АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики
Вводные замечания
Нормативные и законодательные акты о языках неизбежно затрагивают общественно-политическое сознание населения Российской Федерации и оказывают воздействие на социальную, экономическую, культурную стороны жизни граждан /33, 36/. Особенности правового регулирования по отношению к порядку использования языка или языков могут привести к далеко идущим последствиям. Органы государственного управления, организации и граждане страны должны взаимодействовать между собой на всей территории страны по установленным правилам и в упорядоченном пространстве информационного обмена. В законодательной практике субъектов Российской Федерации можно найти нормативные акты, не в полной мере удовлетворяющие указанным условиям. Известно, что многие республики Российской Федерации ввели по несколько языков на своей территории в качестве государственных языков. Некоторые из них, дополнили свое законодательство специальными законами о языках. При этом правила законодательного регулирования достаточно неоднородны в различных республиках. Закон О языках народов Республики Бурятия , принятый 10 июня 1992 года, устанавливает: На предприятиях, в учреждениях и общественных организациях Республики Бурятия делопроизводство ведется на государственном языке Российской Федерации . Республика Коми, которая ввела статус государственных для двух языков, приняла иные правила. Законодательство Республики Коми допускает неиспользование в области государственного управления русского языка, как государственного языка Российской Федерации.
Закон О государственных языках Республики Коми", принятый 28 мая 1992 года, гласит: Статья 8. При общении учреждений государственной власти и управления в пределах республики используются государственные языки по усмотрению каждой из сторон . Статья 15. Языком внутреннего делопроизводства учреждений, предприятий и организаций, расположенных на территории Республики Коми, является один из государственных языков Республики Коми.
Аналогичные возможности предусматривает законодательство Республики Марий Эл. Закон Республики Марий Эл О языках в Республике Марий Эл . принятый 26 октября 1995 года, устанавливает: Статья 58. В отношениях Республики Марий Эл с республиками в составе Российской Федерации используются на равноправной основе государственные языки Республики Марий Эл, иные языки в соответствии с законодательством Республики Марий Эл и республик в составе Российской Федерации.
Близкий тезис к указанному выше положению содержит закон Кабардино-Балкарской Республики О языках народов Кабардино- Балкарской Республики , принятый 28 декабря 1994 года: Статья 22. Использование языков в отношениях Кабардино-Балкарской Республики с Российской Федерацией и ее субъектами. В отношениях Кабардино-Балкарской Республики с Российской Федерацией и ее субъектами используются на равноправной основе государственные языки Кабардино-Балкарской Республики или иные языки по взаимной договоренности.
То же можно сказать и по отношению к закону Республики Хакасия О языках народов Республики Хакасия , принятому 20 октября 1992 года: Статья 15. Использование языков в официальной переписке. Официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями в Республике Хакасия ведутся на русском или хакасском языках. В отношениях с другими государствами СНГ, Российской Федерации, а также иностранными государствами используется язык, приемлемый для обеих сторон.
Приведенные примеры убеждают в необходимости формирования и проведения государственной языковой политики в Российской Федерации.