Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики


Государственная политика

     Зачастую политику определяют как отношение субъектов по поводу политической власти /1, 11/. Некоторые ученые полагают, что неверно сводить предмет политики только к отношению субъектов по поводу политической власти /1, 8, 23/. Термин политика не однозначен и содержание, вкладываемое в него, зависит от контекста /18, 19, 20, 21/. Политика присуща всем формам человеческой деятельности и затрагивает все направления общественной жизни, где проявляются или активность частей по отношению к своему целому, или свобода выбора. В настоящее время в обиход вводятся более дифференцированные в профессиональном отношении представления о направлениях политической деятельности /25,26/. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" ввел определение государственной научно-технической политики, определив ее, как "составную часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники". Другими федеральными законами введены определения ряда иных специализированных типов государственной политики по видам деятельности. Явление законодательной дифференциации и выделения отдельных профессионально ориентированных направлений государственной политики стало настолько всеобщим, что может быть рассматриваемо, как следствие социального заказа по установлению приоритетов и упорядочиванию различных видов деятельности в новых экономических условиях и выраженная тенденция развития законодательства.
    На основании сказанного можно выделить три концептуальных понятия: политика, государственная политика и государственная политика по виду деятельности. Каждое из них имеет свой предмет ведения, свой набор субъектов и объектов, свои принципы и способы реализации.
    Законодатель обязан установить иерархическую структуру  формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации государственной языковой политики Российской Федерации.
     Это весьма важное положение. Напомним, что статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации установлены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодатель  (статьи 73 и 11 Конституции Российской Федерации) исключил иное распределение предметов ведения и отнес все не указанные в Конституции Российской Федерации виды деятельности к исключительному предмету ведения субъектов Российской Федерации. Напомним, что языковая политика и деятельность не упомянута в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а, следовательно, на первый взгляд должна быть отнесена к предмету ведения субъектов Российской Федерации. Исходя из сделанного последним вывода, могут возникнуть основания отнести государственную языковую политику к предмету исключительного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тогда введение таких понятий, как государственная языковая политика Российской Федерации или   федеральная языковая политика может быть признано неправомерным.
     Закон должен учитывать указанное обстоятельство. Поэтому необходимо указать, что государственная языковая политика является  составной частьюсоставная  государственной социальной, культурной и национальной политики. Согласно текста  пункта е) статьи 71 Конституции Российской Федерации: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, социального, экономического, экологического, социального, культурного, и национального развития Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации. На основании требований пункта е) статьи 71  государственная языковая политика Российской Федерации, являясь частью социальной, культурной и национальной политики, имеет правовые основы для своей реализации. Таким образом, понятия государственная языковая политика Российской Федерации или   федеральная языковая политика обретают правовую основу для своего существования.
     Необходимо ввести понятия   языковая политика субъекта Российской Федерации , а также языковая политика муниципального образования . Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует много законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование языковой деятельности и языковой политики на территории данного региона. Если федеральный закон установит иерархическую структуру формирования и реализации государственной языковой политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации выпадут из правовой зоны Российской Федерации. Законодатель должен найти способ увязать нормативно- правовую базу регулирования языковой деятельности  в единую систему.