АВ 2000г. Выпуск 23 Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях
Межотраслевая координация научной деятельности в вузах
Законодатель в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике среди основных понятий, применяемых в законе, дает следующее определение научной деятельности: научная (научно - исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (статья 2).
Законодательство Российской Федерации не вполне однозначно определяет порядок ведения научных исследований. В частности, законодатель обязывает Российскую академию наук участвовать в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политики ). В свою очередь, Устав (в редакции по состоянию на 31 марта 1999 года) Российской академии образования (далее - РАО) определяет РАО как высшее научное учреждение Российской Федерации в области образования. Пункт 1.4 Устава РАО гласит: Академия осуществляет фундаментальные и прикладные исследования в области образования и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований по важнейшим проблемам образования, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета . В статье 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" законодатель подтверждает координирующую роль РАО: 3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований .
Законодатель не указывает способы и средства реализации указанной координации фундаментальных научных исследований. Законодательство об образовании, равно как и законодательство о науке, не содержит разъяснений по этому поводу. В то же время законодатель вводит понятие автономия высших учебных заведений и указывает, что под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке (часть 1 статьи 3 Федерального закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании ). В статье 20 того же закона указано: Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса.
Вузовская наука охватывает широкий спектр научных направлений. По состоянию на 1 января 1999 года в ведении Минобразования находилось 336 вузов, ряд научно-производственных предприятий, центров и иных организаций. Вследствие дефицита бюджетного финансирования науки вопросы координации научных исследований приобретают первостепенное значение. На отсутствие должной координации и обусловленные этим непроизводительные расходы указывает Счетная палата Российской Федерации в своем Отчете о результатах проверки в Министерстве образования Российской Федерации и Российской академии образования ... , подготовленном по результатам проверки, проведенной в 1999 году. Так, например, в Отчете указано, что до настоящего времени тематика НИР 4 из 6 НИИ Минобразования России напрямую дублирует направления исследований институтов РАО, а двух - частично пересекается с тематикой академических институтов . По мнению Счетной палаты Российской Федерации только отсутствие координации научной деятельности между РАО и Минобразования России повлекло за собой неэффективное использование средств федерального бюджета в сумме свыше 2,6 млн. рублей (расчетно) . Счетная палата Российской Федерации отмечает, что на сегодняшний день в России нет учреждения, несущего ответственность за реализацию результатов исследований в области образования, проведенных за счет средств федерального бюджета .
Примерно аналогичная ситуация в других ведомствах. Напомним, что всего в федеральной собственности находится более 3000 научных организаций. По данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на конец 1999 года научные исследования проводились в 405 вузах. Постановлением Правительства Российской Федерации 1586 от 30 декабря 1998 года предусмотрено, что Миннауки России является федеральным органом, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки или технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов государственной власти. Таким образом, Миннауки России должно исполнять функции куратора научных исследований, в том числе и среди вузов. Одновременно функции управления наукой, возложенные на Миннауки России, повторяются в функциях Правительственной комиссии по научно-технической политике.
Суммируя сказанное, можно отметить, что обязанности кураторов вузовской науки возложены одновременно на Минобразования России, на РАО, на Миннауки, на Российскую академию наук, на Правительственную комиссию по научно-технической политике. Законодательство Российской Федерации не устанавливает иерархию между кураторами , не определяет границы их полномочий и не предусматривает ответственность за неисполнение.