не желают превращаться в армейские подразделения. Они только хотят остаться активными бойцами джихада". Фадлалла возглавлял организацию до 1985 года. В 1985 году израильские спецслужбы совершают покушение на Фадлалла, после чего он покинул все посты в организации, оставшись ее духовным лидером. Его место занял Аббас Муссави, который был убит в 1992 году вместе с женой и сыном. После Муссави место Генерального секретаря занял шейх Хасан Насрулла. Созданная на оккупированных Израилем территориях, "Хезболлах" немедленно переходит к вооруженным действиям против израильской армии.
    Неотъемлемой частью деятельности становится терроризм, в том числе и международный. Первые террористические акции, приписываемые "Хезболлах" - это взрывы казарм американского и французского контингентов в Ливане 23 октября 1983 года, когда погибло 240 и 58 человек соответственно. Взрывы были осуществлены смертниками, направившими грузовики, начиненные взрывчаткой, на казармы. В 1984 году "Хезболлах" предпринимает аналогичную акцию в отношении посольства США в Бейруте, в результате чего погибло 24 и ранено 90 человек. В течение 1980-х годов "Хезболлах" постоянно осуществляло захваты заложников - граждан западных стран, осуществили несколько захватов самолетов в Европе и на Ближнем Востоке. Западными спецслужбами Фадлалла внесен в список 18 опаснейших террористов мира.
    Численность организации на конец 1980-х годов составляла до 5 тыс. человек, однако в настоящее время она составляет 2200 человек. Имеют на вооружении различное вооружение, в том числе и технику. Организация ведет партизанскую войну в Южном Ливане против израильского присутствия, постоянно подвергает обстрелам территории севера Израиля. Свою деятельность "Хезболлах" иногда ведет от имени таких экстремистских организаций как "Исламский джихад", "Революционная организация правосудия" "Исламский джихад освобождения Палестины" и "Исламское сопротивление". Боевики организации подвергаются интенсивной идеологической обработке, им внушается, что мученическая смерть во имя Аллаха искупит их грехи и грехи членов их семей. Основная территория деятельности долина Бекаа в Ливане, южные предместья Бейрута, районы Южного Ливана. Имеет структурные ячейки в Европе, Африке, Южной и Северной Америке других регионах.
    Финансируется преимущественно Ираном, предоставляющим до 100 млн. долларов ежегодно, что позволяет "Хезболлах" осуществлять благотворительные акции и заниматься хозяйственной деятельностью. Направления оказываемой помощи составляют финансы, религиозное и военное обучение, оружие, политическая и дипломатическая поддержка.
    
     "Ал-Каида"      
     "Ал-Каида". Интернациональная террористическая организация исламских фундаменталистов, созданая в 1988 году. Осуществляет боевые операции по всему миру. Возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Усама бен Ладен. Ударной силой "Ал-Каиды" являются ветераны войны в Афганистане. Основная поставленная перед организацией цель - ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление основывающегося на шариате исламского порядка. "Ал-Каида" рассматривает США в качестве главного врага ислама и стремится осуществлять террористические операции против американских граждан и объектов. Происхождение организации непосредственно связано с деятельностью Усамы бен Ладена. Боевую деятельность Ладен начал в рядах вооруженного сопротивления в Афганистане. С 1988 года Ладен активно занимается международным терроризмом, привлекая многочисленных ветеранов войны в Афганистане. Моджахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Koсoвo, Чечни, Таджикистана. В 1988 году Ладен из числа ветеранов афганской войны создает организацию ал-Каида.
    "Ал-Каида" рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман, с одной стороны, и еретиков и безбожников - с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы как Саудовская Аравия и ряд других стран, так и США. Присутствие войск США в Саудовской Аравии рассматривается Ладеном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест, что является мотивом активизации антиамериканских настроений. Усама бен Ладен никогда не скрывал, что у него три врага: коммунисты, крестоносцы, как именуются им западные государства, в первую очередь США, а также сионисты или иудеи, между которыми Бен Ладен не делает различий. Он полагает, что после распада мирового социалистического лагеря с коммунизмом покончено, и теперь нужно сосредоточиться на борьбе против американцев и иудеев. Именно Усама бен Ладен выступил в феврале 1998 года в одном из пакистанских городов на пресс-конференции, в которой участвовали также Айман аз-Завахири, один из руководителей египетской организации "Ал-Джихад"; Рифаи Ахмад Таха, лидер египетской "Ал-Джамаа ал-исламийа"; Мунир Хамза, секретарь Ассоциации пакистанских улемов ("Джамиат ал-улама-е Пакистан"); Фадл ар-Рахман Халил, глава "Движения ансаров" ("Харакат ал-ансар", Пакистан); Абд ас-Салам Мухаммад Хан, глава движения "Джихад" в Бангладеш. Они заявили о создании "Всемирного исламского фронта борьбы против иудеев и крестоносцев". Главная заявленная цель фронта - ведение джихада против Соединенных Штатов и Израиля и иудеев в любой точке земного шара.
    Эти организации и прежде координировали деятельность, но вне единых структур управления. Каждая организация самостоятельно определяла объекты для нападений, сотрудничество осуществлялось на уровне боевых подразделений, но руководители организаций действовали абсолютно самостоятельно. С созданием "Международного Фронта" отношения были коренным образом реорганизованы. Во главе Фронта появилась "Шура" - совет во главе с Ладеном, осуществляющий руководство в целом. В новом состоянии организация управляется более жестко, что увеличивает эффективность боевых операций и международной деятельности. Опираясь на обширную сеть сторонников в США, Европе и Азии Ладен управляет своей организацией посредством самых современных средств связи, используя интернет, факсимильную связь, спутниковые средства.
    Организация Ладена стремится осуществлять террористические операции против американских граждан в любой стране мира. При этом они преследуют двоякую цель: оказав психологическое воздействие на американцев, заставить их отказаться от вмешательства в дела мусульманских стран; воздействовать на правительства стран Персидского Залива с целью заставить арабов отказаться от поддержки США. 7 августа 1998 года практически одновременно в Найроби (Кения) и Дар-эс-Саламе (Танзания) против дипломатических представительств США осуществлены террористические акты: 257 убитых (из них 12 американцев), 5000 раненых. Организатором теракта американцы объявили Усаму бен Ладена, присвоив ему титул "террориста 1", включив его в список разыскиваемых преступников. За сведения, которые могут привести к его аресту, обещана награда в 5 млн. долл.
    Другое направление террористической деятельности организации: помощь мусульманским повстанцам и террористам, ведущим вооруженную борьбу во множестве стран мира. Боевики-афганцы Ладена принимают участие в конфликтах на территории Индии, стран Южной и Юго-Восточной Азии, СНГ, бывшей Югославии. Кроме того, Ладеном поддерживаются боевики в Афганистане, Алжире, Боснии, Чечне, Эритрее, Koсово, Пакистане, Сомали, Таджикистане и Йемене. "Исламский Фронт" стремится радикализовать существующие группы исламистов и создавать таковые в странах, где они до сих пор отсутствовали.
    В России Усама бен Ладен имеет не подтвержденные связи с исламистами в Чечне. Во время войны в Дагестане высказывались подозрения о финансовой помощи, предоставляемой Бен Ладеном террористам. В числе экстремистов, непосредственно связанных с ним, рассматриваются такие чеченские лидеры, как З.Яндарбиев и Ш.Басаев.
    
     "Исламский джихад"      
     "Исламский джихад". Палестинская организация исламских фундаменталистов, созданная в 70-х годах в секторе Газа из числа воюющих палестинцев. Структурно ее точнее рассматривать как достаточно свободно скрепленные между собой несколько группировок, нежели как единую связанную группу. Ставит своей основной целью создание исламского палестинского государства и уничтожение Израиля посредством священной войны - джихада: "Наша конечная и стратегическая цель - мобилизация исламской нации на освобождение нашей земли и руководство священной войной против сионизма. Вооруженная борьба - единственный способ нанести поражение Израилю на земле Палестины". Из-за поддержки, оказываемой Израилю со стороны США, последние также отнесены к категории врагов данной организации. "Исламский джихад" выступает также против политики умеренных арабских режимов, которых они считают подпавшими под влияние западного атеизма и секуляризма.
    Организация состоит из четырех фракций, три из которых не осуществляют террористических операций. В отличие от Хамас "Исламский джихад" - военная организация, не стремящаяся приобрести массовую популярность. "Исламский джихад", прежде всего, является военной организацией, тем не менее, имеющей идеологическое обеспечение со стороны религиозных авторитетов местного уровня, контролирующих более двадцати мечетей в секторе Газы. Муллы этих мечетей своей проповеднической деятельностью привлекают новых сторонников в ряды исламистского движения и наставляют боевиков на самопожертвование. Из Дамаска распоряжения о проведении операций поступают в офисы "Исламского джихада" в Англии, Германии, на Кипре, в США, откуда посредством электронной или курьерской связи доставляются в "Совет шуры", состоящий из десяти членов. "Шура" представляет собой подпольный орган, координирующий действия военных структур "Исламского джихада". От "шуры" распоряжения отправляются в ставшие базой для террористов данной организации лагеря беженцев: Хан Юсиф, Шейх Радван и Джелазун.
     Оперативное руководство деятельностью боевиков осуществляет Рамадан Абдаллах Салах. Непосредственно террористические акции осуществляются боевиками бригад "Ал-Кассам" или "Боевых сил "Исламского джихада" ("Кувва ал-исламийа ал-муджахида"). "Ал-Кассам" представляет собой боевую структуру, аналогичную бригадам "Хамаса". В отряды "Ал-Кассама" входят преимущественно фанатичные религиозные молодые люди, готовые пожертвовать собой во имя победы ислама в Палестине. Осенью 1994 года лидер "Исламского джихада" Фатхи Шекаки объявил о создании формирования в 70 смертников, подготовленных для теракций против Израиля. После убийства на Мальте октябре 1995 лидера этой организации Фатхи Шекаки бойцы "Исламского джихада" угрожали принять ответные меры против Израиля и США. Угрозы были осуществлены против израильских сил на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, в самом Израиле, однако угрозы американским интересам в Иордании реализованы не были. Что касается территории деятельности группы, то, прежде всего, это Израиль, оккупированные арабские территории, другие страны Ближнего Востока, включая Иорданию и Ливан. Самый большой контингент членов этой группировки располагается в Сирии.
     Основную финансовую помощь организация в основном получает из Ирана и в ограниченных размерах из Сирии. Тыловые службы организации возглавляет шейх Абдаллах Шами, ответственный за обеспечение укрытий, финансирование, предоставление транспортных средств, поиск и доставку оружия. Согласно данным Палестинского исследовательского центра в Наблусе, поддержка "Исламского джихада" со стороны населения составляет: на Западном Берегу 3 %, в секторе Газа 5 %.
    В качестве наиболее характерной группировки, в террористической деятельности которой наиболее ярко проявляются идейные установки радикальных исламских групп, на наш взгляд, следует рассматривать палестинский "Исламский джихад". Тем более если учесть, что тактика и стратегия деятельности этой группировки, с учетом непростых взаимоотношений с Чечней, может представить интерес и для России. По некоторым данным, в период кризиса, вызванного вооруженным вторжением в Дагестан, на территории Азербайджана резко активизировали свою деятельность ряд экстремистских исламских организаций с целью создания опорных баз для единоверцев-чеченцев. В частности, есть сведения о подключении к этой деятельности эмиссаров из "Исламского джихада".
    Палестинский "Исламский джихад" ("Ал-Джихад ал-ислами") является одной из наиболее сложных в организационном отношении арабских террористических организаций с ячейками во многих странах Ближнего Востока. Не исключено, что она имеет структурные подразделения и в Европе. Как правило, эти группы действуют, полагаясь на собственную инициативу, и без особой координации деятельности, иногда даже в пределах одной страны. Все группы, примыкающие к данной организации, разделяют фундаментальную исламскую идеологию, которая призывает к реализации идей джихада против неверных. Кроме того, функционеры этих групп находятся под сильным идейно-религиозным влиянием исламской революции в Иране, поэтому многие группировки "Исламского джихада" достаточно тесно сотрудничают с иранским режимом. Как считает, Боаз Ганор, отдельные группы "Исламского джихада" получают помощь и руководство не только от Ирана, но пользуются также поддержкой арабских и других исламских стран типа Ливии, Сирии, Судана, Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии и нефтяных монархий Персидского залива, интенсивно сотрудничают с разнообразными палестинскими организациями.
    "Исламский джихад" стремится свергнуть светские арабские режимы с тем, чтобы установить образовать единую исламскую панарабскую империю - халифат. В числе исламских движений данная организация уникальна в своем роде, однако, как и многие другие рассматривает священную войну против евреев и Израиля, который они считают "авангардом Запада и империализма в регионе" как начальный, существенный и самый необходимый шаг на пути к достижению целей ислама. Согласно "Исламскому джихаду", есть только один способ решить конфликт с евреями в Палестине - прямая и мощная конфронтация. В 1990 году один из лидеров организации шейх ат-Тамими, автор книги под названием "Уничтожение Израиля - императив, основанный на Коране" выражает этот принцип в следующих словах: "Евреи должны возвратиться в страны, из которых они прибыли. Мы не будем соглашаться с существованием еврейского государства на нашей земле, даже если это - только одна деревня".
    "Исламский джихад" принимает в свои ряды молодых арабов посредством их религиозно-идеологической обработки, и базирует его стратегию террора и полной готовности к самопожертвованию, в чем они видят божественную команду для тех, кто вступил в войну против неверных. Многие из террористических акций "Исламского джихада" разработаны как действия, ориентированные исключительно на самоубийство, в которых террорист должен причинить столь огромный ущерб, что не оставляет никакой возможности для его собственного спасения. Например, в ходе войны в Заливе один из новобранцев "Исламского джихада" говорил в интервью газете "Таймс", что едва ли его жизнь можно назвать несчастной, так как он собирается умирать ради его страны. "Весь ход жизни ориентирован к небесам или аду", утверждал молодой араб, и он выбрал небеса. Как считают западные исследователи, именно эта убийственная стратегия делает "Исламский джихад" одной из наиболее опасных современных организаций.
    Причина неверного истолкования характера структуры, возможностей и реальных масштабов "Исламского джихада" во всем мире, скорее всего, объясняется сложностью его организационной формы и тайной деятельностью, так же характерной для многих других групп в арабских странах, носящих такие же названия, но не имеющих между собой непосредственной связи. Попытаемся прояснить картину на основе анализа действий "Исламского джихада" в различных арабских странах и на оккупированных Израилем территориях.
    Колыбелью "Исламского джихада" принято считать исламскую революцию в Иране, которая вызвала бурный рост числа групп "Исламского джихада" в арабских странах. В конце 70-х годов после установления их статуса непосредственно в Иране, шиитские фундаменталисты начали "экспортировать" идеи исламской революции в регионы, населенные шиитами, а также в арабские страны в целом. Революционному исламскому совету, созданному в Иране рекомендовалось координировать действия проиранских организаций в различных странах. Совет посылал своих активистов в арабские страны, где с помощью местных сторонников и проповедей в мечетях они принимали молодых людей в ряды "Исламского джихада". Некоторые из новичков отправлялись в Иран, чтобы приобрести военно-террористическое образование, а по возвращении создавать дополнительные ячейки в своих собственных странах.
    Ввиду успеха в арабских странах, иранцы установили другой и более высокий уровень управления начатой деятельностью. В 1983 году был создан Высший совет координирования между исламской революцией в Иране и революционными исламскими движениями во всем мире. Однако, несмотря на помощь и руководство, "Исламский джихад" не сумел создать в Иране широкую общественную инфраструктуру подобно той, что в конце 70-х годов создали в Бейруте палестинцы. "Исламский джихад" в ходе войны в Заливе в феврале 1991 года приступил к осуществлению террористических акций против английского, итальянского и турецкого посольства в Тегеране. Представители организации заявляли в этот период, что нападения на граждан стран агрессора будут продолжены, если не прекратятся нападения западных террористов против Ирака. В Ливане первые активные ячейки "Исламского джихада" стали действовать после обнародования программы "Мир для Галилеи". Отдельные группы оставили свои базы в западном секторе Бейрута и долине Бекаа с тем, чтобы совершать акции против граждан западных стран и целей Армии Южного Ливана.
    Одним из наиболее видных лидеров "Исламского джихада" в Ливане был Имад Моранийа, поддерживавший тесные связи с палестинской организацией "Фатх". В 1982 году он примкнул к деятельности движения "Хезболлах" и вскоре был назначен руководителем аппарата безопасности данной организации. Вероятно, именно в это время Моранийа начал работать и в одной из групп "Исламского джихада".
    Другая группа "Исламского джихада" в Ливане имеет связи с "Хезболлах" и может даже считаться неотъемлемой частью этой организации, потому что в практике движения "Хезболлах" отмечают многочисленные нападения, осуществленные под прикрытием "Исламского джихада". Так, например, нападение на израильское посольство в Буэнос-Айресе в марте 1992 года, очевидно, совершено активистами "Хезболлах" в Аргентине в ответ на убийство одного из лидеров этой организации Аббаса Массавиа в Ливане. Однако ответственность за нападение взяла на себя группа "Исламский джихад". Связь между "Хезболлах" и фракциями "Исламского джихада" в Ливане выражается также в объединенных действиях против израильских армейских подразделений. Следует подчеркнуть, что единая цель фракций "Исламского джихада", палестинских и шиитских террористических организаций в Ливане заключается в уничтожении Израиля как государства, она же лежит и в основе сотрудничества этих организаций, которые нередко практикуют даже перемещения активистов из палестинских террористических организаций во фракции "Исламского джихада".
    В отличие от большинства групп и организаций "Исламского джихада" в арабском мире, египетская организация "Ал-Джихад ал-ислами" имеет длительную историю, которая предшествует шиитской революции в Иране. Движение "Джихад" в Египте было основано активистами, отколовшимися от "Братьев-мусульман". Отток "братьев" в группы "Джихада", который начался в 60-х годах, и усилился в 70-х, был вызван разногласиями ассоциации относительно стратегии террористической деятельности.
    Цели и задачи группировок египетского "Джихада" подобны тем, что ставят перед собой организации "Исламского джихада" в других мусульманских регионах, а именно: создание исламского государства в Египте и соседних странах. Эти группы, действующие в рамках маленьких нелегальных ячеек, пополняют свои ряды за счет новобранцев в возрасте от 15 до 30 лет, которые участвуют в многочисленных террористических актах против египетских правительственных и должностных лиц, христианских лидеров и их учреждений, израильских и западных целей на территории Египта. Новые члены "Джихада" обучаются в базах, расположенных в отдаленных районах Египта, Афганистана, Пакистана, Судана и других стран. Группы "Джихада" в Египте получают поддержку своих действий таких стран как Ливия, Иран, сотрудничают с египетским преступным миром, особенно против местных христианских общин коптов.
    Ввиду серьезной угрозы, которую представляют фракции "Джихада" египетскому режиму, силы безопасности этой страны борьбе с этой организацией придают значительный приоритет. При министре внутренних дел генерале Заки приблизительно 8 тыс. активистов "Джихада" были арестованы и заключены в тюрьмы. Однако инфраструктура организации не была разрушена полностью, и когда к обязанностям приступил новый министр генерал Абд ал-Халим Муса, группы "Джихада" фактически усилили активность своих действий. В результате генерал был вынужден в октябре 1990 года заявить, что "силы безопасности готовы к полному устранению организации "Джихад" в Египте, так же как и любой другой организации, действующей против власти и стабильности".
    За последние несколько лет "Исламский джихад" был одной из наиболее активных террористических организаций на оккупированных арабских территориях и в Израиле. За эти годы в мечетях Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима наиболее активными были три группы исламских фанатиков: "Ат-Тахрир ал-ислами", "Ал-Джихад", и "Братья-мусульмане". Много молодых членов этих движений, на которых глубоко повлияли идеи исламской революции в Иране, были критически настроены к палестинским террористическим организациям, сознательно удалившим исламское содержание из своих платформ, что противоречило, по их мнению, программе создания религиозного исламского палестинского государства. Однако они выступали против традиционных исламских движений типа "Братья-мусульмане", которые игнорировали палестинскую проблему, оставили активную вооруженную борьбу по освобождению Палестины, и хотели сосредотачиваться главным образом на исламской культуре и социальной работе на территориях, чтобы привлечь в свои ряды наибольшее число молодых палестинцев.
    Национально-религиозное восприятие палестинской проблемы, начало активно формироваться в конце 60-х начале 70-х годов, и получило мощный импульс в 80-х годах, когда несколько исламских активистов, объединившихся в организацию "Исламский джихад", начали энергично работать в Палестине, рассматривая террористические методы борьбы как форму "вооруженной пропаганды".
    Подобно движениям "Исламского джихада" в других арабских странах, группы в Иордании, на оккупированных арабских территориях и Израиле обращаются к идеям иранской революции как к модели для распространения исламского призыва, охватывающего весь исламский мир. Для движения "Исламский джихад" в Иордании и на оккупированных арабских территориях "освобождение Палестины является высшим приоритетом", исходя из чего, члены этой организации сконцентрировали свои усилия исключительно на вооруженной борьбе и джихаде против "евреев, занимающих исламскую землю". Группы "Исламского джихада" подчеркивают, что арабо-израильский конфликт - не национальная дискуссия по вопросу о территориях, а, скорее, религиозный конфликт. По этой причине на первый план они выдвигают постулат об "освобождении всей Палестины" и отклоняют любые политические меры или дипломатическую деятельность, посредством которых проблема может быть решена. Согласно "Исламскому джихаду", Израиль представляет собой авангард империалистического Запада в центре мусульманского мира, поэтому этот пагубный фактор должен быть устранен как первый шаг к возвращению всех мусульман к вере и созданию исламского государства на всей мусульманской территории. Таким образом, группы "Исламского джихада" утверждают, что в исламской революции палестинский вопрос является самым важным, и чтобы поддержать их требование призывают строить свое отношение к Палестине согласно Корану и на основе религиозного мусульманского закона. Главные постулаты идеологии "Исламского джихада" распространяются среди его активистов через проповеди в мечетях на оккупированных территориях, книги и газетные статьи, политическую и идеологическую обработку в израильских тюрьмах. Следует указать на то, что фракции "Исламского джихада" на оккупированных территориях установили также связи с элементами из числа арабского населения оккупированных Израилем территорий. Даже притом, что "Исламский джихад" занимает уникальное место на оккупированных территориях и в Иордании, деятельность его активистов поощряется и поддерживается родственными организациями в арабских странах. Члены группы "Исламский джихад" на оккупированных территориях действуют в рамках небольших и тайных ячеек, имея довольно широкую автономию в своих действиях. Они поддерживают контакты с руководством организации на этих территориях и иногда с более высокими эшелонами в Иордании. Лидерство осуществляют опытные функционеры групп "Исламского джихада", которые были высланы из Израиля. Они направляет действия своих людей на территориях, через различные каналы доводят до них инструкции, восполняют их расходы, выполняют все необходимое для поддержания и ведения активной деятельности. Примером относительного авторитета активистов групп "Исламского джихада" на территориях может служить успех всеобщей забастовки, проведенной в декабре 1992 года, и приуроченной к празднованию пятой годовщины интифады.
    Идеология "Исламского джихада", которая в качестве первой и основной цели исламской революции на Ближнем Востоке определяет "освобождение Палестины", создала благоприятные условия для тесного сотрудничества между различными фракциями этой структуры на оккупированных территориях и в Иордании, с организацией "Фатх" Ясира Арафата. "Фатх" всегда стремился к расширению круга своих сторонников, привлекая в свои ряды молодых и активных функционеров, пытаясь предотвратить негативное соперничество с обозначившейся религиозной тенденцией, получившей значительный импульс на территориях, в особенности среди активистов "Исламского джихада", ориентировавшихся исключительно на вооруженную борьбу. Вместе с тем, возникавшие группы "Исламского джихада" нуждались в широкой инфраструктуре "Фатха", ее связях в Иордании и других арабских странах, и, особенно, в больших финансовых суммах, необходимых для объединения его различных фракций и повышения их статуса на оккупированных территориях.
    Сотрудничество между "Фатхом" и группами "Исламского джихада" резко ослабло в 1988-1990 годах, вслед за политическими шагами Арафата и смертью Абу Джихада, представителя "Исламского джихада", осуществлявшего контакты с "Фатхом".
    Провозглашение Арафатом готовности признать решения Совета Безопасности 242 и 338 были расценены "Исламским джихадом" как признание права на существование Израиля, что породило разрыв негласного соглашения с "Фатхом", который существовал до того времени. Критика "Фатха" активистами "Исламского джихада" привела к сворачиванию помощи и финансовой поддержки, оказываемой его группам на территориях. Конфликт между "Исламским джихадом" и "Фатхом" сблизил палестинских исламских радикалов с просирийскими организациями, давними конкурентами Арафата. В рамках нового сотрудничества Фронт Джибрила открыл в южной Сирии специальную радиостанцию, через которую шейх ат-Тамими организовывал радиопередачи, предназначенные для активистов групп "Исламского джихада" на оккупированных территориях.
    Накануне интифады активисты "Исламского джихада" находились в ожесточенной борьбе с конкурентами по религиозному движению. Соперничество сопровождалось резкой конфронтацией. Однако с началом интифады члены "Исламского джихада" сыграли важную роль в планировании и проведении массовых демонстраций и забастовок. Хотя фракции этой организации так и не стали неотъемлемой частью объединенного национального палестинского движения на оккупированных территориях.
    Резкие разногласия имели также место между активистами "Исламского джихада" и палестинскими "Братьями-мусульманами" с его военной структурой "Хамас". До 1987 года разногласия между "Хамас" и "Исламским джихадом" сводились к трем основным проблемам: "Хамас" считал возможным решение палестинской проблемы и создание исламского государства вне Палестины, в то время, как "Исламский джихад" настаивал на обратном; "Хамас" и "Исламский джихад" по-разному оценивали важность роли исламской революции в Иране; и, наконец, третий спорный вопрос состоял в разных подходах относительно времени начала джихада против евреев. Палестинские "Братья-мусульмане" и "Исламский джихад" по-разному трактовали необходимость создания и развития в рамках широкой исламской пропаганды соответствующей инфраструктуры в секторе Газа и на Западном берегу, прежде чем переходить к вооруженной стадии борьбы. Поспешное начало вооруженных операций могло существенно снизить потенциал палестинских сил сопротивления и создало бы благоприятные условия для деятельности израильских сил безопасности против них. "Исламский джихад" полагал, что его отряды достаточно вооружены и рассматривают священную войну как божественное обязательство, которое необходимо реализовать немедленно.
    Начало интифады в конце 1987 года и массовые демонстрации, которые имели место на территориях, убедили активистов "Хамас" в том, что их пассивность могла серьезным образом отразиться на степени популярности среди населения и на поддержке деятельности, проводимой на оккупированных территориях. Лидеры "Хамас" приняли решение присоединиться к массовым забастовкам и актам гражданского неповиновения среди палестинского населения. Принятие позиции "Исламского джихада" относительно необходимости немедленного объявления джихада в этих условиях было неизбежно и, в конечном счете, некоторым образом сгладило различия между "Братьями-мусульманами" и палестинским "Исламским джихадом". Вместе с тем, относительное восстановление отношений "Исламского джихада" с "Хамасом" в ходе интифады не отразилось существенным образом на степени жесткого соперничества между этими организациями, принимавшего время от времени ожесточенный и бескомпромиссный характер.