Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 20 Представительство субъектов права законодательной инициативы в программах законопроектной работы комитетов Государственной Думы и итогах их выполнения в периоды сессий 2000-2002 гг.

Введение

     В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .
    Таким образом, множество законодательных инициатив, поступающих на рассмотрение в Государственную Думу, определяется законотворческой деятельностью 723 субъектов права законодательной инициативы. Из этих законопроектов формируются программы законопроектной работы Государственной Думы.  
     В настоящем вестнике анализируются объемные характеристики прохождения законопроектов в Государственной Думе применительно к субъектам права законодательной инициативы. С целью анализа представительства субъектов  права законодательной инициативы в законопроектной работе Государственной Думы они интегрированы в группы:   
     Президент Российской Федерации;
    Правительство Российской Федерации;
    депутаты Государственной Думы;
    Совет Федерации и депутаты Совета Федерации (далее Совет Федерации);
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
    Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее Суды Российской Федерации).
     Основным документом,  на основе которого проходит законопроектная работа  в Государственной Думе, является программа законопроектной работы, которая формируется на период сессии. Посессионный анализ представительства  субъектов права законодательной инициативы в программах законопроектной работы комитетов Государственной Думы и итогах выполнения этих программ проводится на основе следующих 4 показателей, рассчитанных для каждой из указанных 6 групп субъектов права законодательной инициативы:
    1. Число законопроектов, включенных в программу законопроектной работы комитетов Государственной Думы. Показатель характеризует законопроектную активность групп субъектов права законодательной инициативы.
    2. Число законов, принятых Государственной Думой в течение сессии. Показатель характеризует ориентацию законопроектной работы на достижение конечного результата и косвенно является показателем эффективности проведенной в течение сессии законотворческой работы групп субъектов права законодательной инициативы.
    3. Число законопроектов, отклоненных в течение сессии. Показатель характеризует резервы, повышения эффективности законотворческой работы групп субъектов права законодательной инициативы;
_________________________
законопроект отклонен, если принято одно из решений: возвращен к процедуре первого чтения , возвращен к процедуре второго чтения , снят с рассмотрения , отклонен , не одобрен в.... , не принят + . При расчете этого показателя в течение последних четырех сессий  учитывались и законопроекты, снятые с рассмотрения на заседаниях Совета Государственной Думы

    4. Число законопроектов, рассмотренных в течение сессии. Показатель характеризует общий объем проведенной  в течение сессии законопроектной работы Государственной Думы, направленной на рассмотрение законопроектов, внесенных  группами  субъектов права законодательной инициативы.     
_________________________
законопроект рассмотрен, если принято одно из решений: законопроект: принят в первом чтении, принят во втором чтении, принят в третьем чтении, отклонен; закон принят