АВ 2001г. Выпуск 43 Проблемы правового статуса Каспийского моря (к парламентским слушаниям)
(Из материалов Международного нефтегазового саммита
"Каспий XXI: от политики к бизнесу", г. Астрахань, май 2001 г.*)
_________________________
* "Нефтегазовая вертикаль" (аналитический журнал), 2001, 11 (60).
В конце мая 2001 г. в Астрахани состоялся Первый Международный нефтегазовый саммит "Каспий XXI: от политики к бизнесу". В его работе приняли участие 180 представителей политических, деловых, научных и общественных кругов 17 государств мира, которые обсудили важнейшие политические, экономические и экологические аспекты освоения месторождений углеводородного сырья на Каспии, транспортировки нефти и газа, развития Каспийского региона в целом. Саммит был организован по инициативе Администрации Астраханской области, редакции журнала "Нефтегазовая вертикаль" и Совета по информации и сотрудничеству ТЭК (СИСТЭК).
Ниже приводятся наиболее актуальные идеи и предложения из материалов, документов и выступлений российских и иностранных участников саммита.
СЮЖЕТ БЕЗ ИНТРИГИ
(Из статьи А.Мещерина, политического обозревателя журнала
"Нефтегазовая магистраль")
"Новая Россия. Проблем и неотложных вопросов политического, экономического, социального и экологического характера на Каспии и вокруг него много. В этой связи более чем актуальна одна из главных задач общекаспийского форума политиков и бизнесменов - способствовать объединению усилий прикаспийских государств для решения экономических проблем региона. "Участие в работе Саммита влиятельных политиков и бизнесменов, известных экспертов и ученых создало благоприятные предпосылки для эффективного поиска путей решения наиболее важных проблем и вопросов в процессе их коллективного обсуждения", - отметил в приветствии участникам астраханского форума полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев.
До недавнего времени политика самой России на Каспии не отличалась ни активностью, ни последовательностью. А о взаимодействии политиков и бизнесменов не шло и речи. Достаточно вспомнить, каких усилий стоило руководству "ЛУКОЙЛ"а и возглавлявшему в то время Минтопэнерго РФ Юрию Шафранику внедрение российской компании в азербайджанские проекты на Каспии. Это было время политики ради политики, когда российским дипломатам не приходило в голову, что интересы государства - это в немалой степени интересы его экономики.
Сейчас ситуация радикально изменилась. Поворотным моментом российской политики на Каспии стало заседание Совета безопасности РФ, состоявшееся в апреле прошлого года. Именно на нем Владимир Путин - тогда еще исполняющий обязанности Президента России - в присутствии руководителей отечественных нефтегазовых компаний поставил перед российскими дипломатами конкретную и принципиально новую задачу: "создавать условия для того, чтобы компании на практике активно внедрялись в зону Каспия".
По мнению российского руководителя, Россия должна активнее действовать на Каспии для обеспечения своих национальных интересов, но одними лишь усилиями государства ничего не добиться, поэтому ключевым моментом является определение баланса интересов между государством и компаниями России. Символично и то, что представлять интересы России на Каспии был уполномочен нефтяник Виктор Калюжный, ставший специальным представителем Президента РФ в ранге замминистра иностранных дел.
Прогресс налицо: в результате двусторонних переговоров В. Путина с Н. Назарбаевым, Г. Алиевым и М. Хатами удалось сформулировать базовые принципы во взаимоотношениях России с Казахстаном, Азербайджаном и Ираном по вопросам практической деятельности на Каспии. В результате заметно улучшились условия для реализации совместных проектов, связанных с добычей и транспортировкой нефтегазового сырья. Это важно для успешной эксплуатации магистрали Каспийского трубопроводного консорциума и нефтепровода Баку-Новороссийск. Это необходимо "ЛУКОЙЛ"у, который участвует в четырех азербайджанских консорциумах на шельфе Каспия. Это способствует росту активности "Газпрома" и других российских компаний в иранских проектах. Это хороший политический фон для осуществления нефтегазовых проектов в российском секторе Каспия...
Бизнес как ключ к согласию. Очень важно, что о готовности создавать благоприятные условия для бизнеса говорили не только российские политики.
"Страны прикаспийского региона нуждаются в благоприятных политических условиях для развития наших экономик, - подчеркнул Фируз Доулатабади, генеральный директор Департамента стран СНГ МИД Ирана. - Мы стремимся развивать взаимовыгодные партнерские отношения".
Столь же конструктивный подход демонстрируют и власти Азербайджана. "Мы глубоко заинтересованы в политическом и экономическом сотрудничестве всех прикаспийских государств, а также государств, связанных с ними взаимными интересами. Проблемы использования ресурсов Каспийского бассейна входят в число наиболее приоритетных государственных проблем страны", - заявил Аббас Аббасов, заместитель председателя Правительства Республики Азербайджан.
"Создание атмосферы сотрудничества и диалога между страной и иностранными компаниями в равных и взаимовыгодных условиях - задача трудная, но необходимая", - убежден выступивший на астраханском саммите Мошани Абылхан, депутат сената парламента Республики Казахстан. Он не без гордости сообщил, что "за годы независимости Казахстана инвестиционная политика в целом и в области привлечения и использования иностранных инвестиций, в частности, претерпела изменения в положительную сторону, чему способствовали активная деятельность главы государства, его внимание к вопросам совершенствования деловой среды".
Столь схожие высказывания политиков стран Каспийского региона доказывают, что у наших государств есть, как минимум, одна консолидирующая идея: развивать экономическое сотрудничество на взаимовыгодной основе.
В свою очередь нефтегазовые компании демонстрировали в ходе саммита готовность не только вкладывать деньги в конкретные проекты и добывать углеводородное сырье, но и вести хозяйственную деятельность с учетом общерегиональных интересов. Представители крупного бизнеса тоже заинтересованы в том, чтобы деловому сотрудничеству не мешали искусственные границы. В этом совпадают интересы и политиков, и экологов, и бизнесменов.
Например, в ответ на угрозу загрязнения Каспия в результате разработки шельфовых месторождений "ЛУКОЙЛ" готов делиться своим опытом внедрения технологии "нулевых выбросов", при которой все отходы производства вывозятся на берег и утилизируются. Такие технологии имеют смысл лишь в том случае, когда они обязательны для всех: что толку, если "ЛУКОЙЛ" следит за чистотой, а соседи продолжат "мусорить"?
Или другой пример актуальности интеграции: разработанная "Роснефтегазстроем" стратегия управления Каспием позволяет не только оптимизировать эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений, но и предотвращать экологические катастрофы.
СОТРУДНИЧЕСТВО - КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ
(В.Казанцев, Полномочный представитель Президента РФ
в Южном федеральном округе)
Каспийское море должно быть морем мира и дружбы, зоной плодотворного экономического сотрудничества. Для этого необходимо продолжить формирование благоприятных правовых, внешнеполитических, инвестиционных условий как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Проблем и неотложных вопросов политического, экономического, социального и экологического характера на Каспии и вокруг него много. В этой связи более чем актуальна одна из главных задач общекаспийского форума политиков и бизнесменов - способствовать объединению усилий прикаспийских государств для решения экономических проблем региона. Участие в работе Саммита влиятельных политиков и бизнесменов, известных экспертов и ученых создало благоприятные предпосылки для эффективного поиска путей решения наиболее важных проблем и вопросов в процессе их коллективного обсуждения. Уверен, что результаты работы Первого Международного нефтегазового саммита будут положительно оценены как в нашей стране, так и за рубежом.
"ОКНО" РОССИИ В АЗИЮ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНО ЧИСТЫМ
(А.Гужвин, Глава Администрации Астраханской области)
История Астраханской области неразрывно связана с Волго-Каспийским бассейном, с достижениями и успехами прикаспийских государств и, конечно же, с теми противоречиями и проблемами, которыми всегда был полон Каспий. Но у нас за плечами немалый опыт совместного решения этих проблем. Я думаю, что и сейчас, когда в новом геополитическом измерении значимость прикаспийских государств динамично растет, а потребность в сотрудничестве все настоятельнее диктуется интересами активного освоения природных ресурсов, наши совместные действия, наши выверенные позиции могут сыграть главенствующую роль в развитии и процветании региона.
Прошедший в Астрахани Международный нефтегазовый саммит "Каспий XXI: от политики к бизнесу" убедительно продемонстрировал общую заинтересованность прикаспийских государств, не только политиков, но и бизнесменов в развитии конструктивного взаимодействия. Проблемы остались, но итоги Саммита добавили уверенности в их разрешимости.
Благодаря своему географическому положению Астрахань всегда была и, я уверен, останется одним из основных транспортных узлов на самой короткой дороге, ведущей из Азии в Европу. После возведения Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов к сухопутному пути, проходящему через Астрахань, добавился не менее значимый водный путь.
По самым скромным оценкам, грузопоток по транспортному коридору Север-Юг, соединяющему страны бассейна Индийского океана со странами бассейна Атлантического океана, может составить 20 млн. тонн в год. Как показывают расчеты и результаты пробной транспортировки, коридор Север-Юг позволяет на 20-30% сократить время доставки и на 20-25% снизить транспортные расходы. Сегодня мы прилагаем большие усилия для реализации заключенного в сентябре прошлого года на Евроазиатской конференции по транспорту Соглашения о международном транспортном коридоре Север-Юг, которое укрепляет и расширяет позиции Астраханской области в транспортном пространстве Каспия.
В то же время мы не можем и не должны упускать из поля зрения проблему экологической безопасности транспортировки нефти морским путем, так как она, судя по мировому опыту, является одним из основных источников нефтяного загрязнения Мирового океана. Планка экологических требований к транспортировке нефти в районах, где выращивается и собирается рыбный урожай Каспия, должна быть поднята на рекордную высоту. "Окно" России в Южную и Центральную Азию должно быть безупречно чистым!
По моему убеждению, транспортировка нефти через Каспийское море должна быть сведена к необходимому минимуму, а ее планирование должно исходить не из политической конъюнктуры, а из экономической целесообразности. Прежде всего, это касается планов прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря, экологически небезопасных и невыгодных с экономической точки зрения.
Достаточно взглянуть на карту, для того чтобы понять, что кратчайший путь транспортировки каспийской нефти в Европу проходит по территории России, а наиболее оптимальный маршрут ее доставки в Америку и страны бассейнов Индийского и Тихого океанов следует через Иран. Все остальное, как говорится, "от лукавого", от политической нестабильности в Каспийском регионе, во многом искусственно создаваемой силами, которые - я не исключаю этого - причастны к разработке и осуществлению планов прокладки транскаспийских и транскавказских трубопроводов.
СТАТУС КАСПИЯ: СПЕШКА НЕ НУЖНА
(В.Калюжный, заместитель Министра иностранных дел России,
Специальный представитель Президента РФ
по вопросам политического урегулирования статуса Каспийского моря)
Политический перекресток. Тема Астраханского саммита "От политики к бизнесу" правильно указывает направление, в котором должны развиваться события на Каспии. Чем меньше будет в регионе политики, чем больше бизнеса, тем лучше для всех. Однако пока о переходе от политики к бизнесу можно говорить лишь как о тенденции. Сегодня Каспий - это важный перекресток международной политики. Перекресток, где сходятся и переплетаются, а нередко и сталкиваются интересы самых различных сил, не только региональных, но и внерегиональных. Важнейшая причина роста международной популярности Каспия - крупные запасы нефти и газа, содержащиеся в недрах его дна.
Несколько лет назад о Каспии заговорили как о втором Персидском заливе. Как же обстоят дела на самом деле? Было бы преждевременно утверждать, что недра Каспийского моря уже основательно изучены. Разброс в оценках ресурсов углеводородов все еще велик. Но и сегодня есть данные, которыми можно оперировать с достаточной степенью уверенности. И они обнадеживают. Открыт ряд месторождений с извлекаемыми запасами в 100 млн. тонн условного топлива (у.т.) и выше. Общие доказанные запасы оцениваются в пределах 1 млрд. тонн у.т.
И тут далекая заокеанская держава вдруг объявляет Каспий зоной своих жизненных интересов, рассматривая его ресурсы в качестве источника сырья, призванного обеспечить ее энергетическую безопасность. Собственную программу освоения ресурсов Каспия разрабатывает и Европейский Союз. Активнейшим игроком на каспийском поле является Турция. Растет внимание к региону со стороны Китая, Японии и других стран. Внешнеполитическая характеристика региона была бы неполной без упоминания о том, что в непосредственной близости от него сформировались опасные очаги международного терроризма и религиозного экстремизма.
Все это самым непосредственным образом затрагивает Россию. Вполне естественно, что российское руководство постоянно держит Каспийский регион в поле зрения. И состоявшееся 21 апреля прошлого года заседание Совета безопасности РФ придало политике на Каспии новую динамику, новую направленность. Мы открыто заявили, что более не намерены мириться с попытками ущемить российские интересы в регионе и отдалить от нас новые независимые государства. При этом мы подчеркнули, что уважаем суверенитет и независимость прикаспийских государств, настроены на развитие равноправного сотрудничества с ними как на двухсторонней основе, так и в рамках Каспийской пятерки. Мы не пытаемся изолировать Каспий от остального мира. Мы открыты для сотрудничества с внерегио-нальными государствами.
Следует с удовлетворением отметить растущую интенсивность и масштабы сотрудничества России с прикаспийскими государствами. Президент РФ Владимир Путин поддерживает регулярные контакты с руководителями этих государств. В ходе состоявшихся визитов на президентском уровне были подписаны двусторонние документы с Казахстаном, Азербайджаном, Ираном, специально посвященные вопросам сотрудничества на Каспийском море.
Этапным событием станет встреча глав прикаспийских государств. Она, как известно, планировалась на середину апреля, но была перенесена по инициативе Президента Туркменистана. Перенос встречи позволит более основательно ее подготовить и провести осенью, в октябре текущего года. Надо сказать, что уже сам процесс подготовки саммита позитивно сказывается на ситуации, стимулирует рост взаимного доверия и понимания. Так, в рамках этого процесса после более чем двухлетнего перерыва удалось созвать заседание специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел Каспийской пятерки в Тегеране. И в ближайшее время эта рабочая группа соберется в Баку.
О статусе Каспия. Иногда задают вопрос, надо ли спешить со статусом. Полагаю, что так ставить вопрос не совсем корректно. Вряд ли кто станет спорить, что новый статус нужен, а значит, чем скорее он будет определен, тем лучше. Вместе с тем, очевидно, что кавалерийским наскоком крепость, именуемую правовым статусом Каспийского моря, взять нельзя.
На сегодняшний день все государства продолжают активнейшим образом работать в пределах каспийского водоема. Появляются значительные положительные результаты и в работе нефтегазовых компаний. И это накладывает отпечаток на решение проблемы статуса. У всех участников глаза горят, каждый хочет подтянуть себе кусочек побольше.
Сегодня во взглядах прибрежных государств на статус Каспийского моря сохраняются существенные различия. Вместе с тем, между ними существует твердая договоренность о том, что новый правовой статус может быть принят только с общего согласия. Этой договоренности необходимо следовать, если мы хотим, чтобы решение было всеобъемлющим и долговечным.
В общем, спешка не нужна. Но и медлить не следует. Отдавая себе отчет в том, что всех противоречий за раз не преодолеть, Россия выступает за поэтапное решение проблем статуса Каспия, предлагая начать с разграничения дна.
Что означает затяжка с принятием статуса применительно к недропользованию? Не секрет что на Каспии имеются так называемые спорные месторождения. В итоге некоторые из них не осваиваются, что ведет к экономическим потерям. Одновременно ухудшается и политическая ситуация, осложняются межгосударственные отношения. В результате накапливается конфликтный потенциал. Ясно, что никому, кроме определенных внешних сил, подобное развитие событий не нужно.
Самой приоритетной и неотложной задачей мы считаем заключение пятистороннего соглашения по сохранению и использованию биоресурсов Каспийского моря, по защите природной среды Каспийского моря. Экологическая ситуация на Каспии вызывает обоснованную тревогу. Особенно плохо обстоят дела с каспийским осетром. А ведь это 70% всей мировой осетровой популяции. Заключение указанных соглашений позволило бы прикаспийским государствам объединить усилия в сфере природоохранных мер и рыболовства, принять срочные коллективные меры по предотвращению надвигающейся экологической беды.
Главное, на что нам нужно сориентировать общественное мнение, общественные организации, государственные структуры, нефтегазовые компании, - это на то, чтобы вопросы статуса не увязывать с текущими делами и проблемами. Я уже говорил и могу повториться, что вопросами статуса Каспия можно заниматься всю жизнь. Например, вот уже более 20 лет продолжают делить Норвежское море. Делим прибрежный шельф и тоже все не можем его разделить.
Учитывая, что время идет и мы продолжаем работать, нужно ясно понимать, что проблемами биосферы и экологии нужно заниматься, не дожидаясь решения вопроса о статусе. Ибо эти вопросы самые приоритетные.
Каспийский центр. Инструментом защиты Каспия может стать пятисторонний Каспийский центр, который Россия считает необходимым создать на постоянной основе для мониторинга природной среды и выдачи соответствующих рекомендаций правительствам прибрежных стран. Основной его принцип - это независимый мониторинг.
К сожалению, в практическом плане дела пока не продвинулись. Существует точка зрения, что заключение каких-либо конкретных соглашений по Каспию не имеет смысла до тех пор, пока не будет определен правовой статус моря. Подобная логика имеет право на существование. Но жизнь - не абстрактная схема. В условиях, когда осетровое стадо на Каспии оказалось под угрозой гибели, увязывать меры по спасению с какими-то другими делами, мягко говоря, контрпродуктивно.
Каспийский центр может стать структурой, в рамках которой политики и бизнесмены всех заинтересованных государств могут собираться для конструктивного обсуждения проблем эффективного использования углеводородных ресурсов, договариваться о взаимодействии и сотрудничестве в этой области, да и во многих других областях. Я думаю, что в этом варианте мы можем, в конце концов, решить проблемы Каспия и сделать Каспий морем мира.
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ КАСПИЙСКОГО СОЗНАНИЯ
(А.Урнов, Посол по особым поручениям, руководитель
Рабочей группы МИД России по Каспийскому морю)
С удовлетворением могу отметить, что наша идея создания Каспийского центра получила широкую поддержку. Эта идея была выдвинута Россией в прошлом году. В поддержку создания центра высказались Казахстан и Азербайджан, об этом упоминается в совместных заявлениях России и Казахстана. Речь идет о создании организации, которая стала бы базовой во всех работах, связанных с экологией Каспия.
Мы предлагаем рассмотреть возможность использования Каспийского центра в качестве постоянного секретариата рамочной конвенции по защите морской среды Каспия, работа над которой ведется экспертами прикаспийских государств при техническом содействии ЮНЕП.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ РЕСУРС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(К.Маркелов, член Совета Федерации ФС РФ от Астраханской области)
Проблемы Каспийского региона, учитывая их актуальность, постоянно находятся в поле зрения Федерального Собрания РФ и его верхней палаты - Совета Федерации. Эти вопросы в той или иной постановке рассматривались в комитетах, на парламентских слушаниях, заседаниях "круглых столов". В апреле минувшего года в Астрахани, в рамках дней Совета Федерации, был проведен "круглый стол" на тему "О законодательном обеспечении интересов Российской Федерации в зоне Каспийского бассейна". В принятых по итогам обсуждения рекомендациях нашел свое отражение практически весь комплекс проблем Каспия, в том числе вопросы сотрудничества прикаспийских государств в различных сферах. Выполнение этих рекомендаций постоянно находится на контроле у Комитета по делам СНГ, в котором долгое время работал губернатор Астраханской области А.П.Гужвин.
Парламентская работа, связанная с решением актуальных проблем сотрудничества государств прикаспийского региона, ведется в тесном взаимодействии с Правительством РФ, соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. Наш опыт взаимодействия с российскими структурами, занимающимися проблемами Каспия, свидетельствует об ответственном и серьезном отношении многих из них к реализации решений, принятых по Каспию. На это обстоятельство я, прежде всего, обращаю внимание зарубежных участников Саммита, которым предстоит осуществлять с российскими партнерами совместный бизнес в Каспийском регионе.
Результативный год. Предварительные итоги выполнения рекомендаций "круглого стола" были рассмотрены на совещании в Астрахани в марте этого года с участием губернатора Астраханской области, представителей федеральных и региональных органов власти, ученых и специалистов. Обсуждался широкий спектр проблем Каспия в контексте новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Участники дискуссии были едины в понимании того, что с изменением геополитических реалий в зоне Каспийского бассейна, на Кавказе и в Центральной Азии в целом, а также вовлечением этих регионов в нарастающий процесс глобализации, Россия оказалась перед объективной необходимостью уделять повышенное внимание обеспечению своих многовекторных интересов на южных рубежах, прежде всего в сфере национальной безопасности.
Что же произошло на Каспийском направлении за прошедший год?
В первую очередь, налицо рост внимания федеральных властей к ситуации в данном регионе. Каспийская проблематика была предметом обсуждения в ходе встреч Президента РФ В.Путина с главами прикаспийских государств: в рамках Совета глав государств СНГ в июне 2000 года в Москве и в декабре того же года в Минске; с президентом Туркменистана С.Ниязовым в мае 2000 года в Ашхабаде; с президентом Казахстана Н.Назарбаевым в июне 2000 года в Москве и в октябре 2000 года в Астане; с президентом Ирана С.Хатами в сентябре 2000 года на "Саммите тысячелетия" в Нью-Йорке и в марте 2001 года в Москве; с президентом Азербайджана Г.Алиевым в январе 2001 года в Баку.
В то же время дальнейшие переговоры по проблеме статуса Каспия обещают быть непростыми и достаточно длительными: в соответствии с существующими договоренностями новый статус может быть принят только консенсусом, достижению которого мешают сохраняющиеся серьезные различия во взглядах прибрежных государств на новый статус Каспия. В этих условиях российская сторона исходит из того, что продвигаться к консенсусному решению проблемы Каспия следует поэтапно, начав с разграничения дна в целях недропользования. Данная позиция пользуется поддержкой Казахстана и Азербайджана. Интерес к такому подходу проявляет Иран.
В соответствии с рекомендациями "круглого стола" российской стороной выдвинута также инициатива о создании на постоянной основе межправительственного Каспийского центра, который занимался бы мониторингом природной среды Каспия. Эта инициатива поддержана президентами Казахстана и Азербайджана. Иран вопрос изучает. Туркменистан готов его рассмотреть после принятия Конвенции о статусе. Администрация Астраханской области продолжает отстаивать необходимость организации данного Центра именно в Астрахани на базе астраханских научных организаций, имеющих многолетний опыт подобной работы и богатую информационную базу.
Парламентский мост на Каспии. Свою роль в решении региональных проблем призваны сыграть и парламенты прибрежных государств. Сегодня наиболее актуальной является задача обеспечения их взаимодействия. Прежде всего, в вопросах сближения и гармонизации национальных законодательств. Я считаю, что в этом плане можно было бы эффективней использовать возможности Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, а также Межпарламентского комитета государств - участников Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В этих органах, кстати, не раз затрагивались проблемы Каспия при обсуждении экологических и других вопросов.
Видимо, парламентарии Азербайджана, Казахстана и России могли бы разработать и внести на рассмотрение в эти организации модельные законодательные акты по каспийской проблематике. К этой работе призываю подключиться все заинтересованные структуры, в том числе представителей деловых кругов.
На мой взгляд, было бы целесообразно вернуться к идее создания межпарламентской Каспийской ассамблеи, которую еще в сентябре 1995 года на встрече в Махачкале поддержали парламентарии Азербайджана, России и Ирана. Недавно по инициативе Комитета по делам СНГ СФ с соответствующим посланием к руководителям парламентов Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана обратился Председатель Совета Федерации Е.Строев. Надеемся, что это предложение найдет положительный отклик у наших коллег-соседей по Каспию.
В свою очередь Совет Федерации готов рассмотреть все предложения, связанные с организацией и деятельностью межпарламентской структуры, куда могли бы войти депутаты парламентов, члены Совета Федерации России и верхних палат парламентов всех государств - участников данного процесса. Можно рассмотреть предложение о размещении штаб-квартиры этого объединения в Астрахани.
Естественно, следует также развивать и двухсторонние межпарламентские контакты. Опыт такого взаимодействия есть, и его необходимо использовать.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ИНТЕГРАЦИИ
(И.Глуховский, член Совета Федерации ФС РФ)
К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что термин "каспийская тематика" очень часто, если не сказать почти всегда, ассоциируется с понятиями спора, конфликта и даже серьезного противостояния. Не будем лукавить: такого рода ассоциации имеют под собой вполне конкретную почву. Однако нельзя не признать, что они являются изначально неконструктивными, противоречащими тем основным целям и задачам, реализация которых представляет действительный и вполне конкретный взаимный интерес всех вовлеченных в обсуждение сторон и, прежде всего, пяти прикаспийских государств. Адекватное восприятие реальностей и анализ сложившейся ситуации - требование дня.
Настоятельным требованием времени является изменение вектора восприятия и обсуждения каспийской тематики на всех уровнях: диалог получит свой естественный приоритет над спором, взаимовыгодное сотрудничество станет единственной альтернативой никому не выгодному противостоянию, а партнерство займет место бесспорного императива. Каспий, который является богатейшим и во многом уникальным природным ресурсом, а также стратегически важным экономическим рычагом, станет, прежде всего, еще одним объединяющим полем, сферой естественной интеграции и столь востребованным сегодня источником взаимопонимания и взаимодоверия.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Это, в частности, создание Каспийского информационного агентства, которое, прежде всего, призвано обеспечить формирование и развитие единого информационного поля в регионе Каспийского бассейна.
Одновременно я убежден, что сегодня мы оказались перед насущной необходимостью разработки и создания в Интернете единой и постоянно обновляемой базы данных по всем каспийским проектам.
Более того, назрела реальная потребность сформировать постоянно действующий информационный форум по каспийским проектам, участниками которого могли бы стать как заинтересованные компании и структуры, так и средства массовой информации, занимающиеся освещением этой проблематики.
По моему глубокому убеждению, только так мы сможем добиться того, чтобы Каспий действительно стал той объединяющей осью, "вращение" вокруг которой обеспечило бы безопасность и эффективное развитие.
КАСПИЙ: НЕКОТОРЫЕ ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
(А.Стоппе, главный советник аппарата Совета безопасности РФ)
Открывая в апреле 2000 года заседание Совета безопасности Российской Федерации, посвященное проблемам Каспия, Президент России В.Путин отметил, что на примере Каспийского региона особенно наглядно видно, как политика в современном мире неразрывно связана с экономикой.
Каспий на рубеже XX и XXI веков превратился в один из центров мировой геополитики, в котором переплетаются экономические, политические, стратегические интересы разных государств мира, транснациональных компаний, религиозных, политических и национальных движений. Здесь, как в фокусе, видны многие черты процесса глобализации, соседствуют научно выверенные прогнозы и неподтвержденные ожидания, иллюзии и реальность, сталкиваются интересы экономической целесообразности и будущего уникальной природной среды Каспия.
Здесь прогнозы могут превратиться в реальность лишь в одном случае, когда будет выработан и согласован детальный механизм взаимодействия всех прикаспийских государств.
Проблемы Каспийского региона можно перечислять очень долго: определение правового статуса, добыча и транспортировка нефти и газа, экология, подъем уровня Каспийского моря, биоресурсы, судоходство, сейсмобезопасность, транспортный коридор Север-Юг, региональная безопасность. Многие из этих проблем нашли свое отражение в апрельских решениях Совета безопасности РФ и чуть позже обсуждались Председателем Правительства России М.Касьяновым на специальном региональном совещании в Астрахани. В Протоколе регионального совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова, состоявшегося 19-20 апреля в Астрахани, в соответствии с решением Совета безопасности Российской Федерации, 8 из 22 пунктов посвящены экологическим проблемам Каспия.
Россия является последовательным сторонником раздела Каспия только по дну по модифицированной срединной линии между сопредельными и противолежащими государствами в целях осуществления суверенных прав на недропользование при сохранении в общем пользовании водного зеркала. С 1998 года этой политике следует Республика Казахстан, а с января 2001 года, после визита Президента В.Путина в Баку, и Азербайджан.
Сегодня сложилось устойчивое мнение, что главными факторами, влияющими на внешнюю и внутреннюю политику прикаспийских государств, являются новый правовой статус Каспия, минеральные ресурсы этого региона и пути их транспортировки на внешние рынки.
К сожалению, Каспийский регион лишен на сегодня согласованной между прибрежными государствами правовой базы, закрепляющей в том числе и обязательные для применения природпользователями экологические требования.
Россия более года назад подготовила проекты соглашений о сохранении и использовании биологических ресурсов Каспийского моря и о защите природной среды Каспийского моря. Эти проекты переданы всем прикаспийским государствам, но "улита едет". Основная отговорка - увязка подписания этих документов с принятием нового статуса Каспийского моря.
Нерешенность этой проблемы предопределяет нелегитимность применения к операциям по морскому бурению на Каспии любых экологических требований, даже если они содержатся в законодательстве одной из стран.
В России готовится к принятию проект федерального закона "О поисках, разведке и разработке на условиях раздела продукции морских месторождений до подтверждения коммерческих открытий", который, как предполагается, дополнит существующий Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". При этом современный кодекс "О недрах" в России не принят. В Казахстане основными регуляторами отношений по недропользованию являются указ Президента "О недрах и недропользовании" (1995) и Закон "О нефти" (1994 год), базирующиеся на существенно различающейся концептуальной основе.
В настоящее время отсутствует согласованная правовая база для выработки единых подходов к регулированию морского бурения. Все это, к сожалению, открывает неограниченные возможности для безнаказанного загрязнения окружающей среды.
Итак, на данный момент, правовые тупики Каспия заключаются в следующем:
1. Отсутствуют согласованные процедуры, позволяющие обеспечить правильный выбор применимого законодательства, а также различного рода нормативы, стандарты и иные нормативно-технические акты, содержащие экологические требования, предъявление которых возможно в процессе деятельности недропользователя.
2. Отсутствует правовая база, обеспечивающая легитимность заключений государственной экологической экспертизы, решений специально уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды, выдающих разрешения на природопользование и лицензии государств Каспийского региона.
Очевиден высокий риск оспоримости любых действий указанных органов и, как результат, юридическая уязвимость положения инвесторов и нестабильность правоотношений в сфере природпользования, предполагающей, как правило, долгосрочный характер.
3. Неопределенность объема (реальной и потенциальной) имущественной ответственности инвесторов. Большую настороженность вызывает неопределенность, связанная с применением гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения с возмещением экологического ущерба. Сложность этой проблемы обусловлена:
недостаточностью нормативно-правовой базы, расчета экологических ущербов и рисков;
отсутствием соответствующих судебных прецедентов в прикаспийских государствах;
отсутствием механизма распределения экологических рисков через экологическое страхование. При этом возможностями обеспечить достаточное страховое покрытие экологических рисков при морском бурении обладают единицы нефтяных компаний в мире.
ЧТО ОСТАВИМ ПОТОМКАМ?
(Ф.Доулатабади, генеральный директор Департамента стран СНГ
МИД Исламской Республики Иран)
Каспийское море когда-то было известно рыбой и икрой, а сейчас - добычей газового и нефтяного сырья, созданием транспортных коридоров, борьбой с загрязнением моря. Еще пристальное внимание общественности к Каспию обусловлено надеждами и страхами живущих на берегу моря людей, для которых оно является источником жизни. Между тем, речь идет о регионе, который является даром Божьим для пользы живущих здесь людей. К Каспийскому морю сейчас привлечено внимание различных мировых кругов, и это удобрило почву для расширения конфликта интересов. Хочу напомнить, что все проблемы Каспийского моря, которые не решатся в настоящее время, тяжелым бременем лягут на плечи будущих поколений. Дети и внуки нам этого не простят. Пока же на вопрос о том, что ожидает страны Каспийского моря, политики не могут дать успокоительного ответа.
Вновь образованные на берегу Каспия государства не обратили внимания на два важнейших соглашения, которые были подписаны между Ираном и СССР: первое соглашение от 26 февраля 1921 года "О дружбе" и второе - "О торговле и мореплавании" от 25 марта 1940 года, согласно которому Каспийское море было разделено на две части. Не обратили внимания, но должны были сделать это. Заглядывая вперед, мы предложили учесть положения этих соглашений во время встречи представителей министерств иностранных дел прикаспийских государств в Ашхабаде. Мы рассматриваем эти договоренности как основу для поддержания мира и стабильности на Каспийском море. К сожалению, поиск консенсуса идет очень трудно. Для выработки взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений была создана рабочая группа, состоящая из заместителей министров иностранных дел государств Каспийского региона, последняя сессия которой состоялась в Тегеране 20 февраля 2001 года.
Исламская Республика Иран с первых же дней образования новых государств признала их независимость и использует все возможности, чтобы помочь им удовлетворять свои потребности.
В то же время новые страны находятся в процессе формирования своей независимой государственности и в поисках путей для укрепления связей между собой. С другой стороны, контракты с зарубежными компаниями создают множество проблем для соседей по региону, законные права которых зачастую игнорируются. Беспокоит и то, что в процессе обсуждения и реализации коммерческих проектов нередко отходит на задний план судьба Каспийского моря.
Систематически заключаемые в условиях правовой неопределенности и без учета мнений соседей контракты и инвестиционные соглашения очень часто некорректны с точки зрения добрососедства и легитимности. Такая ситуация, повторенная многократно, создает предпосылки для нездоровой обстановки недоверия и отчужденности среди прикаспийских государств. Безусловно, это крайне негативно отражается на развитии добрососедских отношений.
Исламская Республика Иран категорически возражает против прокладки по дну Каспийского моря любых магистральных трубопроводов, которые вредят экологии и особо опасны в связи с высокой сейсмической активностью в этом регионе. Нужно искать более рациональные с точки зрения сохранения окружающей природной среды пути.
О важности и актуальности именно такого подхода президенты Ирана и России говорили во время встречи в Москве несколько месяцев назад. Руководители наших государств подтвердили обоюдную озабоченность существующими угрозами политической стабильности и экологической безопасности в Каспийском регионе. Они подтвердили свое неприятие попыток нагромождения всевозможных искусственных границ на Каспийском море, выстраиваемых по инициативе отдельных государств. Лидеры наших стран совершенно обоснованно предостерегают, что любые односторонние действия на Каспии создают угрозу для мира и безопасности, а также могут привести к другим серьезным осложнениям.
КАСПИЙ - НЕ БЕСХОЗНЫЙ ВОДОЕМ
(А.Аббасов, первый заместитель председателя Правительства
Азербайджанской Республики)
Азербайджан глубоко обеспокоен тем влиянием, которое оказывает хозяйственная деятельность в пределах акватории на экологическое состояние водоема. Мы выступаем за проведение экологического мониторинга и готовы подключить все имеющиеся в нашем распоряжении резервы и ресурсы для устранения ущерба, наносимого уникальной среде Каспийского бассейна.
Учитывая неутешительные, к сожалению, реалии сегодняшнего времени в отношении состояния биологических ресурсов на Каспии и испытывая сомнения в правильном использовании этих ресурсов, Азербайджанская Республика с этого года приступает к строительству крупнейшего рыборазводного завода на 15-20 млн. мальков в год по кредитам Всемирного банка. Этот завод должен дать необходимый импульс дальнейшему развитию и воспроизводству биологических ресурсов Каспия.
Как представитель моей страны, я лично прилагаю огромные усилия к тому, чтобы в обсуждении вопросов, связанных с определением статуса Каспийского бассейна, все прикаспийские страны работали в тесном контакте, плечом к плечу.
БЕЗ ИЗЛИШНЕЙ ПОЛИТИЗАЦИИ
(А.Мартиросян, заместитель министра иностранных дел
Республики Армения)
Не являясь каспийской страной в силу своего географического расположения, Армения внимательно следит за развитием процессов в Каспийском регионе. Мы абсолютно согласны с тем, что роль Каспия в мировом геополитическом и геоэкономическом устройстве будет возрастать. И вполне естественно, что главная цель освоения богатств Каспия заключается в повышении благосостоянии народов, проживающих в регионе и примыкающих к нему странах.
В этой связи хотел бы отметить, что сам факт участия в Международном нефтегазовом Саммите представителей большого числа государств говорит как о пристальном интересе к самой проблематике, так и готовности стран к поиску взаимоприемлемых решений.
Обращает на себя внимание конструктивный тон основных докладчиков и выступающих, которые в то же время высказывали вполне обоснованную обеспокоенность некоторыми проблемами, в первую очередь, экологического характера. Как нам кажется, все они могут быть решены без излишней политизации, с учетом существующих исторических, политических, экономических и правовых реалий. От этого можно ожидать максимальной выгоды для всех участников панкаспийского региона.
Приоритетом внешнеполитической концепции Армении является ее вовлеченность в региональные проекты и программы, расширение и углубление такого взаимодействия. Армения поддерживает все те региональные инициативы, которые, имея экономическую целесообразность, способствуют расширению сотрудничества во всем регионе. В последние годы товарооборот Армении со странами Каспийского региона, и в первую очередь, с Россией и Ираном, имеет положительную тенденцию роста. Исходя из этого, уже реализованы с использованием инфрастуктуры на иранском побережье и в Астрахани первые успешные шаги по транспортировке грузов из Армении в Астрахань, а отсюда - далее на Север и Восток России. Проделанная совместная работа вселяет определенный оптимизм.
Пользуясь предоставленной мне возможностью, я хотел бы поддержать от имени правительства Республики Армения реализацию международного транспортного коридора Север-Юг и объявить, что Армения официально обратилась к странам-учредителям проекта с инициативой об участии нашей страны в этом сотрудничестве в качестве полноправного члена.
КАЗАХСТАН СОЗДАЕТ ЕДИНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ХОЛДИНГ
(М.Ефесов, директор департамента стратегического планирования
ЗАО "КазТрансГаз")
В своем выступлении на саммите М.Ефесов выразил надежду на то, что все прикаспийские народы смогут проявить волю, отбросить амбиции и найти общий путь к взаимопониманию и согласию: "Мы должны и сможем сохранить для будущих потомков природу Каспия как уникальной экосистемы. Ибо если люди не смогут сами договориться, договариваться придется солнцу, ветру и морю". Он охарактеризовал состояние и перспективы развития транспортных систем Казахстана. Отныне этими вопросами будет заниматься национальная компания Транспорт нефти и газа .
Основными видами ее деятельности определены: маркетинг рынков, транспортировка углеводородного сырья и эксплуатация нефтегазопроводов, организация финансирования, разработка ТЭО, эскизное проектирование и сооружение нефтегазопроводов, а также участие во всех внутренних и международных проектах Республики Казахстан по транспортировке углеводородного сырья.
КАСПИЙ: И ПОЛИТИКА И БИЗНЕС
(Д.Престон, начальник отдела охраны окружающей среды
международного консорциума OKIOC на Северном Каспии)
Итак, от политики к бизнесу. Англичане говорят: "Не мешайте политику с бизнесом", но, говоря это, нужно отметить, что очень важно, чтобы бизнесмены и политики работали в тесном взаимодействии, поскольку именно политики создают соответствующую среду, в которой бизнес может быть успешным или не быть успешным. Именно политики создают законодательную среду, в том числе финансовую, без которой бизнес невозможен. И, во-вторых, крупные международные проекты, проекты транснационального характера, которые включают и крупные нефтегазовые проекты на Каспии, неосуществимы без соответствующей политической воли.
Поэтому мы придаем огромное значение таким конференциям, как этот Каспийский саммит. Мы приветствуем участие в нем представителей России, Азербайджана, Казахстана, Ирана и многих других стран, вне зависимости от их удаленности от каспийских берегов. И мы приветствуем сотрудничество всех этих стран, которое может сыграть ключевую роль в успешном развитии проекта OKIOC. Каспий - это уникальная проблема, уникальные возможности, уникальный вызов. Не знаю, есть ли еще проекты, где все эти моменты сводятся воедино. Но я думаю, что самая уникальная возможность состоит в совместной работе бизнесменов и политиков в поисках совместного решения.
НЕФТЕГАЗОВОГО САММИТА
"КАСПИЙ XXI: ОТ ПОЛИТИКИ К БИЗНЕСУ"
Участники Саммита с удовлетворением отмечают благоприятную атмосферу для регионального сотрудничества, рост активности и позитивные тенденции в контактах прикаспийских государств по формированию нового правового статуса Каспийского моря. Участники Саммита придают большое значение развитию экономических отношений между прикаспийскими государствами, особенно в области транспортировки каспийской нефти на мировые рынки и использования Каспия в качестве международного транспортного коридора.
Участники Саммита полагают, что роль Каспия в мировой экономике как региона, обладающего крупными запасами углеводородного сырья, будет неуклонно возрастать. Наращивание мощностей добычи, транспортировки и переработки нефти должно сочетаться с развитием других отраслей экономики прикаспийских государств, особенно их приморских территорий.
Вместе с тем, время, которое потребуется для урегулирования правовых проблем, не должно стать для региона временем упущенных возможностей. В этот период усилия политиков и бизнесменов должны быть сконцентрированы на взаимовыгодных проектах, в осуществлении которых заинтересованы народы прикаспийских государств.
Основную цель освоения недр Каспия участники Саммита видят в повышении благосостояния людей, живущих на его берегах, и в улучшении качества окружающей природной среды.
Именно эти обстоятельства лежат в основе Рекомендаций, с которыми участники Саммита приняли решение обратиться к президентам, правительствам и парламентам пяти прикаспийских государств накануне "каспийской" встречи на высшем уровне:
1. Всемерно поощрять усилия деловых кругов по инвестированию проектов рационального использования углеводородных ресурсов Каспия.
2. Активизировать совместные усилия прикаспийских государств по доработке и заключению ключевых международных нормативных документов, таких, как Конвенция о правовом статусе, Соглашение о сохранении и использовании биологических ресурсов, Соглашение и Рамочная конвенция по защите природной среды Каспийского моря.
3. Для комплексного освоения природных ресурсов Каспия и обеспечения экологической безопасности ускорить разработку и согласование экологических требований к недропользованию с распространением принципа "нулевого сброса" на всю акваторию и осуществить меры по оптимизации баланса между воспроизводством и использованием рыбных запасов Каспия.
4. Предпринять совместные усилия по созданию на постоянной основе межгосударственного Каспийского центра для мониторинга состояния природной среды Каспия.
Участники Саммита выражают уверенность, что встреча глав пяти прикаспийских государств, намеченная на осень текущего года, послужит дальнейшему укреплению регионального сотрудничества, углублению взаимопонимания и согласия.