АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)
Выступление Игрунова В.В., заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Уважаемые коллеги, эти слушания готовил Борис Николаевич Пастухов. Он уделяет огромное внимание и придает большое значение этим слушаниям. Вы и сами понимаете, что для Российской Федерации положение российских граждан за рубежом является одной из приоритетных внешнеполитических проблем. И об этом говорил Владимир Петрович Лукин. И поэтому, конечно же, для него было чрезвычайно важно выступить здесь с докладом.
Но, к сожалению так сложилось, что на сегодня выпало второе чрезвычайно важное внешнеполитическое мероприятие России. Сегодня в Минске рассматривается Конституционный акт России и Белоруссии, одним из главных разработчиков которого является Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Еще вчера Борис Николаевич Пастухов был намерен выступить здесь. Но по личной просьбе Лукашенко сегодня вместе с Министром юстиции Чайка он улетел в Минск. Поэтому я счел бы правильным не столько выступить самому, у меня будет возможность это сделать позже, сколько зачитать подготовленный им выступление, для того чтобы каждый из вас мог иметь представление о позиции Комитета в целом.
Итак, уважаемые участники парламентских слушаний, Комитет Государственной Думы по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками наряду с остальной, присущей ему по определению, деятельностью проводит огромную работу, направленную на защиту прав и свобод наших соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии.
Уже с первых дней существования Государственной Думы депутаты Комитета активно включились в законотворческую работу по созданию нормативно-правовой базы для отношений с нашими соотечественниками и согражданами из новых суверенных государств.
С их непосредственным участием был разработан ряд законов, которые по известным причинам требовали немедленного вступления в действие. Это Закон "О вынужденных переселенцах", другие законы, был доработан Закон "О беженцах". Также по инициативе депутатов комитета в 1995 году была создана не имевшая до того момента аналога в системе российской власти структура - Совет соотечественников при Государственной Думе, который действует и по сей день.
Задуманный, как постоянно действующий консультативный орган, представляющий в российской столице соотечественников, проживающих в государствах СНГ и Балтии, он является ценным помощником в нашей работе, богатым источником информации из первых уст, с мест, где проживают и работают миллионы наших зарубежных соотечественников.
Прямым результатом деятельности Совета соотечественников при Госдуме стала разработка и принятие в 1999 году Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Также мы считаем, что этот Совет во многом способствовал сплочению и выработке более конструктивной позиции общественных организаций наших зарубежных соотечественников.
В последние годы произошли заметные структурные организационные преобразования, которые привели к укрупнению русских общин ближнего зарубежья, созданию региональных координационных центров. И это положительно сказывается на содержании и качестве работы с соотечественниками, выработке мер по защите их прав и свобод, улучшении их экономических и социально-бытовых условий.
Кстати, сегодня на наших слушаниях принимает участие члены Совета соотечественников, представляющие все бывшие республики Советского Союза. Я думаю, что многие из них выступят и выскажутся по затронутой нами проблеме. В любом случае, хочу подчеркнуть, что общение с ними в нашем Комитете всегда приносит много нового. Количественные, а очень часто и качественные изменения в нашей работе связаны с разрешением проблем соотечественников.
В свете законотворческой работы депутатами нашего Комитета за эти годы были организованы и прошли на высоком профессиональном уровне десятки парламентских слушаний, главной темой которых были различные аспекты мониторинга, связанного с нашими соотечественниками, проживающими в государствах СНГ и Балтии.
Но никогда до сих пор не было парламентских слушаний на тему, которую мы намерены рассматривать сегодня, о положении в странах СНГ и Балтии наших соотечественников, которые за последние десять лет приняли российское гражданство, но по разным причинам не переселились в Россию, как того требует формальная логика, а продолжают жить там, где родились, где живут или жили их родители, многочисленные родственники, друзья, с которыми еще недавно они были одного гражданства - советского.
Мы перелопатили впечатлительное количество информационного материала для того, чтобы из под гор бумаги извлечь интересующую нас конкретику. Скажу прямо, некоторые детали нами полученной картины не то что озадачат, но заставляют на многие вещи смотреть по-иному.
Например, из почти-то 1 миллиона граждан России, зарегистрированных в качестве проживающих за границей, на страны СНГ и Балтии приходится около 40 процентов. Это при том, что в одной лишь Германии проживает больше российских граждан, чем во всем Содружестве независимых государств. О чем это говорит? Ни о том ли, что вынесенный нами сегодня для обсуждения вопрос не столь злободневный, как нам подумалось? Ничего подобного.
Нетрудно догадаться, почему более 300 тысяч наших граждан ныне находится в Германии, около 50 тысяч в США, несколько меньше в Греции, Финляндии и так далее. Большинство этих людей нашли себе там работу, временный заработок и считают, что условия для этого там лучше. Некоторые время они задержатся там, а потом обязательно вернуться на Родину, что благоустроиться здесь навсегда. Возможно они правы. Во всяком случае это их выбор, и мы не можем за это в чем-нибудь упрекнуть.
С другой стороны, это и признак перемен. Каждый имеет не только право, но и практическую возможность, будучи российским гражданином, выбирать место жительства и характер, и место работы за рубежом, не опасаясь при этом, что его лишат гражданства или, что еще хуже, обвинят в предательстве Родины.
Со всем другое дело, когда мы обращаемся к российским гражданам, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Они ведь не уехали туда на заработки. Да какие там условия для заработков? Наоборот, миллионы людей из этих стран приезжают в Россию без всякого, кстати, российского гражданства, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
Среди причин, которые побуждают жителей ближнего зарубежья принимать российское гражданство, на наш взгляд, преобладают следующие. Это, во-первых, нежелание терять связь с исторической этнической родиной, обостренное чувство сопричастности к делам и судьбе России, нежелание принимать гражданство страны проживания, зачастую рассматриваемой ими как предательство по отношению к России. Однако помимо эмоциональной составляющей, патриотических чувств, которые участвуют в принятии такого решения, безусловно, существуют и чисто прагматические, связанные как с понимаем своих свобод, так и с вопросами завтрашнего дня, которые относятся не столько к ним непосредственно, сколько к своим детям и внукам.
Это и нежелание связывать свое будущее с государством проживания в связи с ограничением прав и свобод и отсутствием перспективы получения образования, и обеспечение достойного уровня жизни детям, и понимание того, что в обозримом будущем все равно будут вынуждены покинуть государство проживания и переехать на постоянное место жительство в Россию.
Это и возможность беспрепятственного въезда в Россию, где есть родственники, захоронения, собственность, а для молодежи возможность продолжить обучение в России и затем беспрепятственно устроиться на работу. И, конечно же, огромное количество людей, которые принимают российское гражданство, намерены в обозримой перспективе покинуть страну проживания и переехать в Россию.
Те же наши сограждане, которые по различным причинам не в состоянии переезжать в Россию или даже не намерены осуществить этот шаг, так как считают страну проживания своей страной. И в этом, я думаю, они абсолютно правы. В повседневной жизни постоянно сталкиваются с массой проблем, которых нет у остальных российских соотечественников, принявших местное гражданство. И это, на первый взгляд, естественно. Ведь граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения об их правовом статусе в государствах проживания, все равно это влечет за собой существенные ограничения их прав и свобод. Из-за наличия у них российского гражданства им зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий, организаций. Их облагают дополнительными налогами и сборами, лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания, а получение образования за границей за счет средств государства им недоступно. Для наших российских граждан почти везде установлены ограничения на приобретение в собственность недвижимости, в том числе жилья.
Гражданам Российской Федерации нередко отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении, создают сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов и так далее. Поскольку консульские учреждения и посольства России находятся за многие сотни километров, а предложения Российской Федерации об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкивается на категоричные отказы руководства новых независимых государств.
В местах компактного проживания граждан РФ и российских соотечественников нарушаются их коллективные права через запрет на создание национально-культурных и административно-территориальных автономий. Они лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах исполнительной власти в государствах проживания. Граждане Российской Федерации ограничены возможностью защищать свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные защищают граждан РФ неохотно из опасений подвернуться преследованию. Иными словами они подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам очень часто только потому, что они граждане Российской Федерации.
Тем не менее, нельзя не отметить, что причиной, побудившей наших зарубежных соотечественников принимать российское гражданство в ущерб местному, зачастую перевешивает негативные последствия и личные невзгоды, которые привносит в их жизнь этот шаг.
Поэтому отношения Российского государства с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами России, в современных условиях приобретают особую актуальность, становятся важнейшим фактором и одним из приоритетных направлений внешней и внутренней политики Российской Федерации, поскольку граждане Российской Федерации в новых независимых государствах являются проводниками интересов России в этих регионах, реальным инструментом обеспечения интеграционных процессов Российской Федерации с этими государствами, что отвечает национальным государственным интересам России.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, в равной мере, как и граждане РФ, проживающие на территории России, имеют право на защиту и поддержку со стороны Российского государства. О том, какие меры осуществляются в нашей стране законодательной и исполнительной властью на этом направлении, я думаю, мы еще услышим в ходе слушаний. Сейчас же хотел бы остановиться на некоторых моментах, которые, как мне представляется, требуют обстоятельного разговора сегодня, в этом зале, а также конкретных шагов по их реализации в будущем.
Во-первых, мы неоднократно говорим, что законотворческую работу по формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и информационного пространства, следует считать одной из главных государственных задач, направленных на оптимизацию процесса интеграции постсоветского пространства. И это логично. Потому что достижение зримых продвижений в этой области непосредственно будет сказываться на обеспечении защиты и покровительства проживающих там российских граждан. Но мы об этом говорим, говорим, а воз, как говорится, и ныне там.
Сейчас уже мало кто отрицает, что десять лет Содружества не оправдали многие ожидаемые ранее надежды. СНГ хоть и не умерло, но не живет полноценной жизнью. Недаром уже на следующей, после юбилейного саммита, встрече на высшем уровне СНГ, ребром был поставлен вопрос о реформировании основ Содружества. А намеченный на конец мая очередной саммит отложен, как раз из-за неготовности предложить что-нибудь дельное. Думаю, что до осени еще есть время и нам следует добиваться того, чтобы в обновленной концепции СНГ вопросы его дальнейшего существования увязать крепко с вопросами, направленными на защиту прав и свобод наших граждан, которые живут в этих странах.
Необходимо внести вопрос о правовом положении граждан Российской Федерации в государствах СНГ на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи государств, участников СНГ в соответствии с международными документами о правах и основных свободах человека, Устава СНГ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, других многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений между государствами, участниками Содружества. Обратив при этом особое внимание на необходимость выработки оптимальных правовых норм для граждан государств, участников Содружества.
Нам следует провести инвентаризацию всей имеющейся правовой базы, регламентирующей отношения Российского государства со своими российскими гражданами, проживающими в новом зарубежье, в целях ее дальнейшего совершенствования, наполнения и приведения в рабочее состояние.
Отдельным вопросом, который еще прозвучит в ходе слушаний, является идея образования отдельного избирательного округа или округов для соотечественников, граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.
Призвав участников высказаться в этом направлении и возможно к следующим выборам мы должны будем вносить необходимые изменения в соответствующие федеральные законы.
В начале мая Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ, в соответствии с которым на Министерство иностранных дел было возложено участие в разработке основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом и осуществление мер по ее реализации. Также это ведомство будет заниматься подготовкой и представлением в установленном порядке предложений по совершенствованию российского законодательства в области отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также по внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению деятельности РФ в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.
Кроме того, на МИД возложена координация международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в отношении с соотечественниками, проживающих за рубежом, и обеспечение деятельности правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Представляется, что деятельность правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом следует резко активизировать и одним из конкретных шагов в этом направлении может стать создание при ней постоянно действующей группы юристов-международников для оказания юридической помощи и поддержки российских граждан, проживающих за рубежом. Поверьте, необходимость в этом назрела давно.
И вообще, учитывая беспрецедентно большое количество граждан России, постоянно проживающих за рубежом, нужно рассмотреть необходимость разработки концепции политики РФ в отношении этой категории людей. Думаю, что по этим вопросам более обстоятельно выскажется представитель МИДа, который присутствует на нашем заседании. Также хочу сказать, что на парламентские слушания приглашен квалифицированный, а главное, как мы полагаем, весьма заинтересованный в решении обсуждаемых сегодня проблем, состав участников. Ждем от вас, дорогие друзья, острого и конструктивного разговора.