АВ 2000г. Выпуск 18 О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества
Выступление руководителя Московского комитета образования Л.П.КЕЗИНОЙ
Уважаемые депутаты и участники слушаний, Мария Николаевна Лазутова в своем докладе достаточно полно, подробно охарактеризовала состояние обсуждаемого вопроса. Поэтому я позволю остановиться себе лишь на отдельных вопросах, которые находятся в поле деятельности Московского комитета образования. Это прежде всего практические дела самого комитета образования с органами управления образования стран СНГ и Балтии.
В настоящее время имеется 38 договорных документов правительства Москвы и комитета образования со странами СНГ и Балтии, их столицами, отдельными регионами, а также общественными организациями соотечественников. Москва в лице комитета является одним из немногих субъектов Российской Федерации, которые строят в сфере образования сотрудничество со странами СНГ и Балтии на постоянной основе. Все 10 учебных округов Москвы закреплены за конкретными регионами, как Российской Федерации, так и странами СНГ и Балтии. Наиболее глубоко и интенсивно развиваются наши связи с органами управления образования республик: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Автономной Республики Крым, городов Алма-Аты, Баку, Душанбе, Севастополь, Тбилиси, Еревана и Вильнюса.
Недавно состоялось подписание долгосрочного соглашения и протокола о сотрудничестве с управлением образования города Киева. У нас никак на протяжении многих последних лет этот вопрос не решался, несмотря на обоюдное желание. Московская программа сотрудничества со странами СНГ и Балтии в области образования носит комплексный характер. И в частности предусматривает обмен новыми разработками содержания образования, учебно-методической литературой, внедрением новых образовательных технологий, проведение совместных семинаров, педагогических чтений, оказание научно-методической, практической помощи в организации повышения квалификации различных категорий специалистов. С этой целью по взаимной договоренности нами проводятся как целевые, так и краткосрочные курсы в Москве или в отдельных случаях мы направляем группы наших методистов из института повышения квалификации работников образования непосредственно в столицы государств.
Я должна сказать, что, руководствуясь указом Президента Российской Федерации от 12 июня 1996 года "О поддержке в Российской Федерации интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" мы для себя определили как одно из главных направлений, это поддержка русскоязычных школ в странах СНГ и Балтии. Как показал анализ, значительная часть педагогов русскоязычных школ в этих странах за последние 10 лет практически не имела возможности повысить свою квалификацию. Отсюда многочисленные обращения и в Комитет образования, и в Московский институт повышения квалификации. Только в прошедшем учебном году прошли обучение у нас с выдачей соответствующих дипломов 137 работников образования стран ближнего зарубежья, в том числе из Эстонии и Латвии 25 педагогов.
В подведомственных Комитету образования Москвы высших учебных заведениях в настоящее время на основе двухсторонних соглашений обучаются студенты из Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины, а также дети российских пограничников, несущих службу в Таджикистане.
Для соотечественников в Эстонии, Латвии и Литве реализуется программа "Стипендия мэра Москвы". Стипендиатам из бюджета Москвы выделяются средства на оплату обучения и ежемесячная стипендия. Такой поддержкой воспользовались более 100 выпускников русских школ стран Балтии.
В развитии образовательных связей принимают участие, как я сказала, все учебные округа. К примеру, стабильные, добрые отношения сложились между Управлением образования нашего Южного округа и Министерством образования Республики Таджикистан.
За минувшие два года в Душанбе было отправлено 39 тонн гуманитарного груза. Для 14 школ система Федеральной пограничной службы Российской Федерации и русскоязычных школ Таджикистана было передано более 60 тысяч учебников и учебно-методической литературы. Педагогический коллектив Московской школы 494 считает своим долгом оказывать постоянную помощь методическую учителям из Душанбе, которые ведут занятия у себя на русском языке.
Успешно сотрудничает Северное окружное управление с Азербайджаном. На базе Московской школы 226 функционирует, на наш взгляд, эффективно Азербайджанский культурно-образовательный центр. В соответствии с поручением мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и планами по реализации договорных соглашений осуществляется помощь Москвы учебниками и учебно-методической литературой практически всем странам СНГ и странам Балтии.
Я должна сказать, что только за последние два года нами было безвозмездно передано 1,5 тысячи экземпляров, 1,5 миллиона экземпляров учебной литературы. Это означает, что почти 250 тысяч детей в странах ближнего зарубежья учатся по учебным пособиям, подаренных Московским правительством, московскими школами, в том числе педагогами, школьниками, которые передают в гуманитарный фонд свои личные учебники.
Но здесь возникает вопрос. Насколько нам известно, в ряде стран СНГ приказами министров образования запрещено обучение в школах по учебникам, которые изданы в России. Поэтому это один из глобальнейших вопросов, требующих сегодня к себе внимания всех, кто заинтересован в том, чтобы дети русского происхождения в странах СНГ не забыли бы свой русский язык и могли обучаться по русским учебникам.
Я не могу не сказать о том, что сама жизнь подсказала нам целесообразность создания образовательных учреждений с этнокультурным компонентом непосредственно в Москве. Всем известно, что в Москве более 150 национальностей. Поэтому мы пошли на открытие школ с этнокультурным компонентом. Мы выбрали для себя программу двуязычных образовательных учреждений, а не чисто национальных. И в этом прошедшем году мы отметили уже 10-летие этого этапа развития национально-культурных образовательных учреждений в Москве. Сегодня их более 60. Это и общеобразовательные школы, и дошкольные образовательные учреждения, и учебно-воспитательные комплексы, и культурно-образовательные центры, и воскресные школы, и многое другое.
Открытие таких учреждений позволяет удовлетворить запросы практически всех групп населения, которые испытывают потребность в обучении детей языку, истории, литературе, традициям и культуре своих народов.
Наличие в Москве азербайджанской, грузинской, армянской, литовской и других школ, культурно-образовательных центров позволяет убедительно ставить вопросы об адекватном отношении к удовлетворению культурно-образовательных запросов детей русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии.
Проблем, естественно, здесь очень много. А Москва, открывая такие учреждения, в то же время испытывала острую нехватку кадров. И я должна сказать, что мы эти кадры получали в помощь нашим образовательным учреждениям непосредственно из стран СНГ и стран Балтии.
Я должна сказать, что связи и формы нашего сотрудничества не могут быть постоянными, они расширяются, они приобретают многогранный характер. Я должна сказать, что вот стало хорошей традицией участие педагогов из столиц ближнего зарубежья наших московских конкурсов "Учитель года". Этот конкурс уже не проходит только для московских учителей. В этом году у нас были учителя из Киева, учителя из Батуми, из Тбилиси и еще из многих столиц.
Я должна сказать, что прекрасно проходят фестивали совместные, творческие фестивали для школьников. Надо, конечно, видеть глаза детей, когда они встречаются друг с другом, когда они выступают, когда они показывают свое умение, свое творчество. Какие это замечательные маленькие артисты! Мне кажется, что вот это посланцы мира и добра, даже в большей степени, нежели взрослые люди.
По инициативе комитетов образования Киева и Москвы, поддержанные Баку, Тбилиси, Кишиневом, создан Международный педагогический клуб европейских столиц. Состоялось уже два заседания: первое - в Киеве, второе - в Софии. В апреле 2001 года заседание этого общеевропейского форума состоится в нашей столице.
Я понимаю, что, как бы я сейчас вопрос, который затрону, выходит за рамки обсуждаемого вопроса. Но, когда состоялся наш клуб в Софии и я встречалась с послом нашим российским в Софии, то он сказал, что те трудности, те проблемы, которые они испытывают, сродни сегодня тем проблемам, которые обозначены в странах СНГ. И что они бы, конечно, хотели, чтобы забота о русском языке, о русских школах в Болгарии была тоже как бы в поле внимания наших и депутатов, и исполнительных органов.
Сегодня вашему вниманию представлена небольшая выставка, на которой вы можете ознакомиться с малой толикой наверное той работы, которая ведется в Москве. Вы не могли не обратить внимания, у многих из вас есть журнал "Этносфера". Вот этот журнал является собирателем того опыта, тех крупиц опыта, которые зарождаются в отдельно взятом образовательном учреждении, в каком-либо округе в рамках Москвы. На мой взгляд, вот этот журнал, он в общем-то должен действительно иметь продолжение и наверное такие органы печатные должны быть не только в рамках Москвы.
Я должна сказать, что сложившаяся система взаимодействия со странами СНГ Балтии, поддержка этих отношений со стороны наших жителей Москвы, школ, это как бы стало закономерным, отвечает потребностям гражданского общества, соответствует целям, которые провозглашены Организацией Объединенных Наций Международного года культуры мира.
Правительством Москвы принята комплексная городская программа под названием "Москва на пути к культуре мира". Важнейшее место в ней отведено диалогу культур, взаимопониманию, толерантности, передаче новым поколениям социального опыта народов. Это дает нам уверенность и моральное право подходить с таким же критерием к действиям наших зарубежных партнеров по развитию образования, воспитания учащейся молодежи.
Вполне понятно, что всеобъемлющее решение по обсуждаемым вопросам находится за пределами возможностей отдельно взятого субъекта Федерации. Поэтому, на мой взгляд, вот тот опыт сотрудничества, который есть сегодня у Москвы с другими управлениями в области образования стран СНГ, они требуют сегодня осмысления и выработки дополнительных мер. И в числе этих первоочередных мер, может быть, в дополнение к тому, что принимаются сегодня рекомендации.
А, кстати, я должна сказать, я ознакомилась с рекомендациями и считаю, что принятие этих рекомендаций очень поможет нам в дальнейшей работе и очень многое сдвинет с мертвой точки. На мой взгляд, необходима консолидация и интеграция усилий различных ведомств и различных уровней, как федеральных, так и субъектов Федерации, даже по реализации этих рекомендаций.
К сожалению, сегодня многие из нас работают очень автономно, очень самостоятельно. Желательно, чтобы был какой-то координационный центр, который бы распределял и функционально и возможности каждого из нас и тогда, наверное, было бы более результативна, эта работа была бы более результативна и для непосредственно тех государств, кому мы оказываем помощь или с которыми мы сотрудничаем.
На мой взгляд, сегодня уже как бы устарела наша помощь, когда мы направляем наши российские учебники. Сегодня надо создавать новые учебники, новые учебные пособия, которые будут адаптированы к соответствующим странам СНГ и Балтии. Вполне понятно, что это очень серьезная и трудоемкая работа. Она требует совместных усилий ряда государств, их ведомств и авторских коллективов.
Наконец, третье. На мой взгляд, нужно в рамках вот этого сотрудничества выделить и особо как-то придать им другое звучание, это вопрос о формировании культуры мира и межнациональной толерантности, создании образовательных программ и системы воспитательных мер в этом направлении.
Я хотела бы сказать сегодня доброе в адрес МГУ, потому что по нашему заказу, при поддержке нашей ученые МГУ подготовили для школ учебное пособие "Народоведение". Это абсолютно новый, принципиально новый учебник, принципиально новая книга. Она еще не распространяется и в наших российских школах. Мне кажется, что эта книга должна пройти соответствующую, наверное, презентацию. Это учебное пособие можно предложить и российским детям, и странам СНГ. Я думаю, что требуют особого внимания меры по предупреждению закрытия русских школ за рубежом.
Бывая в странах СНГ, мы видим, как много открывается турецких школ, еще различных корейских школ. И как здорово закрываются русские школы.
Наконец, последнее. Вот каждый из нас и субъект Федерации особенно пытаются изыскивать средства для того, чтобы реализовать свои программы помощи или взаимодействия со странами СНГ. Мне кажется, что нужна также соответствующая консолидация финансовых средств для того, чтобы обеспечить эту поддержку всем программам, которые будут приняты.