АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)
Выступление Лукина В.П., заместителя Председателя Государственной Думы.
Мы проводим слушания "О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите".
Должен сказать, что это первые слушания по данной теме в Государственной Думе, хотя слушания по общим проблемам соотечественников за рубежом у нас были, и были неоднократно, в том числе и в эту сессию. Но обсуждались несколько иные стороны этой важной и одной из самых сложнейших проблем нашей жизни. Но сегодня было решено: выделить именно этот аспект, тоже достаточно сложный, которому раньше мы не уделяли должного внимания. Должен сказать в какой-то степени самокритично.
По разным источникам в странах бывшего Советского Союза сегодня проживает примерно от 300 до 400 тысяч граждан России. Я хочу уточнить, что речь не идет о наших соотечественниках вообще, а именно о российских гражданах, людях, которое приняли российское гражданство.
Они принадлежат, естественно, к разным национальностям, как и сама Россия. Среди них есть не только русские, но и белорусы, украинцы, армяне, грузины, туркмены, молдаване и так далее. Но объединяет их одно: они все - граждане России, а следовательно, являются абсолютно равными с ними в правах, и обязанностях, если не полностью равными, то юридически, практически почти равными.
Вот, где есть равенство и, где есть неравенство, и, где есть равенство на бумаге, но нет равенства по существу и, что надо сделать для того, чтобы эту ситуацию улучшить, нам с вами сегодня предстоит разобраться.
Я хотел бы напомнить, что на прошлой неделе Совет Федерации одобрил принятый до этого Госдумой Закон "О гражданстве Российской Федерации". Как вы знаете, по этому закону были, продолжаются и еще будут большие дискуссии. Закон сложный и, на мой взгляд, весьма противоречивый. Но в этом законе во всяком случае четко закреплено, что гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации. Это я имею статью 7 этого закона.
Эта норма полностью повторяет норму, которая содержится в Конституции России, а именно в статье 61 Конституции.
Российская Федерация обязана обеспечивать всем своим гражданам, в том числе и тем, кто проживает за ее пределами, возможность пользоваться всеми правами, содержащимися в нашей Конституции и федеральном законодательстве, а также возможность защищать права и охраняемые законом интересы.
К сожалению, однако, практика показывает, что права граждан России, постоянно проживающих в странах СНГ и Балтии, весьма нередко нарушаются. Ну, вот в самом предварительном порядке позволю себе перечислить те нарушения, которые мы знаем и фиксируем.
Прежде всего, граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами. А это влечет за собой существенные ограничения их прав и свобод, даже там, где имеются соответствующие двухсторонние и многосторонние соглашения между Россией и государствами или группами государств относительно правового статуса граждан. Тем не менее, права эти нарушаются.
Затем обладателям российского гражданства очень часто отказывают в трудоустройстве наравне с гражданами соответствующих стран и, в первую очередь, их увольняют. Далеко не в первую очередь их принимают на работу. Эта проблема весьма серьезная.
Далее их лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания, и получение же образования за границей за счет государства фактически недоступно или крайне мало доступно. Поскольку этим правом практически пользуются только выпускники школ титульных национальностей.
Далее, гражданам Российской Федерации зачастую отказывают в получении социальных пособий и льгот: в медицинском обслуживании, в пенсионном обеспечении.
Далее, нередко граждане Российской Федерации подвергаются преследованиям, притеснениям, угрозам на бытовом уровне, без всяких видимых оснований, а только потому, что они граждане России, а не какого-нибудь иного государства.
Ну, и, наконец, весьма нередко граждане Российской Федерации лишены защиты и покровительства со стороны консульских учреждений и посольств российских же в государствах пребывания. С одной стороны, иногда из-за значительных расстояний. С другой, просто из-за нежелания чиновников этих ведомств портить отношения с властями страны пребывания. Их задача, дипломатов, знаю это по себе, производить о себе приличное впечатление, так сказать, и создавать какую-то комфортную обстановку. А, конечно, такая жесткая защита наших соотечественников не вписывается в этот сценарий. Возникают противоречия, и эти противоречия иногда решают наши дипломатические чиновники не в пользу соотечественников, не в пользу граждан России, что абсолютно неправильно, потому что одна из основных, если не основной задачей наших дипломатических представительств - это защита интересов.
Достаточно посмотреть на опыт других демократических стран, начиная с самой сильной и мощной - Соединенных Штатов, как они защищают граждан. Я вспоминаю, что они даже войну начали в свое время и захватили Нарьегу в государстве под красивым и звучным названием Панама потому, что как среди прочего, как сообщила американская пресса, один боец Панамской национальной гвардия попытался изнасиловать одну американку - гражданку Соединенных Шатов Америки. Да, и это ей не понравилось. Иначе бы об изнасиловании речь не шла, как вы понимаете.
Вот они оккупировали Панаму, захватили Нарьегу, который до сих пор сидит, значит, в клетке, у них в тюрьме по приговору.
Ну, я не призываю следовать этому примеру. Америка все-таки страна специфическая при всех, так сказать, своих положительных свойствах. Но все же вот как-то учитывать опыт "старших братьев" необходимо.
Значит, в общем, то, что я сказал, это, конечно, малая толика того, что можно перечислить. Как улучшить ситуацию в этой области, как добиваться того, чтобы власти стран проживания наших соотечественников, граждан России, активно сотрудничали с нашей страной, с ее ведомствами в том деле, когда речь идет о соблюдении прав человека. Конечно, национальной принадлежности, религиозного статуса и так далее. Вот эта проблема, которую, по-моему, следовало бы обсудить.
Вы, наверное, имеете проект рекомендаций, которые представлены. Они довольно развернутые, широкие, ориентированные на конкретику, на мой взгляд. Но, я думаю, что, тем не менее, это не предел совершенства. И в ходе работы нашей будут наверняка высказаны многие интересные мысли и предложения, которые, безусловно будут внесены для того, чтобы усовершенствовать наши рекомендации. А рекомендации эти будут, естественно, представлены Президенту, Правительству России, в другие государственные органы, которые за эту проблему отвечают.
Я хотел бы сказать, что в наших слушаниях принимают участие депутаты Федерального Собрания обеих палат. С удовольствием приветствуем здесь представителя Совета Федерации Олега Евгеньевича Пантелеева и представителей научной общественности, творческой интеллигенции, специалистов международного права и гуманитарных проблем в России и стран СНГ, и Балтии, членов Совета соотечественников при Государственной Думе, руководителей зарубежных общественных организаций. Разумеется, мы будем рады, если все они выскажутся.