Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 23 Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях

Вводные замечания

     Можно выделить две особым образом взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга отрасли законодательства: законодательство Российской Федерации об  образовании и законодательство Российской Федерации о науке. Указанные отрасли законодательства нельзя считать противоречащими друг другу. Но взаимно согласованными их тоже  не назовешь. Обе отрасли законодательства зачастую содержат нормы, препятствующие  интеграции образования и науки. Например, проведение учебно-образовательных семинаров в стенах научных организаций, строго говоря, противоречит законодательству. Дело в том, что для ведения образовательной деятельности руководство научной организации обязано получить лицензию. Без такой лицензии проведение учебных занятий со студентами в стенах научной организации является незаконным. Приведем другой пример. Использование оборудования академических научных организаций для образовательных целей, в качестве практикума или с иными целями, строго говоря, является нецелевым использованием федеральной собственности научных организаций, так как большая часть приборов и оборудования академических научных организаций является федеральной собственностью, переданной в научно-исследовательские институты для целевого использования в научной работе.
    Законодательство Российской Федерации об образовании и законодательство о науке зачастую устанавливают не сопряженные между собой нормы,  не учитывающие возможность или  необходимость сочетания образовательной и научной деятельности.
    Важнейшими различиями правового регулирования образовательной деятельности и научной деятельности в Российской Федерации можно считать следующие.
     Во-первых, образовательная деятельность, в отличие от научной, является лицензируемым видом деятельности.
     Во-вторых, образовательные организации, в отличие от научных организаций,  могут существовать только в форме образовательных учреждений.
    В-третьих, научная и образовательная системы России различны по организационной структуре. Образовательные учреждения можно достаточно точно расклассифицировать в соответствии с уровнями образования. Градация и классификация научных организаций более сложная. Существует три основных научных сектора: академический сектор, сектор вузовской науки, а также сектор науки, в который включены ведомственные научные организации. Кроме того, внутри каждого сектора, можно выделить организации, ведущие фундаментальные либо прикладные научные работы.
    Гражданско-правовое регулирование научной деятельности в России имеет особенности. Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит специальную главу, посвященную правовому регулированию научной деятельности. Глава 38 так и называется: Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ .
    Настоящая работа имеет целью обсудить некоторые проблемы правового регулирования научной деятельности в системе образования Российской Федерации.