Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики


Русский язык как государственный язык

оциум, языковой коллектив (социалема) и язык (лингвема) являются составляющими, на которые опирается социальная история языка. Понятие государственный язык всегда функционально /13/. Ярким примером становления государственного языка можно считать имевшие место в древнем  Риме процессы, когда социальные катаклизмы привели к слиянию италийских племен и функционированию единого государственного языка - латыни /15/. Наличествует много подходов к регулированию использования государственного языка /12, 32/. Статус русского языка, как государственного языка Российской Федерации, установлен Конституцией Российской Федерации. Во исполнение накладываемых законом функций государственный язык Российской Федерации должен рассматриваться как специфический объект правоотношений. Являясь механизмом реализации прав и свобод граждан России, государственный язык Российской Федерации одновременно является необходимым элементом для  осуществления  единообразия управления и понимания государственной воли. оэтому использование государственного языка Российской Федерации на территории Российской Федерации является обязательным при реализации полномочий, являющихся предметом  ведения Российской Федерации или предметом  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при реализации установленных действующим  законодательством прав граждан Российской Федерации.
    Государственный язык Российской Федерации можно рассматривать как системообразующий фактор сохранения целостности Российской Федерации, как инструмент для выражения воли народа и каждого гражданина страны, как необходимый элемент для  осуществления единообразия государственного управления и понимания государственной воли, как механизм для реализации прав и обязанностей населения России, как национальный признак в международных правоотношениях.
    Иная роль  отведена государственным языкам республик Российской Федерации. Ни при  каких условиях роль государственного языка республики не может быть приравнена к роли государственного языка Российской Федерации. Употребление государственного языка республики не может стать обязательным для гражданина или для государственного органа власти, если функционирование последнего не обусловлено некими специальными целями.
    Государственный язык Российской Федерации базируется на современном литературном русском языке. Поэтому забота о государственном языке Российской Федерации понуждает защищать и развивать современный литературный русский язык.
    Основными материальными носителями и источниками государственного языка Российской Федерации могут являться разработанные специалистами словари, рекомендации или разъяснения, сложившиеся современные литературные  языковые стандарты из общепринятого делового оборота. Сложившиеся современные литературные языковые стандарты из общепринятого делового оборота различных государственных служб и систем отличны между собой. Язык военнослужащих и язык военных уставов  отличен от языка дипломатов-международников, а также не может быть адекватно применим в  судебном делопроизводстве. В деятельности каждой из государственных служб сложились свои литературные языковые стандарты. Если их вдруг отменить, то может быть нарушено взаимопонимание и, соответственно, взаимодействие между различными уровнями внутри соответствующих служб. Профессиональная однородность языковых оборотов, стиля и словарного запаса среди представителей каждой государственной службы в определенной степени разнообразит и определяет состав и природу государственного языка Российской Федерации как языка, включающего в себя одинаково важные для жизни страны и граждан условно называемые профессиональные ,   ведомственные языки. Государственный язык Российской Федерации обязан содержать в себе все ведомственные языки, в противном случае государственное управление может быть затруднено.
    Законодательство должно установить государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Российской Федерации. С одной стороны, это может быть реализовано благодаря различным возможностям государственной поддержки образования и культуры. Например, путем обеспечения прав граждан на получение образования, а такжена повышениея квалификации, а также путеми разработки и реализации государственных программ, направленных на развитие государственного языка Российской Федерации. С другой стороны, закон должен предусмотреть  наказание за умышленные и неоднократные неправомерные ограничения использования государственного языка Российской Федерации. Последние могут быть квалифицированы различным образом в зависимости от степени вмешательства в порядок функционирования государственного языка Российской Федерации на территории России. Ответственность может быть возложена как на гражданина, который неправомерно ограничивает использование государственного языка Российской Федерации, так и на организацию, которая несет ответственность за действия своих сотрудников. Органы государственной власти могут принимать различные меры вплоть до отказа в лицензии либо иного ограничения деятельности организации-нарушителя на территории Российской Федерации.
    Для реализации закона о государственном языке Российской Федерации нет необходимости предусматривать особые статьи расхода из государственного бюджета либо иные дополнительные финансовые источники. Основные меры по поддержке и развитию языка, предусмотренные данным законом реализуются и поддерживаются в реальной жизни; в частности, система образования определяет государственные стандарты и  уровень квалификационных требований к знанию русского языка; в системе делопроизводства установлены общепринятые словосочетания или обороты речи; существуют словари ударений для дикторов телевидения, выпускаются профессиональные и толковые словари русского языка и т.д. Поэтому законодатель может оставить за органами государственной власти свободу в части установления приоритетов государственной языковой политики или выработки конкретных мер по государственной поддержке государственной языковой политики. Тогда органы власти сами будут полномочны принимать решения по отношению к определению объема финансирования различных программ или очередности выпуска словарей и иные. Главной целью законодателя должна быть консолидация усилий органов власти на определенном направлении, сделать их системными и организованными путем обязательств органов государственной власти учитывать в своей деятельности приоритеты государственной языковой политики.
    Государственные образовательные стандарты, учебные планы, методические рекомендации или иные документы, разработанные в системе образования и регламентирующие образовательный процесс, образуют нормативно-правовую базу по отношению к изучению и использованию современного литературного русского языка, составляющего основу государственного языка. В качестве стандартов для формирования государственного языка можно рассматривать словари русского языка, которые прошли легитимизацию в установленном порядке; например, были рекомендованы уполномоченным органом власти к употреблению в качестве учебника, учебного пособия или для иного внутриведомственного или межведомственного использования. Дополнительными или составными элементами такой системы стандартов можно считать ведомственные пояснительные словари, которые, с одной стороны, разъясняют профессиональную терминологию, а, с другой стороны, служат примером правильного написания и произнесения ведомственных профессиональных терминов.  К  такого рода словарям можно отнести юридические, политехнические  или иные  -  такие, как, например, словари ударений для дикторов телевидения и пр.
    Действующая система выпуска словарей или иных носителей стандартов в определенной степени обеспечена нынешними финансовыми ресурсами страны. Поэтому, вообще говоря, на создание такой системы не требуется  дополнительных финансовых расходов.