Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 18 О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества


РЕКОМЕНДАЦИИ

   

  парламентских слушаний на тему "О развитии образовательных
    связей с государствами-участниками Содружества Независимых
    Государств и Прибалтики"
 
5 июня 2000 г.      г.Москва

     
     В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 4 апреля 2000 г. Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел на парламентских слушаниях 5 июня 2000 г. вопрос "О развитии образовательных связей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и государствами Прибалтики".
    В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители органов государственной власти Российской Федерации, региональных законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, посольств Российской Федерации в государствах-участниках СНГ и Прибалтики, научной общественности, специалисты по проблемам русского языка, культуры и образования как из Российской Федерации, так и из стран СНГ и Прибалтики, руководители зарубежных общественных организаций российских соотечественников, представители средств массовой информации.     
     1. Участники парламентских слушаний считают:
    1.1. За годы, прошедшие после создания Содружества Независимых Государств и обретения независимости странами Прибалтики, подтверждается необходимость активизации интеграционных процессов в системе образования и языковой политики. Развитие связей между странами СНГ и Прибалтики в области образования по-прежнему осознается как важнейшая часть этих процессов как для России, так и для других государств, что нашло свое отражение в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
    1.2. В странах СНГ и Прибалтики сохраняется высокая востребованность русского языка как носителя значительного объема общемировой научно-технической информации, культуры, искусства. Однако, несмотря на объективную потребность в его функционировании практически во всех сферах жизни общества, наличие большой доли русского и русскоязычного населения, русский язык  имеет статус государственного только в Республике Беларусь и официального - в Киргизской Республике. В других государствах нарастает тенденция резкого сужения его применения.
    1.3. В целях координации образовательной политики в государствах СНГ и Прибалтики в период 1997-2000 годов сформирована необходимая нормативно-правовая база:
    - заключено межправительственное Соглашение "О сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств";
    - подписана межправительственная программа гуманитарного сотрудничества с Республикой Таджикистан, аналогичные программы подготовлены к подписанию с другими странами СНГ;
    - Межгосударственным Советом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписано Соглашение "Об основных направлениях сотрудничества в гуманитарной сфере государств-участников Договора от 29 марта 1996 года об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях на 2000-2004 годы";
    - Государственной Думой в 1998 году одобрен и направлен в исполнительные структуры СНГ проект Конвенции Содружества Независимых Государств "О статусе русского языка";
    - в Межпарламентскую Ассамблею направлен проект модельного закона "О языковой политике в государствах СНГ", который прошел предварительное рассмотрение в комиссиях и рекомендован к принятию на очередной сессии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ;
    - Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ приняты модельные законы ''Об образовании взрослых", "Об образовании"; подготовлены проект Конвенции о признании учебных курсов, программ, документов об образовании, ученых степеней и званий в странах СНГ и новая редакция рекомендаций "О едином образовательном пространстве и повышении социального статуса учащихся системы образования и науки в государствах-участниках СНГ";
    - проведены 6 заседаний Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств;
    - проведены конференции и совещания министров образования Содружества Независимых Государств;
    - состоялась первая международная научно-практическая конференция университетов стран СНГ и Балтии "Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков" на базе Московского государственного университета;
    - развивалось сотрудничество между образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации и образовательными учреждениями государств-участников СНГ и государств Прибалтики;
    - на базе Московского государственного лингвистического университета в 1997 году проведена международная конференция ректоров вузов стран СНГ и Прибалтики по актуальным проблемам преподавания иностранных языков;
    - Национальным информационным центром по академическому признанию и мобильности Минобразования России формируются информационные и методологические основы обеспечения признания документов об образовании и завершается работа по созданию на его базе Межгосударственного информационно-аналитического центра государств-участников СНГ по академическому признанию и мобильности.
    1.4. Анализ законов об образовании, действующих в государствах СНГ и Прибалтики, показывает, что в настоящее время:
    - отсутствует единый подход при определении ступеней образования;
    - существует проблема идентичности в трактовке национальной образовательной системы как предмета правового регулирования;
    - вместе с тем основные базовые параметры национальных законов об образовании в странах СНГ имеют тенденцию к сближению систем образования, что дает основание для работы в направлении создания единого образовательного пространства в рамках СНГ.
    1.5. Отражая актуальные потребности русского и русскоязычного населения государств СНГ:
    - открыты и функционируют российско-национальные университеты в Киргизии, Таджикистане и Армении;
    - расширяется сеть филиалов российских высших учебных заведений в государствах СНГ и Прибалтики;
    - прорабатываются вопросы открытия национальных совместных общеобразовательных учреждений (гимназий и школ) с русским языком обучения.
    1.6. В рамках оказания помощи соотечественникам за рубежом Правительство Российской Федерации с участием субъектов Российской Федерации (г.Москва, г.Белгород, г.Брянск, г. Омск, Алтайский край и др.) провело определенную работу по обеспечению школ с русским языком обучения в странах СНГ и Прибалтики учебниками и учебно-методической литературой.
    1.7. Анализ причин, вызывающих вынужденную миграцию русского и русскоязычного населения из стран нового зарубежья, показывает, что предпринимаемые странами СНГ и Прибалтики меры по проведению согласованной политики, направленной на формирование единого образовательного пространства, недостаточны. Они не позволяют в полной мере удовлетворить потребности граждан в образовании. Почти повсеместно нарушается право русских и русскоязычных граждан постсоветских республик пользоваться родным языком как средством воспитания и обучения. Продолжает непропорционально потребностям сокращаться число дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведений, ведущих обучение на русском языке.
    1.8. Темпы интеграционных процессов в области образования не отвечают потребности продвижения к единому образовательному пространству как гаранту интеллектуальной и профессиональной основы межгосударственного экономического и политического сотрудничества. Не остановлены процессы обособления систем образования, оттока высококвалифицированных научных и педагогических кадров, разрыва научных связей.
    1.9. Правительство Российской Федерации не в полной мере обеспечивает наступательную политику в развитии межгосударственных отношений со странами СНГ и Прибалтики в области защиты языковых и образовательных прав более 20 миллионов соотечественников, в частности, неуверенно развивает межгосударственную законодательную базу для интеграционных процессов в области образования и защиты функционирования русского языка, не наполняет соответствующие программы необходимыми финансовыми ресурсами.
    2. Участники слушаний выражают крайнюю озабоченность тем, что:
    - в последние годы в странах СНГ и Прибалтики сохраняется тенденция сокращения количества образовательных учреждений с русским языком обучения и воспитания;
     - не увеличивается количество обучающихся в вузах Российской Федерации иностранных студентов, особенно из стран СНГ и Прибалтики;
    - практически нет обменов среди предподавателей и студентов, прекратилась практика подготовки ученых в российских учебных центрах;
    - в ряде стран СНГ наблюдается устойчивая тенденция вытеснения русского языка из различных сфер общественной и государственной жизни. В ходе обновления правовой базы в новых независимых государствах этот вопрос не находит своего решения в соответствии с нормами международного права. Особенно жестко языковая дискриминация проявляется в Латвии, Эстонии, где ряд законодательных актов не только ограничивает возможности профессиональной деятельности русскоязычного населения, но и противоречит основополагающим принципам Всеобщей декларации прав и свобод человека.
    Нарушаются права человека на использование родного языка и развитие своей культуры, которые закреплены в международных правовых документах, ратифицированных в этих странах.
    В то же время в Российской Федерации не осуществляется в должной мере финансирование федеральных и президентских программ по поддержке интеграционных процессов в области образования в СНГ и по поддержке и развитию русского языка.     
     3. Участники парламентских слушаний особо подчеркивают, что:
    - проблема сохранения функционирования русского языка, русскоязычного информационного поля на постсоветском пространстве должна рассматриваться как важнейшая проблема не только для России, но и стран Содружества, ибо, как свидетельствует мировой опыт, образование является ведущим механизмом развития общества. Только то государство может рассчитывать на экономический рост и процветание, которое главным приоритетом государственной политики признает развитие образования и науки. При нарастании деструктивных процессов в языковой политике будет существенно затруднена не только образовательная и культурная, но и экономическая, научно-техническая интеграция России со странами СНГ и Прибалтики;
    - в этой связи в рамках межгосударственного сотрудничества в первоочередном порядке должны найти отражение вопросы сохранения национальных языков народов, проживающих в странах СНГ и Прибалтики, и возможности получения образования на родном языке, подготовки специалистов, расширения приема в высшие учебные заведения Российской Федерации и других стран СНГ на бюджетной основе, подготовки и переподготовки научных кадров;
    - со стороны Российской Федерации требует рассмотрения вопрос о создании условий для развития на территории России сети образовательных учреждений для национальных диаспор из стран СНГ и Прибалтики.
    4. Участники парламентских слушаний обращают внимание международных организаций на имеющее место в странах СНГ и Прибалтики нарушение норм международного права на пользование родным языком, на       сохранение национальной культуры, на равенство возможностей в получении образования на родном языке в отношении русских и лиц других национальностей, говорящих на русском языке, и призывают эти организации использовать свои возможности для ликвидации существующей дискриминации по языковому признаку.     
     На основании изложенного участники парламентских слушаний
    РЕКОМЕНДУЮТ:
    1. Президенту Российской Федерации:
    1.1. Учитывая особую государственную важность и комплексный характер проблемы сохранения и развития функционирования русского языка, формирования общего образовательного пространства Российской Федерации со странами СНГ и Прибалтики, рассматривать решение этой проблемы в качестве приоритетной в развитии интеграционных  процессов со странами СНГ и Прибалтики. Использовать все имеющиеся дипломатические и экономические каналы и иные возможности для кардинального улучшения положения русского языка и русской культуры как в России, так и за ее пределами.
    1.2. Для координации работы исполнительных органов Российской Федерации по проблемам соотечественников за рубежом создать в Аппарате Администрации Президента Управление по делам соотечественников за рубежом.
    1.3. Инициировать проведение Съезда соотечественников во II полугодии 2000 года.     
     2. Правительству Российской Федерации:
    2.1. Подготовить проект Указа Президента Российской Федерации по исполнению Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в части, касающейся вопросов образования, русского языка и культуры.
    2.2. Завершить до 1 сентября 2000 г. разработку Программы мер по реализации Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" согласно поручению Правительства Российской Федерации от 27 июня 1999 г. Н.А-П2-25099 и принять специальное постановление по этому вопросу.
    2.3. Возобновить работу Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, которая должна стать координатором работы по программам помощи российским соотечественникам, в том числе и в области образования и науки.
    2.4. Обеспечить в полном объеме финансирование мероприятий по реализации Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" на 2001 и последующие годы.
    2.5. Создать:
    2.5.1. Специальные фонды для реализации гуманитарных программ со странами СНГ и Прибалтики, в том числе в области образования.
    2.5.2. Межгосударственный фонд поддержки талантливых студентов и молодых ученых.
    2.6. Поддержать инициативу украинских организаций российских соотечественников по разработке межгосударственной комплексной программы "Удовлетворение культурных потребностей украинцев в России и русских - в Украине", с включением в нее предложения о создании в Киеве российского центра  науки и культуры.
    2.7. Создать и обеспечить функционирование на межгосударственной основе Российско-Украинского исследовательского центра, занимающегося различными аспектами российско-украинских отношений.
    2.8. Использовать в механизме реструктуризации государственного долга в государствах СНГ и Прибалтики передачу перешедшей к России собственности (недвижимости) в пользование или льготную аренду организациям российских соотечественников, в том числе и для размещения образовательных учреждений, ведущих обучение на русском языке.
    2.9. При разработке и реализации проектов экономического сотрудничества со странами СНГ и Прибалтики предоставлять особые (льготные) режимы для субъектов, оказывающих благотворительную помощь в решении образовательных задач соотечественников за рубежом.
    2.10. Обеспечить контроль за исполнением межгосударственных соглашений с государствами-участниками СНГ и государствами Прибалтики в области гуманитарного сотрудничества и соблюдения прав человека, в том числе права на получение образования на родном языке.
    2.11. В исполнительных структурах СНГ и иных межгосударственных объединений продолжить работу по подписанию Конвенции о статусе русского языка, взяв за основу проект Конвенции СНГ о статусе русского языка.
     На двусторонней и многосторонней основе принимать меры по обеспечению эффективного функционирования русского языка в странах СНГ и Прибалтики с одновременной поддержкой языков национальных диаспорт этих государств в Российской Федерации.
    2.12. Рассмотреть вопрос о подписании нового межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о деятельности в г.Бишкеке Киргизско-Российского Славянского университета.
    2.13. Рассмотреть вопрос об открытии Российского Славянского университета в г.Тирасполе.
    3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
    3.1. Государственной Думе при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и последующие годы предусматривать выделение денежных средств на реализацию федеральных программ "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ на 2001-2005 годы", "Русский язык в 2001-2005 годы".
    3.2. Обратиться к Президенту и Парламенту Киргизской Республики с приветственным посланием в связи с принятием Закона "Об официальном языке Киргизской Республики", расширяющего законодательную базу для улучшения условий жизни русскоговорящих граждан.
    3.3. Изучить возможность встречи руководителей крупнейших общественных организаций российских соотечественников находящихся за рубежом с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.
    4. Совету Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Постоянной комиссии МПА по социальным вопросам и правам человека:
    4.1. Провести во втором полугодии 2000 г. научно-практическую конференцию на тему: "Правовое положение русского языка на постсоветском пространстве" с учетом опыта проведения ежегодных международных конференций в Украине "Диалог украинской и русской культур в Украине".     
     5. Министерству образования Российской Федерации:
    5.1. Проработать вопрос об унификации требований к программам подготовки кадров и созданию условий для правовой идентичности документов об образовании и положению российских вузов (и их филиалов) в странах Содружества и Прибалтики. В этих целях создать учебно-методический совет на коллегиальной основе.
    5.2. Создать постоянно действующую единую для стран СНГ и Прибалтики, систему (на базе ведущих российских учебных центров) подготовки и переподготовки научно-преподавательских кадров для образовательных учреждений, работающих на русском языке.
    5.3. Организовать центр методической помощи образовательным учреждениям в странах СНГ и Прибалтики, ведущим обучение на русском языке.
    5.4. Разработать систему грантов и государственных стипендий для поддержки одаренных молодых людей из стран СНГ и Прибалтики в получении ими образования в российских вузах на конкурсной основе.
    В программу по созданию единого образовательного пространства включить мероприятия по государственной поддержке обучения соотечественников в вузах Российской Федерации.
    5.5. Проработать вопрос о создании межгосударственных научных коллективов для разработки учебной литературы в области гуманитарных дисциплин.
    Сформировать на базе национальных университетов совместные авторские коллективы для подготовки учебников, учебных пособий для освещения отдельных разделов истории и географии  государств СНГ и Прибалтики.
    5.6. Организовывать ежегодные международные олимпиады по различным отраслям знаний с участием в них школьников из стран СНГ и Прибалтики, обеспечив для победителей олимпиад возможность  внеконкурсного поступления на учебу на бюджетной основе в российские вузы.
    5.7. Содействовать установлению прямых связей между вузами стран СНГ и Прибалтики, используя при этом в полной мере возможности субъектов Российской Федерации.
    5.8. Создать международную (в рамках Содружества Независимых Государств и государств Прибалтики) Ассоциацию выпускников вузов, получивших образование на русском языке.
    5.9. Активизировать в высших учебных заведениях Российской Федерации работу с национально-культурными автономиями и землячествами стран СНГ и Прибалтики.
    5.10. Привлекать общественные объединения российских соотечественников за рубежом к разработке и реализации совместных с государствами-участниками СНГ и государствами Прибалтики программ в области образования.
    5.11. Совместно с Министерством культуры Российской Федерации организовывать приуроченные ко Дню славянской письменности и культуры ежегодные международные конкурсы работ по русской литературе, российской истории среди учащихся и студентов, обучающихся в образовательных учреждениях стран СНГ и Прибалтики, с приглашением победителей конкурсов в Россию на празднования  Дня славянской письменности и культуры. Привлекать к организации конкурсов в странах СНГ и Прибалтики через посольства Российской Федерации общественные объединения российских соотечественников.
    5.12. Совместно с Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации:
    5.12.1. Обеспечить в летний сезон 2000 года и в последующие годы проведение семинаров по переподготовке педагогических работников образовательных учреждений, ведущих обучение на русском языке,  и организацию отдыха детей из стран СНГ и Прибалтики.
    5.12.2 Продолжить программы по обеспечению учебниками и учебно-методической литературой образовательных учреждений, ведущих обучение на русском языке в странах СНГ и Прибалтики, в том числе проработать вопрос организации региональных издательских центров на русском языке в этих государствах.
    5.13. Продолжить работу по созданию и расширению сети российско-национальных образовательных учреждений в государствах-участниках СНГ и  государствах Прибалтики, ведущих обучение на русском языке.
    5.14. В рамках оказания помощи соотечественникам за рубежом  поддержать деятельность негосударственного "Русско-английского университета им. В.Мономаха", созданного Украинским обществом русской культуры "Русь".
    5.15. До 1 сентября 2000 года рассмотреть вопрос о финансировании Центра переподготовки учителей школ с русским языком обучения в Центрально-азиатском регионе при Киргизско-Российском Славянском университете.
    5.16. Решить вопрос о ежегодном выделении квот для поступления на учебу в вузы Российской Федерации на бюджетной основе для выпускников русских школ из стран СНГ и Прибалтики на основании рекомендаций организаций российских соотечественников по согласованию с посольствами Российской Федерации в этих государствах.
    5.17.  В целях  анализа эффективности нормативно-правовой базы сотрудничества со странами СНГ и Прибалтики в области образования провести рабочий семинар с участием МИДа, других федеральных министерств представителей органов образования из регионов.
    5.18. В целях внедрения новых образовательных технологий разработать совместную со странами СНГ и Прибалтики программу развития дистанционного образования.
    5.19. В общественные экспертные советы по техническим и гуманитарным наукам включать в качестве наблюдателей ректоров вузов стран СНГ.
    5.20. Ускорить доработку программы  создания единого образовательного пространства России и Белоруссии и вынести для утверждения на осеннюю 2000 г. сессию Парламента Союзного Государства.
    5.21. Считать первоочередной задачей унификацию образовательных стандартов в государствах СНГ.
    5.22. Решить вопрос об открытии в г. Ашхабаде российско-туркменской школы с русским языком обучения.
    
     6. Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций содействовать  созданию на радио (Маяк, Радио России) и телевидении (РТР, ОРТ) постоянно действующих рубрик по освещению вопросов гуманитарного сотрудничества. в том числе в области образования со странами СНГ и Прибалтики, информировать о жизни российских соотечественников в этих государствах и жизни национальных диаспор в России.     
     7. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации разработать  программу экономического сотрудничества и развития интеграционных процессов стран, входящих в СНГ, и рассматривать данную программу как основу интеграционных процессов в области образования и культурного сотрудничества.     
     8. Российскому центру международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации:
    8. 1. Активизировать работу по созданию в странах СНГ и Прибалтики сети российских информационно-культурных центров.
    8.2. Развивать систему организации совместных со странами СНГ и Прибалтики мероприятий по празднованию историко-культурных дат, которые связывают наши страны.     
     9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    9.1. Продолжить работу по оказанию помощи российским соотечественникам в обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.
    9.2. Продолжить работу по оказанию помощи в обеспечении учебной и учебно-методической литературой образовательных учреждений в странах СНГ и Прибалтики.
    9.3. Расширить работу по взаимодействию в области образования и культурного обмена в рамках приграничного сотрудничества со странами СНГ и Прибалтики (в том числе обмен преподавателями, студентами, школьниками).
    9.4. Развивать движение побратимства среди учебных заведений субъектов Российской Федерации и учебных заведений с русским языком обучения в странах СНГ и Прибалтики .
    9.5. Содействовать созданию на радио и телевидении в приграничных субъектах Российской Федерации постоянно действующих рубрик по освещению вопросов гуманитарного сотрудничества, в том числе в области образования, с государствами СНГ и Прибалтики.
    9.6. В развитие опыта деятельности Международного педагогического клуба европейских столиц, созданного Московским комитетом образования, Правительству г.Москвы создать специальный межведомственный совет по координации и развитию образовательных связей со странами СНГ и Прибалтики.
    9.7. Распространить в приграничных регионах Российской Федерации опыт г.Санкт-Петербурга организации на базе высших учебных заведений  университетов постоянных курсов повышения квалификации учителей школ  с русским языком обучения из государств СНГ и Прибалтики
    9.8. Организовывать в каникулярный период международные лагеря труда и отдыха детей российских соотечественников из приграничных районов стран СНГ и Прибалтики.     
     10. Средствам массовой информации:
    10.1. Опубликовать документы и материалы настоящих парламентских слушаний.
    10.2. Воздерживаться от публикации материалов, пропагандирующих идеологию вражды, насилия, бездуховности.
    10.3. Пропагандировать опыт гуманитарного сотрудничества со странами СНГ и Прибалтики.     
     11. Комитету Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками направить Рекомендации, доработанные с учетом высказанных во время слушаний предложений и замечаний, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, парламентам государств - участников СНГ и стран Прибалтики, посольствам и представительствам Российской Федерации в государствах Содружества и Прибалтики, в заинтересованные органы государственного управления Российской Федерации, научные учреждения, общественные организации Российской Федерации и соотечественников за рубежом.
    Участники парламентских слушаний выражают твердую уверенность в том, что все соотечественники - от рядового гражданина до Президента Российской Федерации - внесут свой вклад в дело сохранения и развития русского языка, образования и культуры - духовной основы развития цивилизации и культуры не только народов России, но и государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Прибалтики.