Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 30 Торгово-экономические отношения России со странами Балтии и интересы соотечественников


О реальной поддержке соотечественников

     Для государств Балтии после обретения ими независимости не существовало дилеммы: в какую сторону осуществлять политический и экономический поворот - в сторону Запада или в сторону России. Выбор был однозначным: на Запад. Этот же вопрос стоял и перед Россией, которая также выбрала в качестве приоритетного курс на интеграцию в европейское экономическое пространство.
    Данное совпадение стратегических по своим целям интересов создает реальную основу для постепенной нормализации на взаимовыгодной основе торгово-экономических отношений России со странами Балтии. В последнее время появляется понимание того, что при наличии довольно серьезных внутренних проблем в каждой из трех стран естественная для них интеграция в европейское и мировое экономическое пространство не должна вести к потере столь же естественных экономических и научно-технических связей с Россией и другими странами СНГ. Более того, подобная политика была бы в основе своей ущербной для любой из стран Балтии. По экспертным оценкам, при более полном и сбалансированном использовании благоприятного геополитического положения этих стран суммарная внешнеэкономическая деятельность на западном и восточном направлениях позволяет в 1,5 раза увеличить их ресурсный потенциал и соответственно объективные возможности ускорения экономического и социального развития.
    Вместе с тем, объективная ситуация пока такова, что в настоящее время в российско-балтийских политических отношениях наиболее острой и нерешенной продолжает оставаться проблема положения русского и русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), защиты их законных интересов и гражданских прав. Принятое в 1993-1994 годах в Латвии и Эстонии дискриминационное законодательство, ущемляющее гражданские права русскоязычной части населения, продолжает оставаться главным пунктом разногласий между Россией и этими двумя государствами (в Литве был реализован "нулевой вариант", при котором все население страны приняло литовское гражданство).
    Формирование в России государственной политики в отношении соотечественников за рубежом за период с 1994 года по настоящее время происходило поэтапно, и от защиты их гражданских прав в форме политических заявлений и оказания моральной поддержки перешло в стадию разработки комплексных долгосрочных мероприятий по оказанию правовой, гуманитарной и экономической поддержки соотечественников, в том числе проживающих в государствах Балтии.
     В соответствии с Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" от 11 августа 1994 г. 1681 Правительством РФ было принято постановление "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" от 31 августа 1994 г. 1064 и утверждены Основные направления. Был также утвержден перечень первоочередных мероприятий по поддержке соотечественников в государствах-участниках СНГ, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике на 1994-1995 годы.
    Этим же постановлением Правительства РФ была образована Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, в состав которой вошли представители Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Федерального Собрания РФ,  а также представители общественных организаций страны. Основной задачей Комиссии были определены координация деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и общественных организаций в вопросах реализации Основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, а также систематическое информирование Правительства РФ и Президента РФ о ходе этой работы.
     В Основных направлениях Правительство не только обозначило ключевые подходы к решению проблемы соотечественников как одного из новых направлений внешней политики России, но и определило наиболее оптимальные пути к достижению поставленных целей. В частности, подчеркивалось, что российская помощь соотечественникам за рубежом должна оказываться на основе соответствующих двусторонних договоров и соглашений и принятия мер, согласованных с органами власти той или иной страны. При этом как содержание договоров, так и другие принимаемые меры по поддержке соотечественников должны учитывать специфику ситуации в каждой стране.
     Правительством РФ было твердо заявлено о том, что оно намерено всеми способами, признанными международным правом, не допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом. Решение вопросов финансового, торгово-экономического, социального, военно-политического сотрудничества России с конкретным государством будет ставиться в зависимость от реальной позиции его руководства в области соблюдения прав и интересов россиян на его территории. Однако любое вынужденное принятие жестких мер должно осуществляться только после серьезного анализа ситуации, с учетом интересов тех людей, которых Россия защищает.
     Общий комплекс мер, предусмотренных Основными направлениями, охватывал следующие сферы: политико-правовую, информационную, дипломатическую, экономическую и социально-культурную.
    Экономическая сфера воздействия на ту или иную страну является, как правило, наиболее эффективной.  При позитивном развитии двусторонних межгосударственных отношений со странами Балтии целесообразно поощрять позитивные кооперационные связи российских предприятий с предприятиями этих стран, на которых работают соотечественники. Другие формы поддержки: содействие разработке конкретных проектов сотрудничества общественных и коммерческих структур, создание совместных предприятий и фондов, выкуп предприятий в российскую собственность, если большинство их работников являются соотечественниками.
    Вместе с тем, в случае грубого нарушения прав соотечественников, в необходимых случаях могут приниматься меры, допускаемые международным правом в отношении того или иного государства: введение ограничений в торговле и экономических связях; изменение таможенного режима; отмена льгот физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории России.
    Федеральное Собрание Российской Федерации со своей стороны также развернуло последовательную работу в защиту прав соотечественников: Государственной Думой первого созыва в декабре 1995 года была принята Декларация о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам (постановление Государственной Думы от 8 декабря 1995 г. 1476-I ГД).
    Декларация, исходя их положений Конституции Российской Федерации, Устава ООН, важнейших международных пактов и конвенций о гражданских и политических правах, провозгласила, что Российская Федерация как правопреемница бывшего СССР считает российской диаспорой всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами Российской Федерации и признающих свою духовную или культурно-этническую связь с Российской Федерацией или любым из субъектов Российской Федерации.
    В Декларации содержался широкий перечень конкретных направлений защиты прав и интересов российских соотечественников, по которым Россия, Государственная Дума намерены оказывать активное содействие. В части поддержки экономических интересов соотечественников предусматривалось оказание содействия российской диаспоре в полноправном участии в обеспечении экономического прогресса и развития как государства своего постоянного проживания, так и Российской Федерации.
     В этих целях ставилась задача проведения более активной политики в сфере занятости. Одновременно предполагалось, что при финансировании на конкурсной основе государственных закупок и размещении контрактов на выполнение работ за рубежом отдавать предпочтение (при прочих равных условиях) тем фирмам и организациям, которые активно используют труд российских соотечественников. Российская Федерация также брала на себя обязательство содействовать инвестициям российских соотечественников в экономику страны. В случаях дискриминации российских соотечественников в области основных прав и свобод человека, прав меньшинств, нарушения властями государств общепризнанных норм международного права Российская Федерация выразила намерение оказывать своим соотечественникам материальную поддержку и в необходимых случаях содействовать их репатриации на российскую территорию.
    Следует отметить, что как программные документы Правительства по поддержке соотечественников, так и Декларация Первой Государственной Думы, принятые молодой демократической Россией, имели важное политическое и международное значение, поскольку опирались на новые исторические реалии и современные нормы международного права. Их концептуальная и практическая основа применительно к странам Балтии не утратила своей актуальности и сегодня. Другой вопрос - в том, что начальный этап переходного периода России от одной общественно-политической и экономической формации к другой оказался крайне трудным и болезненным. Кризисные явления в сферах экономики и финансов самой России, накладываясь на радикализацию антироссийского политического курса в прибалтийских государствах, значительно сократили возможности реализации многих конструктивных положений, содержавшихся в указанных программных документах Российской Федерации.
    Как показал опыт реализации Основных направлений государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, наиболее трудной проблемой в этом деле является недостаточная проработка или отсутствие конкретных механизмов реализации предусмотренных программами мер по поддержке соотечественников. Принимая во внимание именно этот недостаток, Правительство РФ 17 мая 1996 года приняло постановление ( 590) "О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом", в котором, в частности, было отмечено, что проблема соотечественников является значимым фактором в формировании отношений России с государствами-участниками СНГ и государствами Балтии и внутриполитической ситуации в каждой из этих стран (в том числе и в России)".
    Среди ряда конкретных мероприятий указанной Программы, направленных на создание в соответствующих странах реальных условий для соблюдения прав и свобод человека, наиболее перспективным представляется предложение о продолжении переговоров с государствами Балтии относительно заключения двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах урегулирования проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников. Предусматривались также интенсификация культурных связей и создание в этих странах информационно-культурных центров.
    В настоящее время сформировались определенные предпосылки для качественных изменений в отношениях с прибалтийскими странами. В России существенно стабилизировалась  политическая и социально-экономическая обстановка, появились реальные возможности для последовательной реализации широкого комплекса мер по защите прав и интересов соотечественников.
    В этой связи представляет значительный интерес разработанная Правительством Москвы Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы. Основной целью Программы является создание эффективной системы мер по поддержке российских соотечественников за рубежом, оказание им помощи и консолидация российского зарубежья. В качестве приоритетных определены задачи: содействие объединениям соотечественников в самоорганизации диаспоры (собирание "русского мира"); создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективную систему культурного, информационного, правового и экономического взаимодействия с зарубежной диаспорой; активизация усилий по укреплению и развитию образования на русском языке, места и роли русского языка и культуры; установление и налаживание связей хозяйствующих субъектов Москвы с деловыми кругами российского зарубежья.
     В основу Программы заложен принцип подхода к российской диаспоре как к важнейшему демографическому, интеллектуальному и социально-культурному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и решения проблем за счет привлечения потенциала диаспоры.