Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 30 Торгово-экономические отношения России со странами Балтии и интересы соотечественников


Выводы, рекомендации

     1. Расширение Европейского союза на Восток (с включением в его состав прибалтийских государств) поставило Россию в новую геополитическую ситуацию (одна из наиболее острых проблем - положение Калининградской области, имеющей общую границу с Литвой).
    Этот процесс предполагает и определенный пересмотр прежних подходов, внешнеполитической стратегии и тактики, выстраивание отношений России с государствами Балтии на сбалансированной и прагматичной основе.
    "Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения" (из "Концепции внешней политики Российской Федерации", 2000 г.).
    2. Принимая во внимание неурегулированность правовых и гуманитарных проблем, связанных с правами соотечественников в странах Балтии, и в целях стабилизации отношений России с этими государствами можно было бы уже в настоящее время выделить ряд возможных направлений сотрудничества, которые не связаны с текущей политической ситуацией в этих странах. Такими вопросами, представляющими взаимный интерес, могли бы быть:
    совместное экономическое сотрудничество в рамках многостороннего пилотного проекта Евросоюза "Северное измерение" (для стран Балтийского региона), в котором принимает участие Калининградская область Российской Федерации;
    борьба с незаконной транспортировкой оружия и незаконным оборотом наркотиков через балтийские страны в Россию;
    проблемы экологии Балтийского моря.
    3. Одной из серьезных проблем, сдерживающих развитие торгово-экономических отношений Российской Федерации с государствами Балтии, является отсутствие соответствующей договорно-правовой базы экономического сотрудничества. Так, например, в отношении Эстонии продолжает действовать режим двойного налогообложения, а с Латвией не заключено соглашение о взаимной  защите инвестиций. Это наносит существенный ущерб эстонским аграрному и промышленному секторам, традиционно связанным с российским рынком, а также сдерживает сотрудничество с Латвией в инвестиционной сфере.
    Можно было бы рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть перспективы решения этих вопросов и заключения соответствующих межправительственных соглашений.
    4. При всей сложности и противоречивости взаимоотношений с постсоветскими прибалтийскими государствами единственным направлением успешного сотрудничества в экономической сфере оставался транзит российских товаров в Европу через портово-транспортную инфраструктуру прибалтийских стран. Только за последнее пятилетие общий объем транзита увеличился в 1,5 раза, а его удельный вес вместе с сопряженными отраслями составляет свыше 20% суммарного ВВП стран Балтии. Общее транспортное пространство продолжает функционировать на взаимовыгодной основе.
    Вместе с тем, в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности России и прямого выхода российских товаров на потребителей стран Западной Европы, предусмотрено создание Балтийской трубопроводной системы, завершение в 2002 году строительства первой очереди нефтетерминала в Приморске, увеличение мощностей контейнерных терминалов и строительства нового комплекса по переработке минеральных удобрений в порту Санкт-Петербурга. В результате произойдет частичное перераспределение грузопотоков российского экспорта в северо-западном направлении.
    5. В связи с предстоящим переходом стран Балтии на европейские стандарты, в соответствии с требованиями ЕС, российским производителям и поставщикам машиностроительной продукции также необходимо обеспечить соответствие поставляемых ими изделий вводимым в Прибалтике евростандартам, повысить качество технического обслуживания, сервисной и предпродажной подготовки, рекламно-информационного обеспечения.
    Определенные резервы в развитии взаимного сотрудничества заложены в производственной сфере (традиционные сферы кооперации), в приватизации предприятий газового и энергетического комплекса стран Балтии.
    6. Как показывает анализ, за период становления демократического российского государства Правительством Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации была проделана значительная работа по защите законных прав и интересов российских соотечественников в странах Балтии, приняты содержательные программные документы, направленные на последовательную реализацию этих приоритетных целей и задач внешней политики страны. Регулярно эти проблемы рассматривались на парламентских слушаниях.
    С учетом принятия новой Концепции внешней политики Российской Федерации, а также новых стратегических и тактических задач, обусловленных расширением Евросоюза, представляется целесообразным актуализировать принятые ранее правительственные программы поддержки соотечественников за рубежом и на этой основе подготовить и принять новый вариант документа, учитывающий реалии настоящего времени.
    Это позволит создать обновленную нормативно-правовую основу для последующего развития равноправных и взаимовыгодных отношений между Российской Федерацией и государствами Балтии, для разносторонней поддержки политических и гражданских прав, а также экономических интересов российских соотечественников, проживающих в этих странах.