АВ 2008г. Выпуск 7 Анализ рассмотрения Государственной Думой законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Исследование влияния положительного или отрицательного
заключения на законопроект комитета Государственной Думы
и заключения (официального отзыва) Правительства
Российской Федерации
заключения на законопроект комитета Государственной Думы
и заключения (официального отзыва) Правительства
Российской Федерации
На основании Регламента Государственной Думы при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы помимо прочих документов должны быть предоставлены:
заключение Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (статья 104 Конституции Российской Федерации, пункт д части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы);
официальный отзыв Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (пункт к части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы);
заключение Правительства Российской Федерации и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции) (пункт м части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы).
Заключение ответственного Комитета выносится на стадии подготовки законопроекта для рассмотрения в первом чтении и вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы в составе прочих документов.
Вернемся к анализу законопроектов, внесенных субъектами Российской Федерации, с точки зрения соответствия заключения ответственного комитета Государственной Думы и заключения (официального отзыва) Правительства Российской Федерации. Было проанализировано 60 законопроектов, из них по 17 законопроектам, отклоненным в первом чтении, мнения ответственного Комитета Государственной Думы и Правительства Российской Федерации совпадали (2 отрицательных заключения Правительства Российской Федерации, 15 отрицательных официальных отзыва Правительства Российской Федерации, и по 10 проектам законов мнение Правительства Российской Федерации не представлено в системе Интранет Государственной Думы) .
По 25 законопроектам, из числа отклоненных законопроектов, не требовалось заключения Правительства Российской Федерации (на основании статьи 105 Регламента и статьи 104 Конституции Российской Федерации), но по 15 законопроектам был получен официальный отзыв, отражающий позицию Правительства Российской Федерации.
Что касается законопроектов из числа рассмотренных и принятых в первом чтении, то можно сказать, что по всем было вынесено положительное решение ответственного комитета и дано положительное заключение Правительства Российской Федерации. Лишь по одному законопроекту отсутствовал официальный отзыв Правительства Российской Федерации, но по нему он и не требовался (таблица 12).
Правительства Российской Федерации и о соответствии требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации
и статьи 105 Регламента Государственной думы
Таблица 12
|
Тип решения |
Заключение |
Заключение |
Официальный отзыв Правительства РФ |
Необходимость |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
0 9 |
|
|
0 9 |
+ 10 |
- 10 |
||||
|
Отклонить |
|
|||||||||||||
Кол-во проектов законов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Принять законопроект в первом чтении |
|
|||||||||||||
Кол-во проектов законов |
33 |
33 |
0 |
30 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
30 |
3 |
________________________
На основании ответа Правового управления Аппарата Государственной Думы на соответствие требованиям статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 Регламента ГД.
+ - положительное, - - отрицательное, 0 - отсутствует.
+ - требуется, - - не требуется.