Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики

Вводные замечания

     Нормативные и законодательные акты о языках неизбежно затрагивают общественно-политическое сознание населения Российской Федерации и оказывают воздействие на социальную,  экономическую, культурную стороны жизни граждан /33, 36/. Особенности правового регулирования по отношению к порядку использования языка или языков могут привести к далеко идущим последствиям. Органы государственного управления, организации и граждане страны должны взаимодействовать между собой на всей территории страны по установленным правилам и в упорядоченном пространстве информационного обмена. В законодательной практике субъектов Российской Федерации можно найти нормативные акты, не в полной мере удовлетворяющие указанным условиям. Известно, что  многие республики Российской Федерации ввели по несколько языков на своей территории в качестве государственных языков. Некоторые из них, дополнили свое законодательство специальными законами о языках. При этом правила законодательного регулирования достаточно неоднородны в различных республиках. Закон О языках народов Республики Бурятия , принятый 10 июня 1992 года, устанавливает: На  предприятиях,  в  учреждениях  и  общественных    организациях  Республики  Бурятия  делопроизводство   ведется   на    государственном языке Российской Федерации . Республика Коми, которая ввела статус государственных для двух языков, приняла иные правила. Законодательство Республики Коми допускает неиспользование в области государственного управления русского языка, как государственного языка Российской Федерации.
    Закон О государственных языках Республики Коми", принятый 28 мая 1992 года, гласит: Статья  8.  При  общении  учреждений государственной власти и    управления  в  пределах  республики  используются  государственные    языки по усмотрению каждой из сторон . Статья  15.  Языком  внутреннего делопроизводства учреждений,    предприятий  и организаций, расположенных на территории Республики    Коми, является один из государственных языков Республики Коми.
    Аналогичные возможности предусматривает законодательство Республики Марий Эл. Закон Республики Марий Эл   О языках в Республике Марий Эл . принятый 26 октября 1995 года, устанавливает: Статья 58.  В отношениях Республики Марий Эл с  республиками  в    составе  Российской  Федерации используются на равноправной основе    государственные  языки  Республики  Марий   Эл,   иные   языки   в    соответствии с законодательством Республики Марий Эл и республик в    составе Российской Федерации.
    Близкий тезис к указанному выше положению содержит закон Кабардино-Балкарской Республики О языках народов Кабардино- Балкарской Республики , принятый 28 декабря 1994 года: Статья 22.   Использование   языков  в  отношениях  Кабардино-Балкарской Республики с Российской Федерацией  и ее субъектами. В отношениях   Кабардино-Балкарской  Республики  с  Российской    Федерацией и ее субъектами  используются  на  равноправной  основе    государственные  языки  Кабардино-Балкарской Республики  или иные языки по взаимной договоренности.
    То же можно сказать и по отношению к закону Республики Хакасия О языках народов Республики Хакасия , принятому 20 октября 1992 года: Статья 15. Использование языков в официальной переписке. Официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений    между  государственными  органами,  организациями,  предприятиями,    учреждениями в Республике Хакасия ведутся на русском или хакасском    языках.  В отношениях  с  другими  государствами  СНГ,  Российской    Федерации,  а  также иностранными государствами используется язык,    приемлемый для обеих сторон.
    Приведенные примеры убеждают в необходимости формирования и проведения государственной языковой политики в Российской Федерации.