Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 18 О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества


ИНФОРМАЦИЯ
о сотрудничестве государств-участников СНГ в области образования

     В Содружестве Независимых Государств наряду с процессами интеграции в экономической сфере развивается взаимодействие в области гуманитарного сотрудничества.
    Необходимость всемерного развития взаимодействия в области образования была осознана уже в первые месяцы существования СНГ. В мае 1992 года, т.е. спустя всего полгода после создания Содружества, главы правительств десяти входивших в него стран подписали соглашения о сотрудничестве в области образования, о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации.
    В этих документах государства заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов. Они гарантировали равноправие всех образовательных учреждений, входящих в их национальные системы образования, и бессрочное признание на своих территориях выданных в государствах-участниках к моменту заключения данных соглашений документов государственного образца, о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий.
    В целях реализации этих соглашений были проведены две конференции министров образования государств - участников СНГ, создана Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (МАГАТ).
    Это позволило в значительной мере скоординировать усилия государств - участников Содружества в реализации ряда важных проблем. Однако в рамках этих соглашений не удалось достичь необходимого взаимодействия для совместного решения проблем, вставших перед национальными системами образования.
    Важным шагом в решении назревшей задачи интенсификации интеграционных процессов в образовании явилось подписание главами правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан в январе 1997 года целого пакета документов. Это Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, соглашений о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств и о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых.
    В Концепции определены основные принципы, направления, условия и этапы создания единого образовательного пространства, раскрыта его сущность. Единое образовательное пространство, отмечено в этом документе, характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, критериев и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территории государств - участников Содружества.
    Соглашение по формированию единого образовательного пространства предусматривает взаимодействие государств в процессе их совместной работы на заданном направлении и создание Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ. Участниками Совета являются восемь государств, подписавших названное Соглашение (в его состав не входят Грузия, Туркменистан, Узбекистан и Украина). Он осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным главами правительств Положением о Совете, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
    Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств ставит своей задачей дальнейшее развитие сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств-участников Содружества по линии государственных органов управления образованием, аттестации научных и научно-педагогических кадров, учреждений образования, международных, региональных и национальных объединений и ассоциаций, действующих в сфере образования, подготовки и аттестации кадров.
    Совет содействует формированию единого образовательного пространства государств - участников СНГ, в том числе:
    рассматривает вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, анализирует ход реализации многосторонних соглашений о сотрудничестве в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
    изучает возможности дальнейшего развития сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая взаимодействие государственных и общественных структур, изучение в соответствии с заинтересованностью государств-участников Содружества образовательных процессов и тенденций развития образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в рамках Содружества;
    рассматривает и подготавливает проекты многосторонних программ в области образование, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и вносит их в установленном порядке на рассмотрение в уставные органы Содружества, проводит совместные мероприятия в пределах компетенции Совета;
    содействует органам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, общественным и негосударственным организациям государств-участников Содружества Независимых Государств в области формирования единого образовательного пространства Содружества;
    изучает и обобщает опыт государств - участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества;
    координирует деятельность государств-участников Содружества в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и взаимного признания эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.
    Этот орган формируется из полномочных представителей стран СНГ - участников Совета (по два от каждого государства, при этом государство имеет один голос). Председателем Совета на протяжении всей его деятельности является избранный на первом заседании Министр образования Республики Беларусь профессор В.И.Стражев.
    Примечательной особенностью является то, что в состав Совета в качестве члена с правом голоса входят представители Международной Академии наук Высшей школы - президент В.Е.Шукшунов и Главный ученый секретарь МАНВШ А.С.Цыбин.
    Такое решение принято в связи с той ролью, которую сыграла Международная академия в создании Совета. Именно ее инициатива по созданию Совета была поддержана в государствах - участниках Содружества. В дальнейшем МАНВШ возглавила Постоянную рабочую комиссию Совета по правовому обеспечению, разработала и внесла на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ ряд проектов документов по вопросам образования, в том числе, проект Конвенции о признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств - участников СНГ.
    За прошедший период Советом проведено 6 заседаний, сформировано и образовано 9 рабочих комиссий по следующим направлениям деятельности:
    Правовое обеспечение;
    Информационное обеспечение;
    Координация деятельности в области лицензирования аттестации и аккредитации;
    Координация деятельности в области признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;
    Стандарты образования;
    Обеспечение интеграции в области научной деятельности;
    Учебник;
    Дистанционное образование;
    Организационная комиссия.
    Работу комиссий возглавляют представители руководства министерств и ВАКов государств - членов Совета.
    Итоги работы Совета убедительно свидетельствуют о том, что Совет успешно прошел сложный этап становления. За истекший период подготовлены и направлены для подписания Советом глав правительств государств - участников Содружества проекты Конвенции о признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, соглашений об информационном обмене в сфере образования, о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам. Решения о придании Московскому государственному лингвистическому университету статуса базовой организации по языкам и культурам народов государств - участников СНГ.
    Завершается работа по подготовке проектов соглашений о координации работ в области лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, о деятельности филиалов высших учебных заведений на территории государств - участников Содружества, Положения о едином Межгосударственном информационно-аналитическом центре государств - участников СНГ по академическому признанию и мобильности. Концепции системы дистанционного образования и ряда других документов. Готовится к изданию Информационный бюллетень об образовании в странах СНГ и развитии интеграционных процессов. Одобрена Программа сотрудничества с иностранными выпускниками вузов государств - участников СНГ, подготовленная Корпорацией ИНКОРВУЗ.
    Многое сделал Совет для восстановления практики проведения заседаний Конференции министров образования государств - участников СНГ. Весной 1999 года, после более чем шестилетнего перерыва в г. Москве состоялось Третье заседание Конференции министров, на котором был принят ряд важных решений, в том числе о совместной подготовке обновленных учебников и учебно-методических пособий, о деятельности филиалов и других структурных подразделений вузов государств - участников СНГ, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, академической мобильности, а также о разработке Межгосударственной программы формирования и развития единого образовательного пространства. На Четвертом заседании Конференции, которое состоялось в Минске в сентябре 1999 года, были одобрены решения об организационном обеспечении реализации министерствами образования государств - участников СНГ совместных программ развития образования, о сотрудничестве с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и о программе совместных научных исследований.
    Совет проводит целенаправленную работу по привлечению авторитетных общественных организаций к участию в интеграционных процессах.
    В работе Совета участвуют в качестве наблюдателей Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров (МАГАТ), Международная неправительственная организация Корпорация ИНКОРВУЗ, Всеобщая Конфедерация профсоюзов, Евразийская Ассоциация университетов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Кыргызско-Российский Славянский университет.
    Последний год деятельности Совета показывает, что назрела необходимость перехода от решения вопросов, связанных с правовым обеспечением становления единого образовательного пространства Содружества, к созданию конкретных механизмов его эффективного функционирования. Это в первую очередь касается создания единого информационного пространства в области образования. Большую роль в этом должно сыграть подписание главами правительств государств - участников СНГ - Соглашения об информационном обмене в сфере образования государств - участников СНГ, которым предусматривается создание образовательного сервера Содружества, а также подготовка ежегодного доклада о развитии образования в странах СНГ и издание информационного бюллетеня.
    Назрела необходимость в объединении усилий при проведении совместных исследовательских и образовательных программ по анализу состояния и определению перспектив развития образования в государствах Содружества, включая такие вопросы, как обновление структуры и содержания образования, пути внедрения в образовательный процесс информационных технологий.
    В настоящее время практически во всех странах Содружества уделяется больше внимания созданию образовательных стандартов. В связи с этим ускорение решения вопросов, связанных с согласованием процессов разработки стандартов, видится одним из наиболее актуальных направлений работы Совета.
    Осознавая исключительную значимость решения проблемы создания конкретных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие единого образовательного пространства СНГ, Совет предложил придать разработанной в соответствии с резолюцией Третьего заседания Конференции министров образования Программе формирования и развития единого (общего) образовательного пространства статус межгосударственной и включить ее в Программу действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года с обеспечением финансирования ее реализации.
    Программа рассчитана на пять лет и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание постоянно действующих структур, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие образовательного пространства. Она является реальной основой дальнейшего развития сотрудничества между нашими странами, обеспечения координации деятельности Совета и государственных органов управления образованием стран Содружества.
    Принятие и реализация Программы позволит создать Межгосударственный фонд модельных и национальных нормативных актов об образовании, включающий Образовательный кодекс государств - участников СНГ, Модельный классификатор профессий, специальностей и квалификаций и Соглашение о порядке его применения.
    Предполагается создание Межгосударственного банка образовательных стандартов государств Содружества, Межгосударственного информационно-аналитического центра по академическому признанию и мобильности, подготовка и принятие Соглашения о межгосударственном центре аттестации и аккредитации учебных заведений, проведение межгосударственной аттестации и аккредитации учреждений образования государств Содружества.
    Предусматривается создание Центра образовательной статистики и сравнительного анализа систем образования стран Содружества, подготовка предложений по унификации классификаторов по науке, номенклатуре специальностей научных работников, сближению положений о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, разработке паспортов научных специальностей и программ кандидатских экзаменов.
    В области высшего образования планируется проведение работ по изучению и обобщению опыта научной работы высших учебных заведений различных регионов и разработка вопросов интеграции в мировое научно-образовательное пространство, изучение опыта работы ведущих учебных заведений по вопросам подготовки научных кадров, подготовка предложений по гуманизации и гуманитаризации высшего образования, совершенствованию естественнонаучной компоненты образования и системы подготовки научных кадров, разработка предложений о порядке совместного финансирования межгосударственных научных исследований, а в перспективе - создание Фонда научных исследований.
    Разрабатывается План реализации совместных программ подготовки учебных, учебно-методических комплексов нового поколения, проводятся организационно-правовые и материально-технические мероприятия по созданию интегрированной системы дистанционного образования.
    Важную роль в становлении системы непрерывного образования взрослых призван играть Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых, который создан в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых, подписанным главами правительств государств - участников СНГ в январе 1997 года.     
     Основные направления деятельности Комитета:
    выработка современной концепции распространения знаний и образования взрослых на территориях государств;
    проведение мероприятий, направленных на формирование общего интеллектуально-информационного пространства, творческое использование имеющегося образовательного уровня населения и культурного наследия, международных контактов, обмен передовым опытом;
    содействие в разработке и осуществлении национальных программ по повышению интеллектуального потенциала личности посредством социально значимых проектов, направленных на устойчивое развитие общества;
    подготовка и апробация новых подходов к реализации перспективных социальных технологий в интересах личности и этического оздоровления общества.     
     Основные функции Комитета:
    содействие проведению мероприятий по распространению знаний и образованию взрослых и их финансовой поддержке;
    содействие продвижению на международный рынок научно-технических разработок и технологий;
    осуществление обмена информацией, методическими изданиями по распространению знаний и образованию взрослых и другими материалами по линии деятельности Комитета;
    содействие участию сторон в международных мероприятиях по распространению знаний и образованию взрослых;
    осуществление взаимодействия с межгосударственными (межправительственными) органами Содружества, государственными научными и общественными органами и организациями в рамках компетенции Комитета и другие.
    Комитет формируется из полномочных представителей сторон - членов Комитета. Каждое государство, независимо от числа делегируемых в Комитет членов, имеет один голос.
    В состав Комитета в качестве члена Комитета с правом голоса входит Президент (представитель) Международной ассоциации "Знание".
    За прошедшее время Комитетом утверждена программа деятельности, предусматривающая подготовку проектов документов о создании нормативно-правовой базы развития системы непрерывного образования взрослых, проведение международных конференций и ряд других мероприятий.
    Принятая на III заседании Комитета Программа деятельности Межгосударственного комитета по распространению знаний и образованию взрослых на 2000-2002 годы предусматривает разработку Концепции системы образования взрослых.
    Работа Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества и Комитета по распространению знаний и образованию взрослых проводится при активной организационной и информационной поддержке Исполнительного комитета СНГ, что во взаимодействии с усилиями государств - участников СНГ позволяет создать оптимальные условия для их эффективной деятельности.