Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 18 О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества


КОНЦЕПЦИЯ
формирования единого (общего) образовательного пространства
Содружества Независимых Государств


1. Общие положения

     Цель настоящей Концепции - определение основных принципов, направлений, условий и этапов формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (далее - единое образовательное пространство).
    Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории государств - участников Содружества.
    Формирование единого образовательного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств - участников Содружества.
    Государства - участники Содружества считают основной функцией образования сохранение, распространение знаний и обогащение мировой и национальной культуры.
    Интеграция государств - участников Содружества в области образования должна способствовать:
    сохранению исторически сложившейся духовной общности народов государств - участников Содружества;
    свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур государств - участников Содружества:
    созданию условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения;
    формированию предпосылок для развития многогранного сотрудничества народов государств - участников Содружества:
    становлению общего научно-технологического, экономического  и информационного пространства государств - участников Содружества;
    расширению возможностей подготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы.

     
2. Основные принципы формирования и развития единого
образовательного пространства

     Основными принципами формирования единого образовательного пространства государств - участников Содружества являются:
    сближение национальных систем образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств - участников Содружества:
    согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов, требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
    поддержка инициатив субъектов образования всех уровней и всех форм собственности по организации сотрудничества в области образования;
    кооперация и взаимовыгодное сотрудничество при создании совместных образовательных учреждений всех уровней образования  и научно-исследовательских учреждений (организаций) и осуществлении их деятельности;
    открытость информации о состоянии и деятельности систем образования, подготовки, аттестации научных и научно-педагогических кадров государств-участников Содружества.

     
3. Основные направления формирования единого
образовательного пространства

     Основными направлениями формирования единого образовательного пространства являются:
    разработка предложений о создании законодательной базы, регулирующей вопросы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
    согласование государственных образовательных стандартов всех уровней и стандартов, требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров:
    правовое и организационное обеспечение взаимного признания эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждении в государствах - участниках Содружества;
    расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
    проведение национальными органами управления исследований по выявлению образовательных потребностей населения и потребности в кадрах высшей  квалификации  государств - участников Содружества и прогнозированию ситуаций на рынках труда;
    разработка согласованных критериев и технологии мониторинга состояния и качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в государствах - участниках Содружества, механизмов его внутригосударственного и совместного проведения.
    Первоочередными мероприятиями по формированию единого образовательного пространства являются:
    создание межгосударственного органа по сотрудничеству в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств - участников Содружества;
    разработка проекта межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства в государствах - участниках Содружества, проведения научных исследовании, национальных и межгосударственных конференций и семинаров по теоретическим и практическим проблемам создания единого образовательного пространства.
    

4. Этапы формирования единого образовательного пространства

     Исходя из основных целей, принципов и направлений формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, определить следующие этапы реализации настоящей Концепции:
    первый этап - разработка и принятие межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, межгосударственного соглашения о формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества;
    второй этап - гармонизация национального законодательства государств - участников Содружества в области образования в целях формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических  кадров.  Предполагается  разработка  модельных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, межгосударственной и национальных программ сотрудничества, а также определение национальных координирующих центров, ответственных за их реализацию, включая информационно-аналитические и научно-методические аспекты;
    третий этап - создание системы социально-экономических и организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая согласованные принципы обмена информацией о вопросах образования, разработку согласованных определителей качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагоги-ческих кадров.