АВ 2000г. Выпуск 23 Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях
Распоряжение имуществом учреждения
Законодатель (статья 298 закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании ) устанавливает, что: 1. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. 2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе .
Часть имущества, полученная от собственника по смете, находится у учреждения на праве оперативного управления. Другая часть, "заработанная" учреждением и учитываемая на отдельном балансе, находится на особом вещном праве, прямо не названном законодателем. По-видимому, оно близко к праву хозяйственного ведения. Перечень вещных прав в отличие от прав обязательственных является закрытым и не может включать права, не предусмотренные законом.
Право оперативного управления учреждения включает в себя право владения и право пользования. Право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, учреждение распоряжаться не вправе.
Казенное предприятие обладает ограниченным правом распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества. Учреждение полностью лишено данного права, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. Наиболее распространенный способ увеличения имущества учреждения - реализация предоставленного собственником права осуществлять приносящую доходы деятельность. В отличие от собственника, владеющего и пользующегося принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, учреждение реализует права владения и пользования только в строгом соответствии с целями деятельности, назначением имущества. В противном случае собственник может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Учреждение - некоммерческое юридическое лицо, а потому собственник не имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении учреждения.
При недостаточности денежных средств у учреждения собственник всегда несет ответственность, независимо от того, что часть имущества может принадлежать учреждению на праве хозяйственного ведения. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если ответственность собственника предусмотрена ГК или учредительными документами юридического лица. Учреждение вправе быть учредителем других юридических лиц. Для реализации права участвовать в хозяйственных обществах и товариществах учреждение должно получить согласие собственника. Участвуя в товариществе на вере, в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью, учреждение несет только риск потери вклада, участие же в обществе с дополнительной ответственностью и в ассоциации предполагает субсидиарную ответственность по обязательствам этих юридических лиц.
Отличия правового режима имущества казенного предприятия и финансируемого собственником учреждения состоят не только в возможностях распоряжения, но и по отношению их к самостоятельной ответственности перед третьими лицами. Собственник казенного предприятия несет дополнительную (субсидиарную) ответственность по его долгам при недостатке имущества предприятия, тогда как собственник учреждения - уже при недостатке у учреждения денежных средств. Следовательно, учреждение отвечает по своим долгам лишь денежными средствами. В определенном смысле можно говорить о разновидностях права оперативного управления для предприятий и для учреждений.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав в законодательстве Российской Федерации. Эти вещные права делегируются, например, государством, как собственником, некоторым категориям юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Право хозяйственного ведения, которым учреждение, осуществляющее разрешенную собственником предпринимательскую деятельность, является более широким, нежели право оперативного управления. Право хозяйственного ведения по содержанию не является "полным правом собственности. Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть не любые юридические лица, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах, таких как "предприятия" и "учреждения". Субъектом права оперативного управления могут быть унитарные (казенные) предприятия, относящиеся к категории коммерческих организаций, и учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям.
Наличие правомочия распоряжения в содержании права оперативного управления не меняет правовой режим имущества применительно к учреждениям. Результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, включая имущество, приобретенное учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление учреждения. Данные результаты становятся объектом права собственности учредителей учреждений, а не самого учреждения, как юридического лица.
Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или передавать во временное пользование находящееся в его оперативном управлении имущество. Например, нормы о праве учреждения выступать в качестве арендодателя или передавать свое имущество во временное безвозмездное пользование имеются в большинстве уставов или типовых положениях, утвержденных Правительством Российской Федерации. Права владения, пользования или правомочие распоряжения имеют известные пределы, через которые проявляется ограниченный характер этого вещного права.
Учреждения ограничены в своих правах на отчуждение имущества. Изъятие имущества, помимо воли самих учреждений, допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников. Учреждения не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном статьей 236 ГК, ибо это нарушает право собственности учредителя на данное имущество. Особый порядок отчуждения имущества распространяется и на объекты интеллектуальной собственности, а потому приобретает особое значение для научной деятельности.
Получение патента автоматически влечет за собой особое право собственности на объекты интеллектуальной собственности. Такое право неотчуждаемо учредителем или собственником учреждения без воли патентообладателя. В то же время, если научная работа выполнялась по смете, то патентообладателем должен быть собственник-учредитель учреждения. Учредителем-собственником учреждения зачастую выступает орган государственной власти (министерство, ведомство). Орган государственной власти не может быть юридическим лицом. Юридические лица не являются субъектом публичного права Российской Федерации. Может возникнуть правовая коллизия, из которой следует искать выход.