Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 43 Проблемы правового статуса Каспийского моря (к парламентским слушаниям)

ВВЕДЕНИЕ

     Одним из важных факторов, непосредственно затрагивающих интересы национальной безопасности России в постсоветский период, является принципиальное изменение геополитической конфигурации в регионе Каспийского моря, ставшего на рубеже ХХ и ХХI веков одним  из чувствительных центров мировой политики.
    Если до 1991 года этот морской бассейн считался общим "советско-иранским морем", а фактически контролировался Советским Союзом, то в период после распада СССР число прикаспийских государств увеличилось с двух до пяти (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан). При этом если исходить из протяженности и очертания береговых линий, доля каждого государства может составить: России - 18,7%, Казахстана - 29,6%, Азербайджана - 19,5%, Туркменистана - 18,4%, Ирана - 13,8% площади Каспия.
    Известно, что Каспий обладает богатыми минеральными ресурсами от 10 до 18 млрд. тонн условного топлива. По запасам нефти и газа бассейн Каспийского моря сопоставим с Северным морем. В деле рационального использования возможностей Каспия необходимы скоординированные усилия государств региона, развитие экономического сотрудничества, производственной и научно-технической кооперации.
     Принимая во внимание характер возникающих между странами противоречий, а также стратегическое значение Каспия как важнейшего международного перекрестка на путях из Европы в Центральную и Южную Азию, на Ближний Восток и к южным границам России, Соединенные Штаты Америки с 1999 года включили Черноморско-Каспийский бассейн в зону ответственности своих вооруженных сил, находящихся в Персидском заливе. Западные страны относят регион Каспия к так называемой "дуге уязвимости", т.е. к потенциально конфликтной зоне, проходящей через Средиземноморье, Черноморье, Северный Кавказ, Закавказье, Центральную и Среднюю Азию. В этой зоне геополитические интересы России исторически пересекаются с интересами других государств. В последние годы Западом предпринимались попытки ослабления позиций России в решении ключевых проблем Каспия.
    В этой связи необходимо отметить своевременность и актуальность проведения в Государственной Думе парламентских слушаний на тему "Проблемы правового статуса Каспийского моря с учетом национальных интересов Российской Федерации" и комплексного рассмотрения проблем данного региона. В прошедшем году в рамках Дней Совета Федерации в Астраханской области был проведен "круглый стол" на тему "О законодательном обеспечении интересов Российской Федерации в зоне Каспийского бассейна" (г. Астрахань, апрель 2000 г.).
    Активное использование ресурса парламентского взаимодействия государств прикаспийской "пятерки" будет способствовать улучшению взаимопонимания между ними, превращению зоны Каспия в зону мира, стабильности, взаимовыгодного экономического сотрудничества.
    Предметное обсуждение сложного комплекса каспийских проблем правового, политического и экономического характера позволит участникам слушаний выделить круг тех ключевых вопросов по защите национальных интересов России, которые необходимо твердо отстаивать не только на дипломатическом уровне, но и на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.