Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 23 Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях


Кадровое обеспечение и финансирование науки в вузах

     В Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" законодатель вводит определение понятию научный работник следующим образом: научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно - технической деятельностью . Законодатель определяет кадровую структуру научной организации и, соответственно,  кадровый состав научных организаций как содержащий три основные группы: научных работников (исследователей); специалистов научной организации (инженерно - технических работников); работников сферы научного обслуживания.
    Структура кадрового состава работников высших учебных заведений более сложная. В высших учебных заведениях законодатель предусматривает должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно - хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного   и иного персонала. При этом к профессорско-преподавательским отнесены должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента (статья 20 Федерального  закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании ). В статье 3 этого  же закона законодатель относит профессорско-преподавательский состав к педагогическим работникам и со всей определенностью отделяет от них научных работников. Нельзя не обратить внимание на то, что законодатель весьма последовательно проводит идею о различиях между педагогическими и научными работниками вузов. Законодатель разделяет ведение педагогического и научного процессов (часть 5 пункт 1 статьи 20), допускает их отдельное ведение,  а также раздельное кадровое и финансовое обеспечение. В частности, законодатель указывает, что научные исследования,  проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности (статья 28).