Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 18 О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества


СПРАВКА
О сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации
с государствами-участниками СНГ

     Системы образования России и стран СНГ сохраняют взаимную открытость, достаточную для инициирования интеграционных процессов, разумеется, весьма неодинаковых по содержанию и темпам в каждом конкретном случае.
    Наибольшее продвижение, как известно, отмечается в российско-белорусском образовательном сближении. Постановлением Исполнительного Комитета Сообщества России и Беларуси от 11.04.96 1 установлено, что в целях ускорения создания единого образовательного пространства каждая из сторон обеспечивает гражданам другой стороны доступ и равные со своими гражданами права в получении среднего, высшего и послевузовского профессионального образования всех видов. С Республикой Беларусь подписано межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. На заседании совместных коллегий министерства образования России и Белоруссии в г. Смоленске в июне 1999 года одобрен совместный проект Программы Союза Беларуси и России по формированию и развитию единого образовательного пространства.
    Достигнута договоренность с Интеграционным Комитетом - исполнительным органом государств-участников Договора "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Реальным продвижением на этом направлении явилось заключение 24 ноября 1998 года в рамках "четверки" межправительственных соглашений о признании документов об образовании, ученых степеней и званий и о предоставлении равных прав при поступлении в учебные заведения.
    Одной из важнейших задач сотрудничества в области образования является содействие удовлетворению образовательных потребностей граждан СНГ.
    Приказом Минобразования России от 24.02.98 500 утвержден Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения Российской Федерации), которым установлена возможность приема лиц, проживающих на территории государств-республик бывшего СССР, в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета (при этом ректорам вузов предложено руководствоваться принципами социальной поддержки лиц (соотечественников), испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование), и в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых Советом вуза.
    Несмотря на имеющиеся сложности, вузы и техникумы Российской Федерации ежегодно осуществляют прием в число студентов граждан, постоянно проживающих на территории государств-участников СНГ.
    В настоящее время общее количество граждан из государств-республик бывшего СССР, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования по всем формам обучения, составляет свыше 35 тысяч чел., из них свыше 13 тысяч чел. - с полным возмещением затрат.
    Большую помощь в удовлетворении образовательных потребностей соотечественников и русскоязычного населения в государствах ближнего зарубежья оказывают созданные на взаимной основе российско-национальные (славянские) университеты.
    Так, в 1993 году в Киргизии в городе Бишкеке был открыт Киргизско-Российский (Славянский) университет - высшее учебное заведение нового типа, вуз совместного ведения Российской Федерации и Киргизской Республики. Университет осуществляет подготовку студентов по различным специальностям из числа русских и русскоязычных граждан. Созданы подобные высшие учебные заведения в Таджикистане (Душанбе) и в Армении (Ереван). Достигнуты договоренности об открытии совместных университетов в Белоруссии и Узбекистане. Прорабатываются вопросы создания трехстороннего (Россия, Казахстан, Киргизия) Евразийского технологического университета.
    В рамках принятой Президентом Российской Федерации Б.Ельциным и Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым "Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие" прорабатываются в настоящее время вопросы создания с Республикой Казахстан совместных образовательных учреждений - университетов и школ в России и Казахстане.
    По инициативе вузов Российской Федерации организуются и регистрируются в государствах-участниках СНГ их представительства и филиалы, хотя в этом вопросе необходимо в самое ближайшее время выработать согласованную организационно-правовую основу.
    Важным направлением в международной деятельности Минобразования России является создание единой системы дистанционного обучения в государствах-участниках Содружества. Значение дистанционного образования в современных условиях непрерывно возрастает, главным образом в связи с использованием возможностей современных информационных технологий.
    Восстановление позиций России как главного образовательного центра на территории постсоветского пространства является одной из основных задач стратегического курса Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, предусматривающего, в том числе, необходимость формирования общих подходов к воспитанию молодого поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России.
    Одним из главных направлений взаимодействия Минобразования России с образовательными ведомствами стран СНГ является сотрудничество по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств, которое предусматривает, прежде всего, создание необходимой нормативной базы и принятие организационных мер в целях предоставления гражданам государств сторон, подписавших Соглашение, о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства, равных прав на получение образования с гражданами сторон, на территории которых проходит обучение.
    На заседании Конференции министров образования государств-участников СНГ, состоявшемся 3 марта 1999 г. в Москве, такая постановка вопроса была еще раз подтверждена. Согласованные и принятые на этом заседании решения учитывают необходимость сотрудничества государственных органов управления образованием, прежде всего в подготовке и повышении квалификации кадров для сферы образования.
    Исходя из необходимости развития сотрудничества с государствами-участниками СНГ по приоритетным направлениям, определенным стратегическим курсом Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.96 902 "О мерах по поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в государствах-участниках Содружества Независимых Государств", Минобразование России в ответ на многочисленные просьбы руководителей органов управления образованием государств-участников СНГ, в целях оказания содействия в подготовке национальных кадров специалистов выделило в 1999 году Азербайджану, Армении, Грузии, Молдове, Таджикистану, Туркмении, Узбекистану и Украине (странам, не входящим в "четверку") квоты на обучение граждан этих государств (всего 150 чел.) в высших учебных заведениях Российской Федерации.
    Инициатива российской стороны, широко освещавшаяся местными средствами массовой информации, получила большой политический и общественный резонанс и была с благодарностью воспринята партнерами. Министерства образования стран СНГ организовали тщательный отбор кандидатов, рекомендованных для учебы в Российской Федерации (в основном, отлично и хорошо успевающих).
    Государственные органы управления образованием стран СНГ выразили надежду на продолжение Российской Федерацией практики выделения квот на обучение своих граждан в российских высших учебных заведениях в 2000/2001 учебном году и возможность увеличения числа предоставляемых мест.
    В этой связи Минобразование России предоставило в текущем учебном году 290 государственных стипендий странам СНГ, не входящим в "четверку".