АВ 2008г. Выпуск 7 Анализ рассмотрения Государственной Думой законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
В период работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго (1996-1999 г.г.), третьего (2000-2003 г.г.) и четвертого (2004-2007 г.г.) созывов на рассмотрение было внесено 13169 законопроектов, принято (одобрено) Государственной Думой в качестве законов 2544, что составляет 19,3%.
Из числа внесенных в Государственную Думу законопроектов в среднем 45% доходит до стадии рассмотрения в первом чтении. От созыва к созыву отмечается рост указанного показателя. Так, во втором созыве в первом чтении рассмотрено 40% законопроектов, в третьем созыве - 43 %, а в четвертом - 54,4% от общего числа законопроектов, внесенных на рассмотрение.
Анализ правовой активности по количеству вносимых в течение года в Государственную Думу законопроектов показал, что наибольшее число приходится на март - около 12%, далее в октябре, ноябре и июле вносится соответственно по 10% законопроектов от общего числа.
Что касается динамики рассмотрения на пленарном заседании Государственной Думы, то пиковыми месяцами по количеству рассмотренных проектов законов являются июнь, октябрь и апрель.
В Государственной Думе текущего созыва по состоянию на 30 апреля 2008 года на рассмотрении находится:
7 законопроектов, внесенных в Государственную Думу первого созыва;
59 законопроектов, внесенных в Государственную Думу второго созыва;
122 законопроекта, внесенных в Государственную Думу третьего созыва;
1049 законопроектов, внесенных в Государственную Думу четвертого созыва;
366 законопроектов, внесенных в Государственную Думу пятого созыва.
Анализ структуры внесенных на рассмотрение Государственной Думы законопроектов показывает, что основную долю составляют законопроекты, внесенные депутатами Государственной Думы - 41,6% и законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - 40,2%.
По состоянию на 30 апреля 2008 года в Государственной Думе на рассмотрении находится 813 законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, из них 644 законопроекта находятся на стадии рассмотрения и по 169 законопроектам работа завершена. Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, приняты Государственной Думой в качестве законов 11, а 158 законопроектов отозваны или возвращены, или сняты с рассмотрения, или отклонены.
_________________________
Внесены в пятом созыве или перешли из предыдущих созывов.
Проанализировав активность органов субъектов Российской Федерации, наделенных правом законодательной инициативы, по разработке и внесению проектов законов на рассмотрение Государственной Думы, можно заключить, что в наиболее активную группу входят 8 законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, где лидирующее место занимает Самарская Губернская Дума (42 законопроекта), далее - Законодательное Собрание Челябинской области (35 законопроектов), Сахалинская областная Дума (30 законопроектов), Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (26 законопроектов), Московская областная Дума (25 законопроектов), Государственный Совет Республики Коми (23 законопроекта), Законодательное Собрание Краснодарского края (23 законопроекта), Курганская областная Дума (20 законопроектов). Следовательно, на долю указанных восьми законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации приходится 28% законопроектов из общего числа рассматриваемых, а на оставшиеся 77 законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации приходится 73% законопроектов от числа внесенных на рассмотрение.
Указанную тенденцию активности субъектов Российской Федерации подтверждает анализ количества законопроектов, внесенных и в Государственную Думу предыдущих созывов.
Исследование активности внесения законодательных инициатив субъектами Российской Федерации за время работы Государственной Думы в период с 1994 года по 2008 год (по состоянию на 05.06.2008) позволяет сделать вывод о том что Законодательное Собрание Краснодарского края внесло максимальное количество законопроектов - 166, а минимальное количество законопроектов - 5 - внесено Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Исследование эффективности принятия законов показало, что максимальный показатель у Московской областной Думы - из 151 внесенных ею проектов законов принято 16. Далее следует Законодательное Собрание Краснодарского края - 9 законов принято из 166 внесенных проектов, затем Московская городская Дума - 9 из 106, Законодательное Собрание Красноярского края - 7 из 111, по 5 законов принято на основании законодательных инициатив Законодательного Собрания Приморского края, Законодательного Собрания Камчатского края, Государственной Думы Астраханской области и Законодательного Собрания Тверской области, соответственно внесших на рассмотрение 110, 80, 68 и 43 законопроекта.
По остальным 77 законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации количество принятых законов колеблется в пределах от 1 до 4. Необходимо отметить, что не принят ни один законопроект, внесенный Агинской Бурятской окружной Думой, Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия, Государственным Собранием Республики Мордовия.
Всего законодательными органами субъектов Российской Федерации за время работы Государственной Думы с 1994 по 2008 год внесено 4675 законопроектов, опубликовано 227 законов, что составляет 5% от количества внесенных.
При этом доля принятых за период с 1994 года по 2008 год законов, проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, от общего числа принятых (одобренных) Государственной Думой законов за этот же период составляет 9%.
Анализ распределения законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, по комитетам Государственной Думы и тематическим блокам показал, что по состоянию на 30 апреля 2008 года на рассмотрении в тридцати двух комитетах Государственной Думы находится 550 законопроектов. Из них наибольшее количество - 115 законопроектов находится на рассмотрении в Комитете по труду и социальной политике, 103 законопроекта - в Комитете по бюджету и налогам, 82 проекта закона - в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и 79 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации рассматривает Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Следовательно, основная нагрузка по работе с законодательными инициативами субъектов Российской Федерации распределена между четырьмя комитетами Государственной Думы, за ними закреплено 69% законопроектов. В оставшихся двадцати восьми комитетах Государственной Думы на рассмотрении находится 31% проектов законов.
Структура распределения законодательных инициатив субъектов Российской Федерации по тематическим блокам в период с 1996 года по 2008 год показала, что основное внимание уделяется вопросам государственного строительства и конституционных прав граждан, их доля в общем объеме составляет 41%, вопросам бюджетного, налогового и финансового законодательства - 20%, вопросам социальной политики - 20%, экономической политики - 15% и вопросам обороны и безопасности - около 4%.
Исследовав наибольший из тематических блоков - прохождение законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, работа над которыми проводилась Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, видим, что в 2007 году внесено 97 законопроектов, из них принято в качестве законов 25, что составляет почти 26%. При этом в целом показатель эффективности принятия законов в период работы Государственной Думы трех предыдущих созывов составляет 5%. Качественное исследование принятых Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству законов показал, что 96% законов касаются вопросов регулирования деятельности региональных судов (упразднение, преобразование, переименование, изменение численности мировых судей).
Из внесенных в 2007 году законодательными органами субъектов Российской Федерации законопроектов было принято в качестве закона 33, при этом 25 из них были представлены Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, и 8 распределены между остальными комитетами Государственной Думы.
Анализ эффективности принятия законопроектов показал что 5% законопроектов из числа внесенных субъектами Российской Федерации, проходят все стадии законодательного процесса и становятся законами, судьба оставшихся 95% процентов выглядит следующим образом.
Из 100% законопроектов внесенных, законодательных (представительным) органами субъектов Российской Федерации в период деятельности Государственной Думы четвертого созыва, в настоящее время таким образом распределены по стадиям законодательного процесса:
1. 45% находятся на стадии предварительно рассмотрения Советом Государственной Думы, при этом:
по 12% законопроектов Совет Государственной Думы принял решение назначить ответственный комитет, подготовить к рассмотрению Государственной Думы, представив отзывы, предложения и замечания по законопроекту;
по 31% законопроектов Совет Государственной Думы принял решение вернуть их авторам законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы или статьи 108 Регламента Государственной Думы, в том числе:
- 28% законопроектов возвращено по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета; или по причине отсутствия официального отзыва Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по законопроектам о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации; или по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции;
- 3 % законопроектов возвращено, т. к. они предусматривают внесение изменений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также являются утратившими силу, или в случае, если законопроект поступили в Государственную Думу после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении по тому же вопросу, или в случае, если они являются альтернативными законопроектам, поступившим ранее в Государственную Думу, по которым Совет Государственной Думы уже принял решение.
по 2% законопроектов Совет Государственной Думы принял решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъекта права законодательной инициативы.
2. 36% законопроектов от числа внесенных находится на стадии рассмотрения Государственной Думой в первом чтении, при этом:
0,4% законопроектов принято в первом чтении;
35% законопроектов отклонено в первом чтении.
3. 6,3% законов принято (одобрено) Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
На основе проведенного анализа выявлены основные причины низкой эффективности прохождения законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации: возврат субъекту права законодательной инициативы по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации и отклонение законопроекта при рассмотрении Государственной Думой в первом чтении по причине несогласия депутатов Государственной Думы с предложенной в законопроекте концепцией.
В рамках работы проведен анализ структуры и состояния законов и законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
- определена структура распределения законопроектов по субъектам права законодательной инициативы;
- определены пиковые периоды по количеству внесенных в Государственную Думу и рассмотренных на Пленарных заседаниях Государственной Думы законопроектов;
- рассмотрено текущее состояние законов и законопроектов в Государственной Думе пятого созыва;
- определена активность внесения в Государственную Думу законопроектов законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
- проведен анализ законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, с распределением по комитетам Государственной Думы и тематическим блокам;
- проведен анализ эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
- проведено исследование прохождения законопроектов по стадиям законодательного процесса, определены доли принятых и отклоненных проектов законов;
- определены основные причины низкой эффективности прохождения законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
- проведен анализ влияния заключения комитета Государственной Думы и заключения (официального отзыва) Правительства Российской Федерации на результат рассмотрения законопроекта на пленарном заседании.
Приложение 1
Cтатистические данные о ходе и результатах законодательного процесса в период деятельности
Государственной думы второго, третьего и четвертого созывов
Государственной думы второго, третьего и четвертого созывов
|
|
созыв |
|
Количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу |
|
|
|
Количество законопроектов, принятых Советом Государственной Думы к рассмотрению Государственной Думой |
|
|
|
Количество законопроектов, рассмотренных Государственной Думой в первом чтении |
|
|
|
Количество законопроектов, всего рассмотренных Государственной Думой (или в первом, или во втором, или в третьем чтении) |
|
|
|
Количество законопроектов, принятых Государственной Думой только в первом чтении |
|
|
|
Количество законопроектов, принятых Государственной Думой только во втором чтении |
|
|
|
Количество законов, принятых (одобренных) Государственной Думой - всего |
|
|
|
Из них новых законов (впервые принятых Государственной Думой в данный период) |
|
|
|
повторно принятых законов (впервые принятых до данного периода и отклоненных (или возвращенных в Государственную Думу без рассмотрения) Советом Федерации или Президентом РФ) |
|
|
|
Количество законов, отклонявшихся (или возвращавшихся в Государственную Думу без рассмотрения) из принятых (одобренных) Государственной Думой в данный период - всего |
|
|
|
Из них только Советом Федерации |
|
|
|
только Президентом РФ |
|
|
|
и Советом Федерации, и Президентом РФ |
|
|
|
Количество законов, подписанных Президентом РФ, из принятых (одобренных) Государственной Думой в данный период (впервые или повторно) |
|
|
|
Количество законов, подписанных Президентом РФ в данный период |
|
|
|
Приложение 2
о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательного процесса
в Государственной Думе текущего созыва по законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации
II - Законопроекты, поступившие в Государственную Думу, но еще не рассмотренные Советом Государственной Думы
III - Законопроекты, рассмотренные Советом Государственной Думы, но не рассмотренные палатой в первом чтении
IV - Законопроекты, принятые в первом чтении, но еще не рассмотренные палатой во втором чтении
V - Законопроекты, принятые во втором чтении, но еще не рассмотренные палатой в третьем чтении
VI - Законы, принятые (одобренные) палатой, но еще не рассмотренные Советом Федерации
VII - Законы, одобренные Советом Федерации
VIII - Законы, отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ и находящиеся в работе либо в ответственном комитете, либо в согласительной комиссии или специальной комиссии
IX - Законы, принятые палатой повторно после их отклонения Советом Федерации или Президентом РФ
X - Законопроекты, отозванные инициатором, возвращенные, снятые с рассмотрения или отклоненные Государственной Думой; законы, снятые с рассмотрения после их отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ
XI - Законы, подписанные Президентом РФ в течение текущего созыва Государственной Думы
Примечание. В указанное количество включены также законопроекты, внесенные совместно с другими субъектами права законодательной инициативы.
Данные АСОЗД на 09.06.2008
|
|
|
||||||||
|
|
Внесено в текущем созыве или перешло из преды- дущих созывов |
Не рассмот- рено Советом ГД |
Не рассмот- рено в первом чтении |
|
|
|
Одобре- но СФ |
Откло- нено СФ или Прези- дентом РФ |
Принято повторно после откло- нения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное Собрание Курултай - Республики Башкортостан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народный Хурал Республики Бурятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народное Собрание Республики Дагестан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народное Собрание Республики Ингушетия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Республики Карелия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный Совет Республики Коми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное Собрание Республики Марий Эл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное Собрание Республики Мордовия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Парламент Республики Северная Осетия-Алания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Великий Хурал Республики Тыва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный Совет Удмуртской Республики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верховный Совет Республики Хакасия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Парламент Чеченской Республики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный Совет Чувашской Республики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алтайское краевое Законодательное Собрание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Краснодарского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Красноярского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Приморского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная Дума Ставропольского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательная Дума Хабаровского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Амурской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архангельское областное Собрание депутатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная Дума Астраханской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Белгородская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Брянская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Владимирской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Волгоградская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Вологодской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воронежская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ивановская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное собрание Иркутской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Калининградская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Калужской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Камчатского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совет народных депутатов Кемеровской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Кировской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Костромская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курганская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное собрание Ленинградской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Липецкий областной Совет депутатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Магаданская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Московская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мурманская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новгородская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новосибирский областной Совет депутатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Омской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Оренбургской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Орловский областной Совет народных депутатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Пензенской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Пермского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Псковское областное Собрание депутатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Ростовской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рязанская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самарская Губернская Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Саратовская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сахалинская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Свердловской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смоленская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тамбовская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Тверской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная Дума Томской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тульская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тюменская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Ульяновской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Челябинской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Читинская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ярославская областная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Московская городская Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Законодательное Собрание Еврейской автономной области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агинская Бурятская окружная Дума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дума Чукотского автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п/п |
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ |
Количество законопроектов и законов, работа над которыми завершена |
|
|
|
Отозвано, возвращено, снято, отклонено |
Подписано Президентом РФ |
|
|
|
|
|
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея |
|
|
|
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
|
|
|
Государственное Собрание Курултай - Республики Башкортостан |
|
|
|
Народный Хурал Республики Бурятия |
|
|
|
Народное Собрание Республики Дагестан |
|
|
|
Народное Собрание Республики Ингушетия |
|
|
|
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
|
|
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия |
|
|
|
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики |
|
|
|
Законодательное Собрание Республики Карелия |
|
|
|
Государственный Совет Республики Коми |
|
|
|
Государственное Собрание Республики Марий Эл |
|
|
|
Государственное Собрание Республики Мордовия |
|
|
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
|
|
|
Парламент Республики Северная Осетия-Алания |
|
|
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
|
|
Великий Хурал Республики Тыва |
|
|
|
Государственный Совет Удмуртской Республики |
|
|
|
Верховный Совет Республики Хакасия |
|
|
|
Парламент Чеченской Республики |
|
|
|
Государственный Совет Чувашской Республики |
|
|
|
Алтайское краевое Законодательное Собрание |
|
|
|
Законодательное Собрание Краснодарского края |
|
|
|
Законодательное Собрание Красноярского края |
|
|
|
Законодательное Собрание Приморского края |
|
|
|
Государственная Дума Ставропольского края |
|
|
|
Законодательная Дума Хабаровского края |
|
|
|
Законодательное Собрание Амурской области |
|
|
|
Архангельское областное Собрание депутатов |
|
|
|
Государственная Дума Астраханской области |
|
|
|
Белгородская областная Дума |
|
|
|
Брянская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Владимирской области |
|
|
|
Волгоградская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Вологодской области |
|
|
|
Воронежская областная Дума |
|
|
|
Ивановская областная Дума |
|
|
|
Законодательное собрание Иркутской области |
|
|
|
Калининградская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Калужской области |
|
|
|
Законодательное Собрание Камчатского края |
|
|
|
Совет народных депутатов Кемеровской области |
|
|
|
Законодательное Собрание Кировской области |
|
|
|
Костромская областная Дума |
|
|
|
Курганская областная Дума |
|
|
|
Курская областная Дума |
|
|
|
Законодательное собрание Ленинградской области |
|
|
|
Липецкий областной Совет депутатов |
|
|
|
Магаданская областная Дума |
|
|
|
Московская областная Дума |
|
|
|
Мурманская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
|
|
Новгородская областная Дума |
|
|
|
Новосибирский областной Совет депутатов |
|
|
|
Законодательное Собрание Омской области |
|
|
|
Законодательное Собрание Оренбургской области |
|
|
|
Орловский областной Совет народных депутатов |
|
|
|
Законодательное Собрание Пензенской области |
|
|
|
Законодательное Собрание Пермского края |
|
|
|
Псковское областное Собрание депутатов |
|
|
|
Законодательное Собрание Ростовской области |
|
|
|
Рязанская областная Дума |
|
|
|
Самарская Губернская Дума |
|
|
|
Саратовская областная Дума |
|
|
|
Сахалинская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Свердловской области |
|
|
|
Смоленская областная Дума |
|
|
|
Тамбовская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Тверской области |
|
|
|
Государственная Дума Томской области |
|
|
|
Тульская областная Дума |
|
|
|
Тюменская областная Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Ульяновской области |
|
|
|
Законодательное Собрание Челябинской области |
|
|
|
Читинская областная Дума |
|
|
|
Ярославская областная Дума |
|
|
|
Московская городская Дума |
|
|
|
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
|
|
|
Законодательное Собрание Еврейской автономной области |
|
|
|
Агинская Бурятская окружная Дума |
|
|
|
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа |
|
|
|
Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа |
|
|
|
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
|
|
|
Дума Чукотского автономного округа |
|
|
|
Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
|
|
Всего по законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации |
|
|