АВ 2000г. Выпуск 24 О правовых основах государственной языковой политики
Функциональная организация государственной политики
Анализ различных подходов в политической науке показывает неоднозначность и сложность политики как научного или правового объекта. Политика, как деятельность, реализуется субъектами политической деятельности на пространстве соответствующих объектов, опирается на политические институты и инфраструктуру, проявляется через стабилизацию или изменение общественных либо правовых взаимоотношений между субъектами политической деятельности.
Политик, как гражданин, свободен в своих действиях настолько, насколько гражданину не запрещено это действующим законодательством /22, 23/. Политическая партия или движение, как организация, свободна в пределах, установленных действующим законодательством. Субъектами политики могут быть любые субъекты гражданского права. Иное дело государственная политика. Государственная политика осуществляется от имени государства и проводится именем государства. Поэтому государственная политика может реализовываться только государственной властью и уполномоченными на то субъектами публичного права. Гражданин может стать субъектом государственной власти, только если он наделен соответствующими полномочиями для выражения воли народа или органа власти /1, 4/.
Субъектами государственной политики могут быть только субъекты публичного права. Уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, министерства и ведомства по принадлежности и по предметам своего ведения должны устанавливать и реализовывать основные мероприятия государственной языковой политики, например, ограничения, порядок, форму и объем использования государственного языка Российской Федерации. В то же время гражданин России автоматически является субъектом государственной языковой политики, когда использует в определенных условиях родной язык или государственный язык. Ведь использование родного языка, равно как и реализация его личных и гражданских прав прямо установлено Конституцией Российской Федерации.
Объектами государственной политики являются виды деятельности, а не конкретные материальные или иные предметы. Сравним в качестве примера финансовую деятельность и государственную финансовую политику. К объектам финансовой деятельности можно отнести финансовые средства, ценные бумаги, обязательства и т.п. Объектами же государственной финансовой политики являются регуляторные государственные механизмы, направляющие деятельность финансовой системы и страны в целом.