Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики


Цели государственной языковой политики

     Государственная  языковая политика Российской Федерации обязана обеспечить решение целого ряда  важнейших задач по отношению к языку. Основными объектами правового регулирования и, соответственно, предметами ведения, объектами государственной языковой политики могут являться: государственный язык Российской Федерации; государственные языки республик Российской Федерации; каждый из языков народов России, как мировой язык; каждый из языков народов России, как родной язык.  В соответствии с этим набором правовых объектов можно наметить и главные цели государственной языковой политики.
    Прежде всего, необходимо определить отношение государства к поддержке, развитию, использованию и ограничению использования государственного языка Российской Федерации для решения задач, сформулированных в предыдущем разделе данной работы. Под использованием языка следует понимать получение или передачу устных либо письменных сообщений, а также любое иное доведение до  сведения граждан или должностных лиц информации из общепринятого делового оборота на указанном языке. Тогда требованием, накладываемым на использование языка, является предусмотренное в установленном порядке закрепление грамматических, лингвистических, стилистических  или иных языковых форм, в том числе обязательность или, напротив, недопустимость употребления указанных форм, а также данного языка в целом. Ограничение использования языка в приведенной выше трактовке означает соблюдение обычных разумных правил, которые сплошь и рядом встречаются в повседневной жизни. Все наложенные законом ограничения могут иметь профессиональный или ведомственный характер. Например, существуют профессиональные языки общения и, соответственно, политехнические, философские, экономические, юридические или иные словари, словари ударений для дикторов телевидения, словари правописания. Федеральный закон может дать право каждому ведомству по предмету своего ведения выбрать в качестве рекомендуемого определенный набор словарей или пособий из уже существующего набора изданий. Ведомственными или отраслевыми актами могут быть установлены квалификационные или иные ограничительные требования, адаптируемые к действительным обстоятельствам в соответствии с законодательством. Предложенным способом могут быть решены основные проблемы нормативно-правового регулирования относительно порядка использования государственного языка Российской Федерации.
    Государственная  языковая политика Российской Федерации должна установить основные подходы и процедуры государственной поддержки принципов равноправия языков народов России.
    Государственная  языковая политика Российской Федерации должна сочетать обязательность исполнения всех основных государственных функций на государственном языке Российской Федерации с учетом многоязычия и языкового равноправия.
     При реализации государственной  языковой политики Российской Федерации необходимо учитывать разделение властных полномочий. Использование государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, является предметом ведения республики. Федеральная власть не всегда может регулировать использование какого-либо из языков народов России, но может оказать поддержку субъектам Российской Федерации или даже муниципальным властям, в ведении которых оказалось использование данного языка народов России. Федеральные органы власти лишь гарантируют поддержку и помогают развитию и существованию языков народов России,  не управляют и не регулируют . Федеральные органы власти не полномочны устанавливать перечень или список таких языков, не определяют минимальное количество этнических носителей языка, равно как не учитывают иные показатели, процедуры или правила для отнесения или исключения данного языка из совокупности языков народов России.
     Особые мероприятия государственной  языковой политики Российской Федерации связаны с отнесением языков народов России к объектам мировой или национальной культуры. Государственная  языковая политика должна взаимодействовать с государственной культурной политикой. Методы, приемы и средства реализации этого аспекта государственной  языковой политики могут быть иные, чем в первых двух случаях, так как связаны с правовой идеологией, менталитетом и морально-этическими устоями общества.
    В рамках реализации государственной языковой политики предусматривается не только полноценное изучение русского языка, но и целый ряд квалификационно-аттестационных мероприятий, начиная от школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы до разнообразных систем послевузовского образования, правил присвоения ученых степеней или званий, курсов повышения квалификации и пр. Все перечисленные процедуры являют собой различные уровни государственной аттестации граждан.
    Обучение и государственная аттестация граждан страны производится в рамках исполнения общих требований при реализации государственной образовательной политики Российской Федерации и закон не предусматривает дополнительных затрат на реализацию этой области деятельности.
    Определив основные цели, перейдем к исследованию функциональной и организационной структуры государственной языковой политики.