Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики


Постановка задачи

     Конституцией Российской Федерации в качестве государственного языка установлен русский язык. В соответствии с этим на органы государственной власти и иные субъекты публичного права накладываются определенные обязанности /6, 14, 16, 22, 38/. Совокупность указанных обязанностей может выступать в качестве основы государственной политики по отношению к русскому языку /2, 3, 4, 17, 21, 34/.
    Закон О языках народов Российской Федерации содержит упоминание о проведении научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (статья 4) и вводит понятие языковых прав граждан (статья 5). Государственная политика и национальная идеология должны быть  представлены в форме, узнаваемой каждым членом общества /33, 35, 38/. Но определение правового статуса языка, как юридического объекта, представляет собой непростую задачу.
    Важность разработки основ государственной политики по отношению к русскому языку усугубляется еще и тем, что в нашей стране ныне, как и прежде, недостаточно внимания уделено поддержке языка. Для сравнения можно указать, что в большинстве крупнейших европейских стран наличествует стандартное представление национального языка в виде набора словарей (DUDEN, Standartwerk zur deutchen Sprache - в Германии,   Standart Reference  Books - в Великобритании и т.д.) /12, 33, 34/. Указанная серия справочных пособий рассчитана на массового читателя и издается дешевыми массовыми тиражами. В набор обязательно входят орфографический, орфоэпический, этимологический, стилистический, фразеологический, цитатный словари, словарь синонимов, а также ряд словарей, отражающих специфику национальной лингвистической традиции. Тезаурус  отражает в текстовых фрагментах классических художественных произведений практически все стороны жизни. Так выглядит обязательное, контролируемое государством предъявление идеологического и культурного минимума, который рекомендуется каждому гражданину /33/.
     В Российской Федерации нет эквивалентных языковых стандартов государственного языка. Процедура формирования государственного языка в форме нормативного, кодифицированного языка достаточно трудоемка и не дешева. К тому же не консолидирована позиция российских ученых-языковедов. Достаточно напомнить нашумевшую в прошлом оживленную дискуссию по поводу написания заяц или заец . Время от времени раздаются призывы вернуться к нормам правописания, действовавшим  до 1917 года, с ятями и ерами . Некоторые тенденции в языковой политике России вызывают беспокойство ученых, не склонных ни к излишней революционности, ни к искусственной архаизации /39/.
    Задачей настоящей работы является  обсуждение основных принципов формирования и реализации государственной политики Российской Федерации по отношению к языку (далее - государственная языковая политика).
     Для решения поставленной задачи необходимо  определить правовой статус языка как объекта правоотношений, сопоставить между собой различные терминологические квалификации языка, установить общие цели языковой политики, определить понятийные категории политика и государственная политика , выработать общие принципы государственной языковой политики Российской Федерации.