АВ 2002г. Выпуск 30 Торгово-экономические отношения России со странами Балтии и интересы соотечественников
Особенности торгово-экономических отношений России с государствами Балтии
При выработке стратегии развития межгосударственных отношений Российской Федерации с прибалтийскими странами необходимо учитывать ряд исторически сложившихся особенностей данного региона.
Государства Балтии по сравнению с другими республиками находились в составе Советского Союза в течение относительно небольшого исторического периода и, в отличие от других республик, имели наиболее высокий уровень социально-экономического развития. В едином народнохозяйственном комплексе Прибалтика занимала ведущие позиции в ряде отраслей промышленности (приборостроение, электроника, транспортное машиностроение и др.). Сельское хозяйство стран Балтии отличалось высокой товарностью. Прибалтийские порты обеспечивали кратчайший выход в Европу и Атлантику, что помимо торгово-экономического имело и важное военно-стратегическое значение.
Существовала высокая степень взаимозависимости с экономикой других бывших республик, и, прежде всего, России. Так, например, около четверти выпускаемой в Литве, Латвии и Эстонии продукции отраслей материального производства вывозилось в другие союзные республики, а в общем объеме потребления в этих республиках почти треть приходилась на продукцию, ввозимую из других регионов страны. Из России в страны Балтии на постоянной основе осуществлялись поставки таких важнейших товаров, как газ, нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, цветные металлы, химическая продукция.
Таким образом, объективно как страны Балтии, так и Россия имеют взаимный интерес к продолжению торгово-экономического сотрудничества и производственных кооперационных связей, сложившихся на основе прежней специализации.
Необходимо отметить, что в постсоветский период характерной особенностью двусторонних отношений России с Латвией, Литвой и Эстонией (в отличие от других стран, с которыми торговые операции осуществляются в нормальном деловом режиме) является то, что здесь вопросы внешнеэкономического характера тесно переплелись с проблемами национальной безопасности России (расширение НАТО на Восток), защиты прав русскоязычного населения в этих странах, неурегулированностью границ Российской Федерации с каждым из трех государств. Так, с Литвой договор о границе пока не ратифицирован Государственной Думой, а с Латвией и Эстонией такие договоры еще не подписаны.
Другая характерная особенность экономических отношений со странами Балтии - особая и весьма существенная роль приграничного сотрудничества. Для России - это одна из важнейших составляющих межгосударственных отношений с зарубежными странами: из 89 субъектов Федерации около половины являются приграничными или прибрежными.
В настоящее время в основном создана и совершенствуется соответствующая правовая база в целях поддержки развития межрегионального и приграничного сотрудничества. Согласно российскому законодательству установление пограничного и таможенного режимов входит в компетенцию федеральных властей, а координация международных и внешнеэкономических связей регионов является предметом их совместного ведения с федеральным центром. С января 1999 года действует Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", разработанный группой депутатов Государственной Думы второго созыва.
В развитии приграничного сотрудничества государств Балтийского региона наряду с Россией и тремя прибалтийскими странами участвуют также Германия, Дания, Норвегия, Польша, Финляндия и Швеция. При этом Россия представлена здесь Санкт-Петербургом и четырьмя другими субъектами Федерации (Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областями). В целом отношения строятся на деловой и конструктивной основе.
Что касается жизненной важности для российских регионов этой формы торговых связей то, например, почти половина населения Калининградской области поддерживает свое жизнеобеспечение благодаря именно приграничному товарообмену. При этом интенсивность посещения области гражданами Литвы и Польши в четыре раза выше по сравнению с посещаемостью этих стран калининградцами.
В отличие от Запада (в частности, США), где отношения со странами Балтии (Латвия, Литва, Эстония) до недавнего времени формировались как отношения с единым целым, Российская Федерация еще в феврале 1997 года обнародовала разработанную Министерством иностранных дел РФ "Долговременную линию России в отношении стран Балтии". В этом документе впервые была сформулирована стратегия, в основу которой был положен дифференцированный подход к каждой из стран. Россия не рассматривает прибалтийские страны как единое целое, а строит свои отношения с ними в зависимости от положения с интеграцией русских и русскоговорящих в этих государствах. С фактическим состоянием дел в этой области увязывалось и решение вопросов развития торгово-экономических отношений, а также заключения договоров о границах (Эстония, Латвия). Интенсивность развития двусторонних политических и экономических связей ставилась в прямую зависимость от готовности той или иной прибалтийской страны налаживать добрососедские отношения с Россией.
В целом для торгово-экономических отношений России и стран Балтии, если проследить их состояние за период с 1994 года по настоящее время, характерны довольно значительные колебания, спады и подъемы, что объясняется не только политической конъюнктурой, но и происходившими изменениями цен по ключевым товарным позициям, а также российским дефолтом 1998 года, оказавшим серьезное и продолжительное негативное воздействие на внешнеэкономические процессы.
Сводные данные по экспортно-импортным операциям России с тремя прибалтийскими странами, основанные на таможенной статистике (с ориентировочным прогнозом по текущему году) за период с 1994 по 2002 годы характеризуются следующими объемами (в млн. долларов США):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Период после дефолта 1998 года совпал с улучшением конъюнктуры мирового рынка по энергоресурсам и ряду других основных товаров, поставляемых Россией в страны Балтии (черные и цветные металлы, минеральные удобрения и др.). Девальвация рубля позволила отечественным товаропроизводителям повысить конкурентоспособность российского экспорта. В результате в 2000 году произошло резкое увеличение его объемов, что подтверждается приведенными выше данными.
Что касается импорта из прибалтийских стран (преимущественно товары потребительского спроса), то его объемы зависели главным образом от недостаточной платежеспособности населения России и повышения импортных пошлин. Переориентация на закупки более дешевого продовольствия в США и странах ЕС, а также налаживание в России производства импортозамещающей продукции, привели к значительному уменьшению объемов поставок на российский рынок товаров из стран Балтии.
Удельный вес сырьевой группы поставляемых из России товаров (нефть и нефтепродукты, газ, минеральные удобрения) составляет почти 75% от общего объема импорта Литвы, около 60% импорта Латвии и почти половину импорта Эстонии. Для Эстонии особое значение имеют поставки черных металлов, алюминия и изделий из них. Быстрорастущей статьей импорта прибалтийских стран являются древесина и продукция лесопереработки, которые затем реэкспортируются на Запад.
Обращает на себя внимание долгосрочная тенденция к падению объемов российских поставок машиностроительной продукции в страны Балтии. Так, по итогам 2000 года удельный вес этой продукции составил от общего объема импорта: по Литве - 6,7%, Латвии и Эстонии - в пределах 3,6%. Основными причинами сложившегося положения являются: неконкурентоспособность и завышенные цены на изделия, морально устаревшие и пользующиеся ограниченным спросом на местном рынке (легковые автомобили, тракторы, инструмент и др.). В то же время в российском импорте из прибалтийских стран доля машиностроительной продукции в 2000 году составила: по Эстонии - 59%, Литве - 40%, Латвии - 23%. Основой этой продукции являются комплектующие для сборочных производств (Литва) и подержанные легковые автомобили (Эстония). Другая значительная часть экспорта из этих стран в Россию - продовольственные товары (рыбные и мясные продукты). Кроме того, в Россию поступают фармацевтические товары (Латвия), пластмассы (Литва), а также изделия легкой промышленности.
Наряду с традиционными формами внешнеторгового обмена имеются, хотя и единичные, но позитивные примеры сотрудничества в производственной сфере. Так, в Литве (г.Рокишкис) с декабря 2000 года налажено сборочное производство автомобилей "Газель" и "Соболь" всех модификаций (до 6 тыс. штук в год) из комплектующих, которые поставляются АО Горьковским автозаводом. Российский концерн "Трансстрой" и латвийская компания "БМГС", выиграв торги, совместно осуществляют строительство объездного железнодорожного пути с применением новейших технологий в районе Вентспилского морского порта.
Одной из характерных особенностей торгово-экономических отношений между Россией и прибалтийскими странами является значительное превышение объемов импорта услуг из этих стран по сравнению с их российским экспортом. России, в частности, предоставляются услуги по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов, удобрений, металлов и ряда других товаров. Самые крупные объемы перевалки российской нефти на Балтике проходят через порт Вентспилс (11-13% от общего объема экспорта Латвии). Экспортные услуги по транзиту российских грузов оцениваются: через Латвию - до 500 млн. долларов в год, через Литву - до 400 млн. долларов. Значительно возрос грузооборот через порты Эстонии: так, за период с 1990 года по 2000 год объем этого грузооборота увеличился с 13 млн. тонн до 30 млн. тонн (наиболее высокий показатель роста по сравнению с другими странами Балтии).
В настоящее время в торгово-экономических отношениях России с этими странами наиболее серьезными сдерживающими факторами являются следующие. Прежде всего, как уже отмечалось, это неконкурентоспособность многих видов российской промышленной продукции и недостаточная поддержка российского экспорта в страны региона из-за отсутствия финансовых средств. Наряду с этим высокая энерго- и металлоемкость выпускаемой продукции, недостаточная степень надежности, неудовлетворительный дизайн, неразвитость сервисного обслуживания и рекламно-информационной работы, отсутствие дилерской сети. Все это приводит к вытеснению российских машин и оборудования с рынка прибалтийских стран (зерноуборочная техника, колесные тракторы и др.).
В связи с интеграцией стран региона в Евросоюз и их переходом на евростандарты возникают новые внешние барьеры на пути российского экспорта в Прибалтику. В частности, на ряд готовых промышленных изделий (автомобили, дорожная и сельскохозяйственная техника, изделия из черных металлов и др.) уже действуют более высокие импортные пошлины, осуществляется процесс правовой и технической гармонизации стран Балтии с Евросоюзом с целью перехода на более высокие технические стандарты. В отдельных случаях предпринимаются антидемпинговые меры в отношении ввозимых российских товаров. Негативно влияет на объемы экспортных поставок российских товаров и конкуренция со стороны других государств СНГ (Белоруссия, Украина).
В этой связи уместно напомнить одно из положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года о том, что в современном мире стала нормой жесткая конкуренция за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние, и в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной. Было подчеркнуто, что в период экономической слабости страны многие ниши на мировом рынке пришлось уступить, и они тут же были захвачены другими. Их никто так просто возвращать не хочет и не отдаст. За место под "экономическим солнцем", по словам Президента, нам нужно бороться самим.