Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 43 Проблемы правового статуса Каспийского моря (к парламентским слушаниям)


1. О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

     Международно-правовыми документами, определяющими правовой статус Каспийского моря, являются Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 г. Договоры основываются на принципе "общей воды". Ими установлен режим свободы судоходства и рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной зоны) для прикаспийских государств. Предусматривается запрет плавания судов под флагами некаспийских стран. Вопросы недропользования и природоохранной деятельности договорами не регулируются.
    После распада Советского Союза число прикаспийских государств увеличилось с двух до пяти. Возникла необходимость принятия нового соглашения по правовому статусу водоема, участниками которого наряду с Россией и Ираном были бы Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Таким документом должна стать Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Между прикаспийскими государствами достигнута договоренность о том, что Конвенция может быть принята только консенсусом. Вплоть до принятия нового статуса на Каспийском море продолжает действовать правовой режим, установленный советско-иранскими договорами.
    Первоначально Россия выступила за то, чтобы Конвенция о правовом статусе Каспия распространила режим общего пользования водой Каспийского моря на минеральные ресурсы его дна. Аналогичной позиции придерживался Иран, однако остальные прикаспийские государства выступили против.
    Азербайджан проводил линию на раздел Каспия на национальные сектора, которые включали бы дно, водную толщу и поверхность и находились под суверенитетом соответствующего прибрежного государства. Согласно азербайджанской конституции 1995 года "азербайджанский сектор" Каспийского моря является частью территории Республики.
    Туркменистан проявлял колебания, но, в конечном счете, занял позицию в пользу секторального деления.
    Казахстан первоначально предлагал применить к Каспию нормы Конвенции ООН по морскому праву, разделив водоем на 12-мильные территориальные воды, исключительные экономические зоны и континентальный шельф.      
          Россия считает Каспий уникальным внутриконтинентальным водоемом и выступает против его раздела на национальные сектора, поскольку это потребовало бы коренного пересмотра сложившегося за 70 лет режима хозяйственного использования водоема. Кроме того, позволило бы прикаспийским государствам, не считаясь с интересами других, устанавливать в своих секторах любые угодные им порядки вплоть до разного рода ограничений судоходства породило бы массу новых проблем, включая территориальные споры и конфликты. Серьезный ущерб был бы нанесен экосистеме Каспия, его рыбным, прежде всего осетровым, богатствам.
     В 1996 году российской стороной было выдвинуто компромиссное предложение об установлении для прикаспийских государств 45-мильных прибрежных зон с "точечной юрисдикцией" над осваиваемыми месторождениями, находящимися за их пределами. Это предложение поддержки не встретило.
    Следующей компромиссной инициативой России явилось предложение о разграничении дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими прикаспийскими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления суверенных прав на недропользование (т.н. ресурсная юрисдикция) при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды.
    Это предложение поддержал Казахстан, с которым в 1998 г. было подписано Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Ведутся переговоры о географическом прохождении модифицированной срединной линии. Тем временем Россия и Казахстан приступили к самостоятельному освоению месторождений, расположенных в Северном Каспии, в т.ч. в районах вероятного прохождения линии разграничения. Близость позиции России и Казахстана отражена в Декларации между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве на Каспийском море, подписанной президентами двух стран в Астане 9 октября 2000 г.
    Срединной линией, применяемой для делимитации водных пространств между государствами с противолежащими и сопредельными побережьями, является линия, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств. Модификация срединной линии осуществляется на основе принципа справедливости и по договоренности сторон. Модифицированная срединная линия включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от побережий сторон и определяются с учетом островов, геологических структур, а также особых обстоятельств и понесенных геологических затрат. Каких-либо норм, лимитирующих степень отклонения модифицированной срединной линии от обычной, не установлено.
    Метод модифицированной срединной линии - компромиссный по самой своей сути, поскольку он позволяет по взаимной договоренности отступать от обычной срединной линии в пользу той или иной стороны. При разграничении Каспия или его дна по обычной срединной линии на долю России приходится 18,7%, Казахстана - 29,6%, Азербайджана -19,5%, Туркменистана - 18,4%, Ирана - 13,8%.
     Выступая за справедливое разграничение дна Каспия, Россия допускает также возможность установления для каспийских государств двух прибрежных зон согласованной ширины: одной - для осуществления пограничного, таможенного, санитарного и иного контроля, другой - рыболовной.
    В последнее время произошло сближение позиций России и Азербайджана. В Совместном заявлении Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море, подписанном В.В.Путиным и Г.А.Алиевым в Баку 9 января 2001 г., содержится положение о поэтапном продвижении к решению вопроса о статусе Каспия. Далее говорится: "На первом этапе предлагается разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами на секторы/зоны на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии. Стороны согласились, что за каждым из прибрежных государств в образуемом в результате такого раздела секторе/зоне, будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне". По сравнению с российско-казахстанской Декларацией новое в этой формулировке - употребление термина "сектор/зона" и добавление о "другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне". Как отметил министр иностранных дел АР В.Гулиев, этот документ основывается на принципе "дно делим - вода общая".
    Иран, как и прежде, отдает предпочтение сохранению Каспийского моря в общем пользовании по принципу кондоминиума. Одновременно Тегеран заявляет, что готов согласиться с разделом Каспия или его дна на национальные сектора, но лишь при условии, что каждому прибрежному государству будут выделены равные доли (по 20 %).
    Во время визита в Россию Президента Ирана С.М.Хатами в Москве президенты двух стран подписали 12 марта 2001 г. Совместное заявление Российской Федерации и Исламской Республики Иран по правовому статусу Каспийского моря, в котором зафиксированы совпадение или близость их позиций по многим принципиальным вопросам (советско-иранские договоры как правовая основа, регулирующая в настоящее время деятельность на Каспии; непризнание границ на Каспийском море до усовершенствования его правового режима; правило общего согласия при определении статуса Каспия).
     В сентябре 2001 г. позиция Ирана по разграничению Каспия определялась требованием о признании "равных прав" прибрежных государств на его ресурсы, что равнозначно кондоминиуму либо разделу моря на равновеликие сектора.
    Между Туркменистаном и Ираном, с одной стороны, и Азербайджаном, с другой, имеют место споры по ряду месторождений.
    В августе 1999 г. в Туркменистане создана Национальная служба по освоению туркменского сектора Каспийского моря, которой даны полномочия регулировать судоходство и лицензировать рыболовство в "туркменском национальном секторе". Россия предупредила Туркменистан, что реализация этих полномочий войдет в противоречие с действующим статусом Каспия.
    В последнее время произошли подвижки в позиции Туркменистана в вопросе о секторальном делении Каспия. Принята к рассмотрению идея раздела дна моря на секторы/зоны по взаимоприемлемой разграничительной линии при установлении 12-мильных национальных зон, находящихся под суверенитетом прибрежных государств, и расширении рыболовных зон до 32 миль.
    Начиная со второй половины 2000 года, в результате усилий МИД России переговорный процесс по статусу Каспийского моря значительно активизировался. Проведено несколько раундов двусторонних консультаций со всеми прибрежными государствами. После более чем двухлетнего перерыва возобновились заседания Специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел пятерки , которая является многосторонним переговорным механизмом по выработке статуса Каспийского моря. Третье заседание СРГ прошло в Тегеране в феврале, четвертое - в Баку в июне, пятое - в сентябре 2001 г. в Астане. Серьезный стимул переговорному процессу придает подготовка встречи глав прикаспийских государств, намечаемой в Туркменистане.
    Вместе с тем, с учетом сохраняющихся серьезных различий во взглядах прибрежных государств на новый статус Каспия и в контексте договоренности о консенсусном решении проблемы, представляется, что переговоры по статусу будут непростыми и достаточно длительными.