Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 23 Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях


Статус образовательного учреждения как субъекта права

     В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
    В отличие от иных юридических лиц, учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного права. Ограниченные вещные права производны от права собственности и составляют его часть.  В законе определены виды вещных прав,  субъектов, которые вправе установить такие вещные права, содержание субъективного права и пределы его осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное законом.
    В зависимости от целей деятельности учреждения в законе или иных актах определяется, на базе какой собственности может быть создано учреждение того либо иного профиля. В ГК отсутствует указание,  кто может быть собственником имущества учреждения. Учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями,  юридическими лицами или гражданами. Все эти положения в равной мере относятся к образовательным учреждениям. Подавляющее большинство образовательных учреждений функционирует за счет финансирования из государственного и (или) местного бюджетов. Поэтому на них в полной мере распространяется бюджетное законодательство, требования и положения о финансировании через казначейскую систему.
    Учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью (часть 2 статьи 298 ГК). Законодатель устанавливает, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность,  то доходы,  полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе . В то же время учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете .
    В соответствии с часть 1 статьи 14 закона О некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К подобным можно отнести, например, типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В законе об образовании используются еще два понятия: "договор между учредителем и юридическим лицом" (часть 3 статьи 11) и "договор между учредителями" (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - часть  3 статьи  33). В части 1 статьи 10 закона о высшем образовании термин "учредительный договор" впервые в законодательстве употребляется в качестве одного из учредительных документов учреждения: "...вуз создается в соответствии с решением собственника или условиями учредительного договора". При создании учреждения несколькими лицами имущество юридического лица принадлежит им на праве общей долевой собственности,  а размер долей определяется в зависимости от участия каждого в создании учреждения и в дальнейшем финансировании его деятельности. Поэтому упомянутый учредительный договор  можно отнести к типу договоров об осуществлении права общей долевой собственности.
    Законодатель не ограничивает (статья 13 закона Об образовании ) наполнение устава образовательного учреждения, провозглашая: 2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем . Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего   учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников,  научных работников,  а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее  -  общее  собрание   (конференция). В ГК не указано, кто вправе принимать устав учреждения. Принятие устава вуза общим собранием можно считать особенностью правового положения образовательного учреждения.
    Порядок назначения руководителя учреждения относится к разряду статусных правовых норм. Назначает на должность руководителя учреждения и освобождает от нее собственник. В то же время назначение руководителя образовательного учреждения не является исключительным правом собственника. Законодатель прямо указывает: в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается (статья 35 закона Об образовании ). Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть: 1) избран коллективом образовательного учреждения; 2) избран коллективом образовательного учреждения при   предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; 4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; 5) назначен учредителем; 6) нанят учредителем.
    При создании  учреждения на базе федеральной собственности от имени собственника могут выступать различные уполномоченные им органы. Обычный порядок таков, что созданию образовательного учреждения предшествуют постановления Правительства России.