Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 18 О правовом содействии законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Сведения о ходе и результатах рассмотрения в Государственной Думе законопроектов, внесенных
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации

     Развитие и совершенствование нормативно-правовой Российской Федерации базы является неотъемлемой составной частью масштабных преобразований, проводимых в стране. Эффективность этой работы во многом определяется тем, насколько скоординированы усилия парламентариев всех уровней. Взаимный учет мнений, мониторинг и анализ правоприменительной практики позволят федеральным и региональным законодателям выстроить целостную, логически связанную, работоспособную систему законодательства. Только такая система позволит в полной мере защитить интересы субъектов Федерации, обеспечить справедливый баланс в отношениях между центром и регионами, поможет добиться четкого исполнения федеральных законов по всей стране и, в конечном итоге, повысить эффективность государственной власти в целом.
    Именно поэтому все большее внимание в деятельности Государственной Думы уделяется налаживанию систематического и конструктивного взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере законотворчества. Результатом такой совместной работы должно стать, с одной стороны, повышение качества законопроектов, вносимых субъектами федерации, с другой стороны - увеличение региональной компоненты в общем числе законодательных инициатив, рассматриваемых Государственной Думой и обретающих форму федеральных законов.
    Как показывают статистические данные, за 9 месяцев 2010 года в Государственную Думу внесено 168 законопроектов от 55 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По итогам 2009 года в целом эти показатели составляли соответственно 278 законопроектов от 62 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, по состоянию на 11 октября 2010 года количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу субъектами Российской Федерации, составляет 60% к уровню прошлого года в целом, однако по итогам осенней сессии Государственной Думы данный показатель, безусловно, значительно возрастет.
_________________________
Здесь и далее статистические данные приведены на основании сведений АСОЗД по состоянию на 13 октября 2010 года.
    В таблице 1 приведенные выше статистические сведения представлены с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

Таблица 1

Информация о количестве законопроектов, внесенных в Государственную Думу законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году
_________________________
В количество законодательных инициатив по каждому субъекту Российской Федерации включены также законопроекты, внесенные совместно с другими субъектами права законодательной инициативы
п/п
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации
Внесено в 2010 году
Из них:
  
  
  
закон принят
отклонены
возвращены
сняты с рассмотр.
1
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея
-
-
-
-
-
2
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай
1
-
-
-
-
3
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
7
-
-
2
-
4
Народный Хурал Республики Бурятия
-
-
-
-
-
5
Народное Собрание Республики Дагестан
-
-
-
-
-
6
Народное Собрание Республики Ингушетия
1
-
-
-
-
7
Парламент Кабардино-Балкарской Республики
3
-
-
1
-
п/п
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации
Внесено в 2010 году
Из них:
  
  
  
закон принят
отклонены
возвращены
сняты с рассмотр.
8
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия
1
-
-
1
-
9
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики
2
-
-
-
-
10
Законодательное Собрание Республики Карелия
2
-
-
1
-
11
Государственный Совет Республики Коми
-
-
-
-
-
12
Государственное Собрание Республики Марий Эл
-
-
-
-
-
13
Государственное Собрание Республики Мордовия
-
-
-
-
-
14
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
10
-
4
-
-
15
Парламент Республики Северная Осетия-Алания
-
-
-
-
-
16
Государственный Совет Республики Татарстан
2
-
-
-
-
17
Великий Хурал Республики Тыва
-
-
-
-
-
18
Государственный Совет Удмуртской Республики
8
1
3
1
-
19
Верховный Совет Республики Хакасия
3
1
-
1
-
20
Парламент Чеченской Республики
4
-
-
-
-
21
Государственный Совет Чувашской Республики
-
-
-
-
-
22
Алтайское краевое Законодательное Собрание
3
-
1
-
-
23
Законодательное Собрание Краснодарского края
2
-
-
-
-
24
Законодательное Собрание Красноярского края
1
-
-
1
-
25
Законодательное Собрание Приморского края
-
-
-
-
-
26
Государственная Дума Ставропольского края
5
-
1
-
-
27
Законодательная Дума Хабаровского края
1
-
-
-
-
28
Законодательное Собрание Амурской области
1
-
-
-
-
п/п
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации
Внесено в 2010 году
Из них:
  
  
  
закон принят
отклонены
возвращены
сняты с рассмотр.
29
Архангельское областное Собрание депутатов
-
-
-
-
-
30
Государственная Дума Астраханской области
2
-
-
-
-
31
Белгородская областная Дума
3
-
1
1
-
32
Брянская областная Дума
-
-
-
-
-
33
Законодательное Собрание Владимирской области
-
-
-
-
-
34
Волгоградская областная Дума
3
-
-
-
-
35
Законодательное Собрание Вологодской области
3
-
-
-
-
36
Воронежская областная Дума
1
-
-
-
-
37
Ивановская областная Дума
-
-
-
-
-
38
Законодательное Собрание Иркутской области
1
-
-
-
1
39
Калининградская областная Дума
4
1
-
1
-
40
Законодательное Собрание Калужской области
-
-
-
-
-
41
Законодательное Собрание Камчатского края
-
-
-
-
-
42
Совет народных депутатов Кемеровской области
2
-
-
-
1
43
Законодательное Собрание Кировской области
3
-
1
-
-
44
Костромская областная Дума
7
-
1
-
-
45
Курганская областная Дума
-
-
-
-
-
46
Курская областная Дума
5
-
-
-
-
47
Законодательное собрание Ленинградской области
1
-
-
-
-
48
Липецкий областной Совет депутатов
-
-
-
-
-
49
Магаданская областная Дума
4
-
-
1
-
50
Московская областная Дума
13
-
1
1
2
51
Мурманская областная Дума
2
-
-
-
-
52
Законодательное Собрание Нижегородской области
1
-
-
-
-
53
Новгородская областная Дума
1
1
-
-
-
54
Новосибирский областной Совет депутатов
1
-
-
-
-
п/п
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации
Внесено в 2010 году
Из них:
  
  
  
закон принят
отклонены
возвращены
сняты с рассмотр.
55
Законодательное Собрание Омской области
-
-
-
-
-
56
Законодательное Собрание Оренбургской области
3
-
1
-
-
57
Орловский областной Совет народных депутатов
3
-
-
1
-
58
Законодательное Собрание Пензенской области
3
-
-
1
-
59
Законодательное Собрание Пермского края
3
-
-
-
-
60
Псковское областное Собрание депутатов
-
-
-
-
-
61
Законодательное Собрание Ростовской области
-
-
-
-
-
62
Рязанская областная Дума
1
-
-
-
-
63
Самарская Губернская Дума
5
-
-
-
-
64
Саратовская областная Дума
3
-
-
-
-
65
Сахалинская областная Дума
5
-
1
2
-
66
Законодательное Собрание Свердловской области
-
-
-
-
-
67
Смоленская областная Дума
2
1
-
-
-
68
Тамбовская областная Дума
-
-
-
-
-
69
Законодательное Собрание Тверской области
1
-
-
1
-
70
Государственная Дума Томской области
2
-
-
-
-
71
Тульская областная Дума
-
-
-
-
-
72
Тюменская областная Дума
-
-
-
-
-
73
Законодательное Собрание Ульяновской области
-
-
-
-
-
74
Законодательное Собрание Челябинской области
-
-
-
-
-
75
Законодательное Собрание Забайкальского края
4
-
-
-
2
76
Ярославская областная Дума
1
-
-
-
-
77
Московская городская Дума
-
-
-
-
-
78
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
5
-
-
1
-
79
Законодательное Собрание Еврейской автономной области
1
-
-
-
-
п/п
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации
Внесено в 2010 году
Из них:
  
  
  
закон принят
отклонены
возвращены
сняты с рассмотр.
80
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа
3
-
2
-
-
81
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
5
-
1
-
-
82
Дума Чукотского автономного округа
1
-
-
-
-
83
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа
1
-
-
-
-
 

Всего по законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации:
168
5
18
18
6

     Таким образом, из 168 законопроектов по 47 проектам рассмотрение завершено, находится на рассмотрении 121 законопроект.
    Как видно из таблицы 1, показатели законотворческой активности различных регионов значительно отличаются: 17 законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации внесли в 2010 году в Государственную Думу по 1 законопроекту (в 2009 году этот показатель составлял 14 субъектов). По 2 законопроекта внесли 9 субъектов федерации, по 3 - 13 субъектов, по 4 - 4 субъекта, по 5 - 5 субъектов, по 7 - 2 субъекта, 8 - 1 субъект, 10 инициатив - 1 субъект. Рекордсменом здесь является Московская областная Дума, которая внесла в 2010 году 13 законопроектов (около 8% от общего числа внесенных субъектами Российской Федерации за этот период). Ни одного законопроекта не внесли 29 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для сравнения: в 2009 году нулевую активность проявил 21 региональный законодательный орган.
    Следует отметить, что количество внесенных тем или иным субъектом федерации законопроектов далеко не всегда свидетельствует о достаточном качестве их проработки. Так, из 10 законопроектов, внесенных Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), 4 проекта были отклонены Государственной Думой. В то же время единственный законопроект, внесенный Новгородской областной Думой в 2010 году, стал федеральным законом; из двух законопроектов, внесенных Смоленской областной Думой, 1 стал федеральным законом, 1 - находится на рассмотрении.
    В общей сложности из 168 законопроектов, внесенных в 2010 году в Государственную Думу от 55 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, только 5 законопроектов (3% от общего числа внесенных субъектами Российской Федерации в 2010 году) стали федеральными законами. Их перечень приведен в таблице 2.


Таблица 2

Перечень законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году, ставших федеральными законами

п/п

Наименование закона
Субъект права законодательной инициативы, дата внесения
Номер и дата закона
1.     
О внесении изменения в статью 14 Федерального закона О ветеранах (в части предоставления меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим)
Смоленская областная Дума; депутаты Государственной Думы Н.Д.Ковалев, Ю.А.Савенко
11.01.2010
149-ФЗ от 02.07.2010
2.     
О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Удмуртской Республики
Государственный Совет Удмуртской Республики
12.01.2010
246-ФЗ от 30.09.2010
3.     
Об упразднении некоторых районных судов города Калининграда

Калининградская областная Дума
02.03.2010
247-ФЗ от 30.09.2010
4.     
О внесении изменений в статьи 8 и 21 Федерального закона Об электроэнергетике (в части продления срока действия договоров последняя миля )
Верховный Совет Республики Хакасия
29.03.2010
188-ФЗ от 26.07.2010
5.     
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (в части изложения понятия агрохимикаты в новой редакции)
Новгородская областная Дума
30.03.2010
260-ФЗ от 04.10.2010

     Как было указано выше, из числа внесенных в 2010 году 168 законопроектов 121 проект находится на рассмотрении, 8 из них были приняты Государственной Думой в первом чтении.

Таблица 3

Перечень законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году, принятых Государственной Думой в первом либо во втором чтении

п/п

Наименование законопроекта
Субъект права законодательной инициативы, дата внесения
Ответственный комитет
Последнее событие
1.     
313913-5 О внесении изменения в статью 1 Федерального закона Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации (по вопросу изменения количества мировых судей в Карачаево-Черкесской Республике)
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики
16.01.2010
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству
24.04.2010 принят в первом чтении;
31.08.2010 -ответствен-ный комитет предлагает принять законопроект во втором чтении
2.     
314882-5 О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (о возможности исполнения полномочий местной администрации административного центра муниципального района местной администрацией муниципального района)
Законодательное собрание Ленинградской области
19.01.2010
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
07.07.2010 принят в первом чтении
3.     
322439-5 О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации Об образовании
Костромская областная Дума
02.02.2010
Комитет Государственной Думы по образованию
21.09.2010принят в первом чтении
4.     
339742-5 О создании и упразднении некоторых районных судов Алтайского края
Алтайское краевое Законодательное Собрание
09.03.2010
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству
22.09.2010 принят в первом чтении
5.     
348435-5 О внесении изменения в статью 5 Федерального закона Об особо охраняемых природных территориях (в части устранения внутреннего противоречия)
Костромская областная Дума
25.03.2010
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
30.06.2010 принят в первом чтении
6.     
365382-5 О внесении изменения в статью 5 Федерального закона О мировых судьях в Российской Федерации (по вопросу уточнения требований, предъявляемых к мировому судье и кандидату на должность мирового судьи)
Государственный Совет Республики Татарстан
27.04.2010
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству
21.09.2010 принят в первом чтении
7.     
369312-5 О внесении изменения в статью 23.24-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о расширении перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, по рассмотрению дел об административных правонарушениях)
Законодательное Собрание Вологодской области
05.05.2010
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству
08.10.2010 принят в первом чтении
8.     
382505-5 О внесении изменения в статью 1 Федерального закона Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации (по вопросу изменения количества мировых судей в Республике Алтай)
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай
28.05.2010
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству
21.09.2010 принят в первом чтении

     Однако приведенные выше данные не дают достаточно полной характеристики динамики прохождения региональных законодательных инициатив в Государственной Думе. Для получения более наглядной картины следует проанализировать приведенные выше количественные показатели в ретроспективе.
    Всего субъектами права законодательной инициативы внесено в Государственную Думу в текущем созыве или перешло из предыдущих созывов 4934 законопроекта, из них законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации внесено 1618 проектов, или 32,8% от общего числа внесенных. По 1190  региональным инициативам (73,5% от их общего числа, внесенных в текущем созыве или перешедших из предыдущих созывов) работа завершена, среди них 716 законопроектов (60% от числа завершенных работой) внесены субъектами Российской Федерации только в текущем созыве. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся 428 региональных инициатив, из них 22 проекта приняты в первом чтении, 1 - находится на рассмотрении после отклонения Советом Федерации.
_________________________
Проект 192701-3 О внесении изменений в Федеральный закон О ветеранах и Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (о приведении к единообразию действующих правовых нормативных актов в части прав участников Великой Отечественной войны), внесен 26.03.2002 г. депутатами ГД, Московской областной Думой, Тамбовской областной Думой, Волгоградской областной Думой. Отклонен Советом Федерации 26.02.2003 г.  Комитет ГД по делам ветеранов 11.02.2009 г. предложил снять проект с рассмотрения.
    По итогам 2009 года (по состоянию на 13.01.2010 г.) субъектами Российской Федерации было внесено в текущем созыве или перешло из предыдущих созывов 1455 законопроектов, по 985 проектам работа была завершена, в том числе подписано 82 закона, что составляло 8,3% от общего числа завершенных работой или 5,6% по отношению к общему числу внесенных в текущем созыве или перешедших из предыдущих созывов.
    По состоянию на 13 октября 2010 года Президентом Российской Федерации в текущем созыве подписано 1056 законов, из них 110 законов, или 10,4% от общего числа подписанных законов, составляют законодательные инициативы субъектов Российской Федерации. По отношению к общему числу внесенных субъектами федерации законопроектов, работа по которым завершена, этот показатель составляет 9,2%, а по отношению к общему количеству внесенных в текущем созыве или перешедших из предыдущих созывов - 6,8%.
     Таким образом, налицо увеличение год от года количества законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, успешно проходящих все стадии законодательного процесса, вплоть до подписания Президентом Российской Федерации, что свидетельствует о повышении качества работы региональных законодателей.
    Тем не менее, количество вносимых в Государственную Думу субъектами Российской Федерации законодательных инициатив, по которым федеральными законодателями принимается отрицательное решение, пока еще остается высоким. Коэффициент полезного действия регионального законотворчества в сфере совершенствования законодательства федерального уровня может и должен быть гораздо выше. Как и в предыдущие годы, корни этой ситуации - в недостаточной проработке региональных законопроектов, их слабое финансово-экономическое обоснование.
    Понять причины такого положения поможет анализ прохождения законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, которые так и не стали федеральными законами (на примере 2010 года). Как видно из приведенных в таблице 1 данных, 18 законопроектов рассматриваемой категории (около 11% от общего числа внесенных) были отклонены Государственной Думой при их рассмотрении в первом чтении. Столько же законопроектов (18 проектов, или около 11% от общего числа внесенных) возвращены законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по различным основаниям, из них 17 законопроектов (95% от общего числа возвращенных) возвращены в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации, 1 законопроект возвращен в связи с отсутствием документов, предусмотренных ФЗ О техническом регулировании .
     Приведенные выше данные показывают пока еще сохраняющийся невысокий уровень соблюдения региональными законодателями требований формального характера при внесении законопроектов в Государственную Думу, а именно несоблюдение законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований, предъявляемых Конституцией Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы и федеральными законами к документам, которые субъектам права законодательной инициативы необходимо представлять при внесении соответствующих законопроектов в Государственную Думу.
     Качественные характеристики законодательных инициатив субъектов федерации следует оценивать исходя из причин отклонения законопроектов данной категории. Как и в предыдущие годы, основной и главной причиной отклонения Государственной Думой законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году в Государственную Думу, является несоответствие этих законопроектов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, федеральным конституционным законам.