Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 7 Анализ рассмотрения Государственной Думой законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации


Оценка эффективности прохождения законопроектов,
внесенных законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации

     
     Вопрос оценки эффективности прохождения в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, очень важен, с учетом того факта, что только 5% законопроектов, внесенных субъектами Российской Федерации, проходят все стадии законодательного процесса и становятся законами. Необходимо проанализировать, какова же судьба оставшихся 95% процентов, на каких стадиях законодательного процесса происходят потери .
     Учитывая стадии законодательного процесса в Государственной Думе, можно выделить следующие причины:
1) снятие законопроекта с рассмотрения в связи с отзывом субъекта права законодательной инициативы;
2) возврат субъекту права законодательной инициативы, если:
законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы;
законопроект предусматривает внесение изменений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, или которые утратили силу;
законопроект поступил в Государственную Думу после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении по тому же вопросу;
законопроект является альтернативным законопроектам, поступившим ранее в Государственную Думу, по которым Совет Государственной Думы принял решение;
3) отклонение законопроекта при рассмотрении на пленарном заседании Государственной Думы.
    Анализируя законопроекты, внесенные в Государственную Думу в четвертого созыва (2004 - 2007 гг.), представим результаты в виде таблицы с распределением по стадиям законодательного процесса: предварительное рассмотрение Советом Государственной Думы, рассмотрение в первом чтении, рассмотрение во втором чтении и опубликование закона (таблица 10).
     Из таблицы 10 видно, что 6,3% законодательных инициатив субъектов, внесенных в период деятельности Государственной Думы четвертого созыва, стали законами.  
     Из оставшихся 93,6% законопроектов:
    - 12,7%  до настоящего времени находятся на  подготовительной стадии в комитетах (решение Совета Государственной Думы - назначить ответственный комитет);
    - 28,1%  возвращены субъектам права законодательной инициативы по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации;
    -    35,8%  дошли до стадии рассмотрения в первом чтении;
- 34,9%  отклонены в первом чтении;
    

Данные о распределении законопроектов, внесенных законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации в период деятельности Государственной Думы
четвертого созыва, по стадиям законодательного процесса и типам решения

                                                                                                                                                                                                                               

Таблица 10
                                                                                                                                                                                                         (по состоянию на 30.04.2008)


  
Рассмот-
рены ГД
четвертого созыва  
  
Рассмот-
рены ГД пятого созыва
На рассмотре-
нии  в ГД  пятого созыва  
  
ВСЕГО

Доля

  
Внесено законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в период  с 2004 по 2007 год
1484
148
428
2060

100%

Стадия рассмотрения
Решение
  
  
  
  
  
Предварительное рассмотрение  Советом Государственной Думы
Всего
656
18
262
936

45,4%

  
Назначить ответственный комитет
0
0
262
262

12,7%

  
Вернуть авторам законодательной инициативы по причине отсутствия заключения Правительства РФ
568
11
  
579

28,1%

  
Снять законопроект в связи с отзывом субъекта права законодательной инициативы
19
3
0
22

1%

  
Вернуть законопроект, т. к.  он предусматривает внесение изменений в законодательные акты РФ, срок действия которых истек или которые являются утратившими силу
30
3
  
33

1,6%

  
Вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении
39
  
  
39

1,9%

Рассмотрение Государственной Думой в первом чтении
Всего
640
86
12
738

35,8%

  
Принять законопроект в первом чтении
0
0
8
8

0,4%

  
Перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание
0
0
4
4

0,2%

  
Отклонить законопроект
636
82
0
718

34,9%

  
Отклонить законопроект в связи с принятием альтернативного законопроекта
  
3
  
3

0,19%

  
Снять законопроект с рассмотрения ГД в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы
4
1
  
5

0,24%

Рассмотрение в Государственной Думе во втором чтении
Всего
5
3
0
8

0,38%

  
Отклонить законопроект и снять с  дальнейшего рассмотрения в связи с утратой актуальности
5
3
0
8

0,38%

Опубликование закона
  
119
12
0
131

6,3%



     Если принять за 100% законопроекты, внесенные субъектами Российской Федерации в период деятельности Государственной Думы четвертого созыва (2004-2007г.г.), 32,7% из них отпадут на стадии предварительного рассмотрения Советом Государственной Думы, при этом основная причина - отсутствие заключения Правительства Российской Федерации (28,1%).
    35,8% законопроектов доходят до стадии рассмотрения в первом чтении, при этом 97% от количества рассматриваемых в первом чтении проектов законов отклоняются.
    Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы, отметив наиболее весомые причины непрохождения законопроекта и конечный результат - опубликование закона.
         


Диаграмма 9. Прохождение в Государственной Думе четвертого созыва (2004 - 2007 г.г.)
законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

     
     В приложении 2 представлена информация по законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательного процесса в Государственной Думе пятого созыва.
    Анализ  законодательных инициатив, внесенных на рассмотрение Государственной Думой в 2007 году, с разбивкой на 85 субъектов Российской Федерации, показал, что  выявленная нами ранее тенденция подтверждается: 20% законопроектов возвращено авторам, 23% отклонено при рассмотрении в первом чтении и 6% принято (одобрено) Государственной Думой.
         



Диаграмма 10. Распределение по стадиям законодательного процесса законопроектов,
внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в 2007 году

     На основе проведенного анализа выявлены основные причины низкой эффективности прохождения законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - это возвращение законопроекта субъекту права законодательной инициативы по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации и отклонение законопроекта  при рассмотрении в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы по причине несогласия депутатов Государственной Думы с предложенной в законопроекте концепцией.
    В этой связи представляется необходимым проанализировать причины отклонения в первом чтении законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, учитывая тот факт, что из числа дошедших до рассмотрения в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы 97% законопроектов в результате голосования отклоняются.
     Проанализировав ранее представленное распределение по тематическим блокам законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, мы выяснили, что основная доля приходится на  блок Государственное строительство и конституционные права граждан . Поэтому  для анализа выбраны законопроекты, внесенные в Государственную Думу в 2007 году, по которым профильным комитетом является  Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.
    Цели исследования:   
     - анализ распределения законопроектов по стадиям рассмотрения;
     - анализ соответствия заключения ответственного комитета Государственной Думы и заключения (официального отзыва) Правительства Российской Федерации на законопроект;
    -  результат рассмотрения законопроекта в первом чтении;
    - выявление доли принятых законов от общего количества внесенных на рассмотрение законопроектов;
    - причины отклонения.  
     По результатам проведенной работы можно сказать, что всего  в 2007 году внесено 97 законопроектов, по которым профильным комитетом является   Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, из них в Государственной Думе четвертого созыва было рассмотрено 32 законопроекта, в пятом созыве рассмотрено 34 законопроекта, и 31 законопроект находится на рассмотрении в настоящее время.
    Обобщенные данные исследования представлены в таблице 11.
    

Эффективность прохождения законопроектов, внесенных на рассмотрение
Государственной Думы в 2007 году законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации, на примере Комитета Государственной Думы
по конституционному законодательству и государственному строительству

                                                                                                                                       

     Таблица 11

Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
Решение:

Кол-во

Доля

назначить ответственный комитет

24

24,7%

Совет Государственной Думы (первое чтение)
Решение:

Кол-во  

Доля

перенести рассмотрение законопроекта

2

2%

назначить комитет-соисполнитель

2

2%

внести на рассмотрение Государственной Думы

1

1%

вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы, т. к. законопроект предусматривает внесение изменений в отдельные положения закона, которые утратили силу и действуют в новой редакции

1

1%

Государственная Дума (первое чтение)
Решение:

Кол-во

Доля

снять с рассмотрения в связи с отзывом субъекта права законодательной инициативы

5

5,1%

отклонить, в связи с принятием альтернативного

1

1%

отклонить законопроект в первом чтении

28

28,9%

принять в первом чтении

8

8,2%

Опубликование закона
Решение:

Кол-во

Доля

опубликовать

25

25,7%

  
Всего

97

100%


          
     Данные таблицы 11 говорят о том, одна четвертая часть законопроектов, из числа рассматриваемых, находится на этапе решения Совета Государственной Думы  о назначении ответственного комитета  -  24 законопроекта из 97.
     На следующем этапе - рассмотрение проекта закона Государственной Думой в первом чтении - наблюдается следующая картина: принято   8 законопроектов (8,2%), отклонено  28 законопроектов (28,8%). В результате опубликовано  25 законов (25,7%) - это достаточно высокий показатель, т. к. общий процент опубликованных законов, проекты которых были внесены субъектами Российской Федерации, составляет 5%. Однако этот факт определяется тем, что по своей специфике  Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассматривает в большом объеме законопроекты, касающиеся вопросов процедурного характера: об определении числа мировых судей и количества судебных участков, об упразднении судов, о преобразовании судов.
     Также в процессе рассмотрения было выявлено, что из 33-х законопроектов (из них 25 законов опубликовано, 8 законопроектов принято в первом чтении) только два не относятся к вопросам регулирования  деятельности и количества судов субъектов Российской Федерации. Один из числа принятых: О внесении изменений в статью 3.5 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения содержания понятия мелкое хищение;  второй касается вопроса продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дней голосования на нескольких выборах.
     Следовательно, 96% принятых законов тематического блока Государственное строительство и конституционные права граждан , которые были внесены субъектами Российской Федерации, относятся к вопросам упразднения, преобразования, переименования региональных судов, численности мировых судей и т. п., и 4% из числа принятых рассматривают другие вопросы.
     Также хочется отметить, что из 33 законов, принятых Государственной Думой  на основании  законодательных инициатив субъектов, внесенных на рассмотрение в 2007 году, 25 законов относятся к Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству и следовательно, 8 законов приходятся на остальные Комитеты Государственной Думы.
    Рассмотрим некоторые из них:
     Принят один закон, по которому ответственный  Комитет по финансовому рынку,  в части предоставления достоверной информации о существенных условиях кредитного договора заемщику - физическому лицу, проект которого внесен Законодательным Собранием Краснодарского края,  один, по которому ответственный Комитет по безопасности, в части наделения уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации правом посещения без специального разрешения для осуществления контроля учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Принят один закон, проект которого внесен в соавторстве с председателем Комитета  по природным ресурсам и природопользованию Н.В.Комаровой Законодательным собранием Тверской области - О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в части упрощения порядка предоставления в пользование лесных участков, а также устранения административных барьеров при приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда, заключенных до 1 января 2007 года). Принят один закон, проект которого внесен  Московской областной Думой - О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления гарантий депутату - члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления).