Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 30 Торгово-экономические отношения России со странами Балтии и интересы соотечественников

Введение

     Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации неизменно проявляла и проявляет повышенное внимание и интерес к процессам, происходящим в странах Балтии(Латвия, Литва, Эстония). За период работы Государственной Думы второго и третьего созывов было организовано 8  парламентских  слушаний  и  принято 30 постановлений Государственной Думы по общественно-политическим вопросам, преимущественно связанным с положением русскоязычного населения в прибалтийских государствах (тематика состоявшихся парламентских слушаний и перечень постановлений Государственной Думы прилагаются).
    Организуемые Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками парламентские слушания, в центре обсуждения которых будут проблемы торгово-экономических отношений со странами Балтии и поддержки  интересов соотечественников, свидетельствуют о новом, более гибком и прагматичном подходе российской стороны к разрешению давних проблем, излишняя политизация которых вряд ли способна привести к чему-либо конструктивному.
     В ХХI веке принципиальную основу для развития равноправных политических и взаимовыгодных экономических отношений России с соседними государствами Балтии создает разработанная по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина Концепция внешней политики Российской Федерации (июль 2000 г.).
    Важно подчеркнуть два положения Концепции:
    во-первых, отношения с европейскими государствами провозглашены традиционно приоритетным направлением российской внешней политики. Главной целью этой политики является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Поэтому ключевое значение приобретают отношения с Европейским союзом (ЕС);
    во-вторых, реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия придает важное значение сотрудничеству с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте.
     На базе новых принципов современного внешнеполитического курса Российской Федерации создаются благоприятные перспективы и для переориентации ее отношений с Литвой, Латвией и Эстонией в русло добрососедских и взаимовыгодных торгово-экономических отношений. При этом непременным условием развития разностороннего и полноценного сотрудничества является уважение названными прибалтийскими государствами национальных интересов России, включая вопрос о соблюдении прав русскоязычного населения в этих странах.
     Таким образом, в данный момент складывается уникальная международная обстановка, при которой стратегические цели как России, так и государств Балтии совпадают в главном - объективном стремлении к интеграции в европейское экономическое пространство. И вопрос здесь не в том, кто первым повернется лицом к общеевропейским политическим и экономическим институтам (для Прибалтики это уже давно состоявшийся факт), а в том, чтобы активное включение России в деятельность этих институтов не создавало для нее дополнительных трудноразрешимых проблем (типа калининградской).
    Как показывает практика международных экономических отношений, позитивные сдвиги именно в этой сфере, как правило, предопределяют последующее благоприятное развитие двусторонних связей политического и гуманитарного характера.
    Сегодня очевидным фактом является то, что, несмотря на имеющиеся негативные моменты в области политических отношений с Россией, ни одна из бывших прибалтийских республик практически не может обойтись без экономического сотрудничества с ней и, прежде всего, без поддержания устойчивых связей в сфере транспортных услуг. Россия располагает достаточно эффективными инструментами экономического воздействия и реагирования как на общую ситуацию в регионе,  так и   на  возникающие проблемы  в  рамках двусторонних отношений.
     Серьезное и предметное обсуждение на парламентских слушаниях состояния и перспектив развития торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и государствами Балтии позволит на уровне законодательной и исполнительной ветвей государственной  власти выработать комплекс конкретных мер, направленных на усиление экономического фактора в отношениях с этими странами, и скоординировать взаимные усилия по защите интересов российских соотечественников и оказанию им практической помощи.