Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 20 Представительство субъектов права законодательной инициативы в программах законопроектной работы комитетов Государственной Думы и итогах их выполнения в периоды сессий 2000-2002 гг.


Заключение


     Итак, в течение 2000-2002 гг. наибольшую законодательную активность проявили депутаты Государственной Думы.   Средняя доля законопроектов, включенных в программы комитетов, была наибольшей у депутатов Государственной Думы -  51%. У законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации этот показатель составил 20%; Правительства  Российской Федерации -12%; Совета Федерации и его членов - 8%; Президента Российской Федерации - 5%; Судов (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) - 1%. В течение последних четырех сессий доли законопроектов, включенных в программы законопроектной работы комитетов Государственной Думы, для всех субъектов права законодательной инициативы стабилизировались, разброс их значений  не превысил 5%.
    При этом наиболее интенсивно Государственная Дума работала над законопроектами, внесенными  законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и Советом Федерации и членами Совета Федерации. Так, вероятность быть рассмотренным  была наибольшей у законопроектов, внесенных этими субъектами права законодательной инициативы и составила в среднем 75% и 70% соответственно. С наименьшей интенсивностью в Государственной Думе проводилась работа над законопроектами внесенными депутатами Государственной Думы и Судами (Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации).   
     У законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и Совета Федерации и членов Совета Федерации выявлены и наибольшие резервы повышения эффективности законотворческой работы. Так, вероятности быть отклоненными были наибольшими у законопроектов, внесенных этими субъектами права законодательной инициативы, и составили в среднем 69% и 61% соответственно.  
     Наибольшая эффективность законотворческой работы была у Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Так,   вероятность стать законом была наибольшей у законопроектов, внесенных этими субъектами права законодательной инициативы, и составила в среднем 37% и 31% соответственно. То есть в среднем в течение каждой сессии становились законами треть, от числа законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.  
     Таким образом, выявлена прямо пропорциональная зависимость между значениями показателей доля рассмотренных законопроектов и доля отклоненных законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также Советом Федерации и членами совета Федерации. Иначе говоря, рассмотрение в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации а, также Советом Федерации и его членами в большинстве случаев завершалось отклонением, а точнее, снятием их с рассмотрения.
     Для законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, выявлена прямо пропорциональная зависимость между значениями показателей доля рассмотренных законопроектов и доля принятых законов. То есть рассмотрение в Государственной Думе  законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в большинстве случаев завершалось принятием закона. Подробнее с распределением по субъектам права законодательной инициативы принятых Государственной Думой законов можно ознакомиться в Приложении.