АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть II)
ГРАЖДАН ИЗ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
- повышение качества демографического потенциала; - рост рождаемости; - прирост численности трудоспособного населения; - пополнение призывного контингента; - приток в страну грамотного, образованного населения; - компенсация за счет притока мигрантов части последствий "утечки умов" за границу; - приток квалификационной рабочей силы; - развитие рыночных отношений, новых секторов экономики; - усиление предпринимательской активности, создание новых рабочих мест (в том числе в малом бизнесе, сфере услуг); - замещение мигрантами "непрестижных" рабочих мест в реальном секторе экономики; - оживление ситуации на рынках жилья, земли; - рост потребительского спроса; - освоение мигрантами заброшенных земель, деревень, поселков; - использование мигрантами замороженных производственных мощностей в реальном секторе экономики. |
|
Таблица 8
ОРГАНИЗАЦИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ И ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДРУГИХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗАЩИТУ ИХ ПРАВ
ОБЩИЕ
|
|
|
|
- разработать Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении граждан России, проживающих в государствах СНГ и Балтии. |
|
- развивать практику рабочих поездок депутатов Государственной Думы в страны СНГ, их встреч с соотечественниками и отчетов на пленарных заседаниях Госдумы. |
|
- наладить более тесные контакты с организациями соотечественников по парламентской линии. Вести дело к их консолидации, направлять действия руководителей этих объединений на оказание реальной помощи соотечественникам, сохранение очагов русского языка, культуры, образования. |
|
- при поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для наших партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотечественники. |
|
- с учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродуктивного населения. |
|
- рекомендовать главам администрации регионов РФ сформировать действующий в реальном масштабе времени банк данных о потребностях в притоке рабочей силы, с указанием профессий и специальностей, отражающих возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства. |
|
- увеличить выделяемые роспосольствам средства на помощь соотечественникам. Шире использовать их на поддержку русскоязычных СМИ и проведение целевых мероприятий по пропаганде российской культуры. искусства и науки. |
|
- в целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для русскоязычных читателей этих стран. |
|
- возродить выпуск и профинансировать регулярное издание единой газеты для соотечественников, проживающих за рубежом "Голос Родины". |
|
- предусмотреть составление ежегодного общефедерального доклада ("Белой книги") о положении соотечественников в странах мира с указанием как на позитивные примеры отношения к ним со стороны властей стран проживания, так и на случаи систематических нарушений их прав. |
|
- развивать межвузовское сотрудничество, направленное в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений (по примеру МГУ им. М.В.Ломоносова, Российско-Славянских университетов и др.). |
|
- рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии. |
|
- содействовать установлению партнерских связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии. |
|
- активизировать работу в области укрепления позиций русского языка в странах СНГ и Балтии. Рассмотреть возможность разработки многоцелевой долгосрочной комплексной программы оказания профессиональной поддержки преподавателям-русистам. Такая программа должна содействовать дальнейшему развитию проводимых месячных курсов переподготовки и повышения квалификации русистов на базе российских университетов, проведению регулярных методических семинаров и конференций с участием ведущих российских специалистов, установлению контактов вузовских кафедр русской филологии. Продолжить уже ведущуюся работу по организации повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения из стран СНГ и Балтии. |
|
- организовать оздоровительный отдых и лечения детей соотечественников в Российской Федерации. |
|
- осуществлять мероприятия по поддержке русской культуры (проведение мастер-классов, гастролей русских театров, тематических выставок русской творческой интеллигенции из стран СНГ и Балтии, других культурных форумов). |
|
- активизировать работу по созданию российских культурных центров в государствах - участниках СНГ. |
|
- необходимо пересмотреть Закон о языке, сделать русский язык вторым государственным языком, что позволит русскоязычному населению не чувствовать себя ущемленным и создаст ему возможность трудиться во всех сферах хозяйственной жизни и управления, позволит активно участвовать в общественной и политической жизни Республики, участвовать в обсуждении законодательных документов. |
|
- для сохранения духовной связи русских со своей исторической родиной, необходимо ввести институт двойного гражданства. что принесет большие выгоды и армянскому народу. |
|
- необходимо реализовать программу социально-экономического возрождения двух оставшихся русских сел, которая неоднократно рассматривалась на заседаниях Российско-Армянской межправительственной комиссии по сотрудничеству и в настоящее время находится в Минфедерации РФ, Эта программа предусматривает газификацию сел, создание предприятия по переработке вырабатываемой крестьянами продукции (молока, капусты и н. др.), оборудованию фельдшерских пунктом, улучшению состояния сельских школ и повышению качества учебного процесса. |
|
- необходимо, чтобы Минобразования РФ целевым назначением выделяло места для русских детей и граждан РФ по рекомендации русской общины Армении. |
|
- остро стоит вопрос о необходимости создания в Ереване русского культурно-информационного центра, что явится важным фактором в деле сохранения в Республике русского языка, культуры, традиций и обычаев русского народа. |
|
- создание зарубежного избирательного округа по выборам в Государственную Думу, возможность делегировать в высший законодательный орган России своего депутата. |
|
- представляется, что улучшение положения российских соотечественников, в том числе и граждан РФ, станет возможным после улучшения социально-экономического положения всей республики, ликвидации экономической и транспортной блокады и решения вопроса статуса Нагорно-Карабахской Республики, возрождения экономического потенциала республики и ликвидации безработицы, которая является основной причиной миграции не только русского, но и армянского населения. |
|
- наметить план действий по формированию договорно-правовой базы российско-грузинского сотрудничества в сфере прав человека (диаспоры). |
|
- задействовать механизм российско-грузинских консультаций по линии МИД двух стран для обсуждения положения русскоязычного населения в Грузии с целью добиться осуществления действенного государственного контроля за соблюдением их прав. |
|
- поставить вопрос об упрощенном приобретении гражданства Российской Федерации участниками ВОВ, ветеранами труда, лицами преклонного возраста. |
|
- упростить процедуру оформления вида на жительство в РФ и получения постоянной регистрации по месту жительства с тем, чтобы перенести вопросы получения гражданства на органы МВД РФ, располагающие необходимым для этого механизмом. |
|
- решить вопрос о направлении в Тбилиси в состав Посольства представителя Федеральной миграционной службы МВД России. |
|
- с целью решения вопросов переселения соотечественников, обеспечения их жильем, трудоустройством на новом месте жительства разработать специальную Программу помощи соотечественникам, которая включала бы в себя: Банк данных, содержащий информацию о рабочих местах, условиях проживания, ценах на жилплощадь в разных регионах России и др. Целесообразно также создать общероссийский Центр юридической информации, знакомящий соотечественников за рубежом с новыми законодательными актами, изменениями в них. |
|
- в связи с тем, что основная часть соотечественников и граждан РФ в Грузии - это люди пенсионного возраста, ветераны, инвалиды войны и труда, т.е. лица, которые остались без социальной защиты и находятся за чертой бедности, важно организовать бесплатную медицинскую помощь (по примеру других государств открыть под патронажем РФ поликлиники, а еще лучше - стационарные медицинские комплексы). |
|
- войти в Правительство России с предложением ввести налоговые и таможенные льготы для российских фирм и организаций, непосредственно помогающим соотечественникам (в Грузии - "Лукойл", "Итера", РАО "ЕЭС", "Грузгаз", "Энергомашсбыт"). |
|
- возобновить выделение Посольству России в Грузии средств на оказание финансовой поддержки социально незащищенным и материально необеспеченным категориям соотечественников. Эта работа имела большой отклик, и ее прекращение после упразднения Минфедерации России было воспринято здесь с большим разочарованием. |
|
- добиваться закрепления позиций русского языка в Грузии путем достижения договоренностей о содействии его распространению. Ускорить разработку федеральной программы подготовки в российских ВУЗах специалистов из числа наших зарубежных соотечественников. |
|
- расширить работу по передаче на безвозмездной основе русским и русскоязычным школам ближнего зарубежья учебников и учебно-методических пособий. |
|
- оказать поддержку образовательным обменам между нашими странами (организация курсов повышения квалификации преподавателей, проведение олимпиад по русскому языку и литературе среди школьников, содействие в установлении и поддержании контактов и партнерских отношений между российскими и грузинскими ВУЗами путем обменов преподавателями и студентами, а также научной, методической и педагогической литературой). |
|
- добиваться заключения Межправительственного соглашения о сотрудничестве между Россией и Грузией в области информации. |
|
- добиваться восстановления трансляции на Грузия передач ОРТ и РТР. |
|
- рассмотреть возможность возобновления финансирования газеты общественных организаций соотечественников. Это было бы особенно актуально в условиях неблагоприятной информационной обстановки в Грузии применительно к России. |
|
- выделить средства на организацию подписки на российские печатные издания для общественных организаций соотечественников. |
|
- продолжить работу по формированию соответствующей правовой базы с целью открытия Российского центра науки и культуры в Грузии. |
|
- для практического решениям вопросов, связанных с обеспечение прав граждан РФ, прибывающих из Грузии на постоянное жительство в РФ, необходимо наличие в Грузии представительства ФМС МВД России, либо введение указом Президента России в штатное расписание Посольства России в Грузии должности советника по миграционным вопросам и связям с соотечественниками. |
|
- добиваться того, чтобы наши партнеры по СНГ, в первую очередь Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, на долю которых приходится почти 80% вынужденных мигрантов в России, принимали активное участие в поиске путей и реализации мер обеспечения их социальной защиты. |
|
Опыт показывает, что в сложившихся условиях было бы целесообразно вести работу на двусторонней основе, т.е. заключать двусторонние соглашения с каждым государством в отдельности. При этом, однако, нужно стремиться к подписанию в конечном итоге многосторонних соглашений и договоров. |
|
- российские соотечественники, подчас, не в состоянии собрать абсолютно все необходимые документы для оформления ходатайств и опросных листов (военные события в Абхазии, тяжелое материальное положение, потеря связей с родственниками в России и т.д.). |
|
Полагаем, что соответствующее законодательство России должно быть по возможности изменено в сторону щадящего режима (как по документальному оформлению, так и по оплате за него). |
|
- разработать механизм по выделению в России рабочих мест для соотечественников-выпускников российских вузов в странах ближнего зарубежья. |
|
- увеличение передающей мощности ретрансляторов российских теле- и радиоканалов на границах России с государствами СНГ и Балтии. Поставка комплектов аппаратуры для приема российских спутниковых программ и коллективного просмотра в общественных организациях соотечественников. |
|
- разработка механизма экономического сотрудничества российских предприятий и фирм с хозяйствующими субъектами за рубежом в которых большинство работников - русские. |
|
- выделение мест в ВУЗы Российской Федерации (по целевому набору) для молодежи из стран СНГ. |
|
- благотворительный дар учебников для русских школ (строго по заявкам русских общин и организаций соотечественников). |
|
- выделение средств для поддержки печатных изданий российских общин (выделение бумаги, техники и т.д.). |
|
- снабжение населения печатными изданиями РФ (оформление подписки). |
|
- помощь медикаментами. |
|
- организация стажировки в РФ не только учителей, но и медиков из ближнего зарубежья. |
|
-помощь в оперировании российских соотечественников в клиниках РФ. |
|
- при утверждении федерального бюджета на 2003 год предусмотреть выделение средств на финансирование реставрационных работ Дома-музея А.С.Пушкина в с.Долна (Республика Молдова), а также памятника, посвященного победе русского оружия на территории Молдавии (памятник в г.Вулканешты, посвященный победе русской армии под командованием фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского над турками в 1770 году). |
|
- приоритетными в развитии отношений с Узбекистаном должны быть усилия по сохранению и развитию русского языка в республике. |
|
- российской стороне на всех уровнях контактов узбекской стороной представляется желательным вести дело если не к тому, чтобы придать русскому языку статус официального (это маловероятно), то, хотя бы, восстановить официально его статус как языка межнационального общения, а также предпринимать необходимые меры в сфере образования русских детей и молодежи. В этих целях сконцентрировать работу по следующим направлениям: |
|
- создание в Ташкенте российско-узбекского (славянского) университета, открытие в Узбекистане филиалов российских вузов и организация их деятельности на официальной основе (необходима заинтересованность обеих сторон); открытие в Ташкенте российского колледжа или лицея, который мог бы работать на коммерческой основе при спонсорском содействии российских предпринимательских структур. Интерес к таким учебным заведениям в русской диаспоре и даже среди узбеков достаточно высок; |
|
- для повышения квалификации и методического уровня преподавания продолжить практику приглашения на регулярной основе преподавателей школ и классов с русским языком обучения, а также целевого выделения (исключительно через Посольство) учебников для русскоязычных учащихся и методической литературы для учителей русской словесности; |
|
- форсировать выполнение Соглашения (от 06.05.98 г.) об открытии в Ташкенте русского информационно-культурного центра, а также воссоздание Общества дружбы "Россия - Узбекистан" (в РУ уже зарегистрировано и функционирует Общество дружбы "Узбекистан - Россия"); |
|
- оказание поддержки Русскому культурному центру Республики Узбекистан (приобретение оргтехники, видеоаппаратуры, видеофильмов, компакт дисков и т.п.); |
|
- поддержка социально незащищенных слоев граждан России, в т.ч. выделение средств Посольству для оказания экстренной гуманитарной и медицинской помощи, организация медицинской реабилитации-ветеранов ВОВ в лечебно-курортных учреждениях России и Узбекистана, организация оздоровительного отдыха детей российских граждан в период школьных каникул. |
|
- предпринять шаги по совершенствованию механизма действия Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (ст. 5, посвященная сношению компетентных органов исключительно через свои центральные ведомства), так как в условиях несоблюдения месячного срока исполнения запросов местные органы России и Украины вынуждены напрямую связываться с аналогичными инстанциями другого государства. В этих условиях логично было бы подготовить российско-украинский проект Дополнительного протокола к Конвенции, допускающий взаимодействие органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры и др. на различном уровне, с последующим его вынесением на обсуждение всеми государствами-участниками СНГ. |
|
- дать дополнительные указания на российском и украинском правительственном уровнях об обязательном выполнении положений статьи 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, требующих принятия на территориях сторон без какого-либо специального удостоверения, т.е. без легализации, документов, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы уполномоченным на то учреждением или лицом. |
|
- так как положение наших граждан здесь регулируется лишь Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 4 февраля 1994 года, продвигать проект Соглашения о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих в Украине, и украинских граждан, постоянно проживающих в России. В связи с представлением российской стороне Министерством юстиции Украины анализа ограничений прав иностранцев, по сравнению с гражданами Украины, Министерству юстиции России подготовить аналогичный ответный документ. |
|
- учитывая массовый поток нелегальных мигрантов на российско-украинской границе (за год в Украину прибывает 40-50 тыс.), создающий проблемы для обеих сторон, следовало бы вести дело к подготовке проекта двустороннего соглашения о реадмиссии. |
|
- в связи с участившимися в последнее время случаями освобождения российских граждан из мест заключения в Украине без выплаты денежного довольствия, необходимого для проезда к постоянному месту жительства в России, попытаться урегулировать эту проблему путем заключения двустороннего межведомственного соглашения. |
|
- исходя из опыта обращения к нам российских граждан, оказавшихся в безвыходном материальном положении, в первую очередь в связи с хищением у них денежных средств, полагаем целесообразным учредить фонд экстренной финансовой помощи и определить порядок ее предоставления. |
|
- упорядочить пенсионное обеспечение в Украине лиц, которым до их отъезда из России на постоянное место жительства в Украину оформлена российская пенсия, в том числе за работу в районах Крайнего Севера. Министерству труда и социального развития России и Пенсионному фонду России проработать подготовленный Пенсионным фондом Украины новый проект двустороннего Соглашения о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения. |
|
- представляется, что для зарубежных соотечественников необходимо предусмотреть особые, упрощенные условия приобретения российского гражданства по сравнению с другими иностранцами. В полной мере это положение следует отнести к представителям "национальностей Российской Федерации" (см. ст. 2 Закона РФ 1999 г. "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом"). |
|
- льготные условия принятия российского гражданства не должны распространяться на представителей титульной нации зарубежных государств, даже если они ранее состояли в гражданстве СССР и в настоящее время являются гражданами государств, входивших в состав СССР. Так, совершенно оправданным представляется требование об их постоянном проживании на территории России в течение последних 5 лет и знании русского языка в пределах необходимых для повседневного общения, как обязательных условий приобретения российского гражданства. |
|
- политические реалии западно-украинского региона диктуют необходимость внесения в законодательство о российском гражданстве положения о том, что лицам, являющимся членами экстремистских партий и организаций, проповедующим национальную нетерпимость и расовую вражду, декларирующим враждебное отношение к Российской Федерации и проводимой ею политике может быть отказано в принятии гражданства РФ. |
|
- представляется весьма важной детальная законодательная проработка льготных условий предоставления российского гражданства для лип, независимо от их национальной принадлежности, владеющих профессией либо квалификацией, представляющих интерес для Российской Федерации, а также имеющих высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта. |
|
- реализовать в полном объеме намеченные ноябрьским 2001 г. Конгрессом соотечественников и Правительственной Комиссией по делам соотечественников за рубежом меры поддержки. |
|
- осуществить визит в страны Балтии Председателя Комитета Госдумы по делам содружества независимых государств и связям с соотечественниками Б.Н.Пастухова. |
|
- в целях оказания соответствующего воздействия на эстонских законодателей пригласить в 2002 году в Госдуму парламентскую группу по связям с Россией и депутатов группы "Православие". |
|
- наладить сотрудничество профильных Комитетов Госдумы и прибалтийских парламентов. |
|
- распространить в максимально возможной степени льготные положения закона "О ветеранах" на российских граждан, проживающих за рубежом. |
|
- усилить меры социальной и материальной поддержки социально незащищенных и малообеспеченных категорий российских граждан за рубежом: лечение, курортно-санаторное обслуживание, детский отдых, направление лекарств, инвалидных колясок, протезирование, размещение в домах престарелых, стипендии и гранты и т.д. |
|
- исправление внутреннего российского законодательства в части обеспечения прав российских граждан, прибывающих на ПМЖ в Россию, предоставление им соответствующих льгот, кредитов. |
|
- способствовать соответствующими законодательными инициативами созданию русских информационно-культурных центров в крупных городах бывших республик СССР, в том числе Эстонии. |
|
- в Парламентской Ассамблее Совета Европы представителям Госдумы добиваться применения единых стандартов в отношении прав национальных меньшинств, распространить на страны Балтии положения Охридских соглашений. |
|
- провести сравнительный анализ межгосударственных договоров стран СНГ и Балтии с Россией на предмет соблюдения прав и свобод соотечественников. Жесткая постановка вопроса об ответственности в случае несоответствия этих законов межгосударственным обязательствам. |
|
- полагаем, что десятилетний срок, в течение которого граждане бывшего СССР могли приобрести гражданство в порядке регистрации, был вполне достаточным для того, чтобы определиться в этом вопросе. |
|
Вместе с тем, для тех этнических россиян, которые желают переехать в Россию, можно было бы оговорить возможность упрощенного приобретения гражданка, в случае, если хотя бы в третьем поколении по прямой восходящей линии имелись родственники - граждане РФ (РСФСР), имеющие национальность, коренную для России. При этом, условия приобретения гражданства можно определить как в законе о гражданстве так и в возможном двустороннем межправительственном соглашении, по аналогии с многосторонним договором об упрощенном порядке приобретения гражданства в рамках Экономического союза "пятерки". Следует учесть необходимость четкого обуславливания возможности получения гражданства переездом в Россию. Т.е. предоставлять его заявителям либо уже после переезда в паспортно-визовых службах субъектов РФ (если предварительно имеется заключение о наличии оснований), либо в консульских учреждениях России за рубежом после полного оформления документов заявителя на выезд из страны проживания. |
|
- в договорах с государствами проживания российских граждан (из числа стран СНГ и Балтии) следует особо оговаривать требование о соблюдении в их отношении общепризнанных норм международного права и недопущении ограничений этих прав как в законодательном, так и в исполнительном порядке. Кроме того, договоры со странами Балтии должны содержать положение, ограждающее от каких-либо репрессивных мер лица, которые до формального признания Советским Союзом независимости этих стран действовали в рамах законодательства СССР. Сами эти договоры не должны заключаться без обсуждения их положений не только организациями граждан России, но и всей общиной российских соотечественников в стране-партнере. |
|
- внести изменения в закон о выборах. Для проживающих в Латвии, Литве и Эстонии российских граждан создать Балтийский зарубежный избирательный округ, в состав избирательных комиссий этого округа помимо работников посольств России обязательно включать представителей местных общественных организаций российских граждан. |
|
- предусмотреть порядок распространения на зарубежных российских граждан-инвалидов и лиц преклонного возраста проездных льгот, полагающихся на территории России ее постоянным жителям. Сегодня наши инвалиды не могут приобрести ж/д билет по льготному тарифу, т.к. не могут представить в ж/д кассу справки из райсобесов, которых за границей не бывает. Ведь можно же эту функцию райсобеса возложить на консульское учреждение! Просим внести ясность в вопрос о компенсационных мерах, полагающихся ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам России. |
|
- для граждан, проживающих за рубежом, увеличить срок действия загранпаспортов до 10 лет. |
|