АВ 2000г. Выпуск 11 Состояние законодательства РФ в области культуры, науки, образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта
II. ИТОГИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ,
ОБРАЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА:
ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
1. Состояние правового поля в области культуры, науки, образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта ОБРАЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА:
ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
Исходя из проведенного обзора законодательства в области культуры, науки, образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта, состояние правового поля можно охарактеризовать следующим образом. Принятыми и вступившими в действие законами урегулированы следующие вопросы (отношения).
В области культуры созданы основы правовой базы сохранения и развития культуры в России, определены права человека, народов и иных этнических общностей в области культуры, обязанности государства и порядок экономического регулирования в области культуры. Урегулированы отношения в области охраны и использования памятников истории и культуры, а также вывоза и ввоза культурных ценностей.
Определено правовое положение Музейного фонда и музеев в Российской Федерации, урегулированы отношения, связанные с ценностями, перемещенными в СССР в результате Второй мировой войны. Определены также: основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии в Российской Федерации и ее государственной поддержки; правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания; порядок финансирования районных (городских) газет; правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации; условия сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации; гарантии реализации прав коренных малочисленных народов Российской Федерации; формы поддержки государством соотечественников за рубежом в области культуры, науки, языка, образования и информации; условия сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.
Установлены дни воинской славы (победные дни) России, определены меры по увековечению победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и увековечению памяти погибших при защите Отечества.
В области науки и образования заложены основы государственной поддержки науки и государственной научно-технической политики как развития, рационального использования научно-технического потенциала, увеличения вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализации социальных задач; определен статус наукограда Российской Федерации, принципы и содержание государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Определены правовые, экономические и организационные принципы государственной политики в области образования, государственных гарантий прав граждан в области образования, системы образования и принципов управления системой образования, а также социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
Определена государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования, задачи, структура и порядок деятельности ВУЗов, управления системой высшего и послевузовского профессионального образования, ее финансирования и социального обеспечения ее работников; утверждена Федеральная программа развития образования как организационная основа государственной политики в области образования. Определены также меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, обеспечению прав детей на охрану здоровья, по защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, прав детей на отдых и оздоровление, при формировании социальной инфраструктуры для детей, защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Ратифицированы три европейские конвенции относительно вопросов образования.
Определена политика государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации, развития системы государственной библиографии, обеспечения сохранности обязательного экземпляра документов, его общественного использования. Создана правовая база сохранения и развития библиотечного дела в стране.
В области охраны здоровья, физической культуры и спорта
Определены правовые основы охраны здоровья граждан, осуществления государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, урегулированы отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Установлены правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения; создана правовая основа деятельности субъектов обращения лекарственных средств, определены полномочия органов исполнительной власти в сфере их обращения, установлены принципы и порядок оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании; основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Определена политика государства в отношении предупреждения распространения в стране ВИЧ-инфекции и порядка осуществления медицинской помощи и гарантий социальной защиты ВИЧ-инфицированным.
Урегулированы отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности; а также в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия, охраны атмосферного воздуха; установлены правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определены принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
Как видим, в законодательном обеспечении сфер культуры, науки, образования, охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта за прошедшие годы сделано достаточно много. Основы заложены, принят целый ряд законов, которые позволяют говорить о заполнении хотя бы в первом приближении тех секторов законодательного поля, которые ранее вообще были открыты.
Тем не менее, нельзя говорить ни о том, что проблем не осталось, ни тем более о том, что нет вопросов с реализацией уже вступивших в действие законов. В условиях социально-экономического кризиса многие из положений вступивших в действие законов фактически не выполнялись, прежде всего, из-за того, что намечавшееся субсидирование социальных программ не выдерживалось. Поэтому многие проблемы в области культуры, науки, образования, здравоохранения и спорта не только не разрешались, но и по ряду направлений обострялись и усугублялись. В частности, это относится, прежде всего, к сфере науки, образования и охраны здоровья граждан. Продолжает расти смертность, не набирает должных объемов рождаемость, ухудшается здоровье населения.. Все это напрямую связано с тяжелым социально-экономическим положением людей.
С другой стороны, и сама законодательная база исследуемой проблематики во многом требует своего дальнейшего развития, особенно в плане уточнения и дополнения многих из принятых законов; кроме того, некоторые законы принимались недостаточно проработанными и поэтому, по сути, требовали новой редакции.
В целом можно сказать, что до сих пор либо не решены либо решены лишь частично следующие задачи:
разработки и принятия законодательных актов по реализации определенных приоритетов государственной политики по защите прав и интересов детей; формированию государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения; реальной поддержке художественного и научно-технического творчества, развитию массовых видов спорта и туризма, отдыха и оздоровления; различных форм духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
повышения минимальных социальных стандартов до уровня определенного законом прожиточного минимума для различных групп населения; принятия законодательных актов о поэтапном решении задачи гарантированного обеспечения потребностей гражданина в удовлетворении своих культурных, образовательных потребностей и сохранении здоровья;
обеспечения финансирования сфер культуры, науки, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом.
законодательного закрепления прав, полномочий и ответственности каждого уровня власти за обеспечение полной реализации принятых законов в сфере культуры, науки, образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта; своевременной и не урезанной выплаты всех определенных законодательством социальных выплат;
адресной социальной поддержки малообеспеченных групп населения;
дифференцированной индексации социальных выплат, направленной на поддержку семей и граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума;
законодательного обеспечения формирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
Приоритетными направлениями законодательной деятельности в указанных сферах и на сегодняшний день остается неотложное решение задач, ставящихся из года в год как в Посланиях Президента Российской Федерации, так и в программных документах Правительства Российской Федерации:
законодательная поддержка реального обеспечения конституционных прав граждан в области культуры, науки, образования, охраны здоровья, социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализации и улучшения демографической ситуации, снижения смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
повышение различного рода социальных выплат хотя бы до уровня прожиточного минимума соответствующих категорий населения;
обеспечение своевременности и полноты получения гражданами Российской Федерации определенных законом социальных выплат.
Отдельной и чрезвычайно важной проблемой остается принятие законов о более полной и гарантированной социальной защите работников культуры, науки, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Более конкретно законодательную работу целесообразно продолжить в направлении принятия следующих законов.
В области культуры:
- об объектах культурного наследия народов Российской Федерации,
- о государственном языке Российской Федерации,
- о государственных музеях-заповедниках,
- о запрещении пропаганды фашизма, нацистской символики и литературы,
- о защите общественной нравственности,
- о меценатстве в Российской Федерации,
- о государственных музеях-заповедниках,
- о признании Российской Федерации обладателем имущественных прав на аудиовизуальные произведения,
- об общественном контроле за обеспечением прав лиц, находящихся в местах изоляции,
- о запрете пропаганды насилия, жестокости и безнравственности в СМИ и целого ряда других. С определенной степенью условности сюда можно отнести и некоторые другие законы, которые имеют более общий социальный смысл:
- об основах социальной политики в Российской Федерации,
- о социальных стандартах в Российской Федерации,
- о порядке расчета среднедушевого размера дохода семьи и ряда других.
В области науки и образования:
- о государственном образовательном стандарте основного общего образования,
- о государственной поддержке научных учреждений связанных с новыми информационными технологиями,
- о Федеральном фонле изобретений,
- о мерах по стимулированию развития общественных наук,
- о развитии компьтеризации в России,
- о деятельности сети Интернет в России,
- о защите интеллектуальной собственности в России и за рубежом,
- об инновационной научной деятельности,
- о сельскохозяйственных научных организациях,
- об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование,
- о дополнительном образовании,
- об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья,
- о пополнении фондов библиотек,
- о государственной поддержке научных издательств,
- о государственной аккредитации научных организаций,
- о фондах поддержки научной и научно-технической деятельности,
- об общественных организациях аттестации научных кадров,
- о признании одинакового статуса дипломов и присуждения ученых степеней, выдаваемых государственной и негосударственной системами аттестации и ряда других.
В области охраны здоровья, физической культуры и спорта:
- о здравоохранении в Российской Федерации,
- дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (о Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью),
- об обязательном медицинском страховании,
- о детском и юношеском спорте,
- о рыболовстве и об охране водных биоресурсов,
- об охоте,
- о лицензировании пользования недрами,
- о социальных основах государственной алкогольной политики.
- о медицинских изделиях,
- о целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации,
- о Фонде социального страхования,
- о социальном туризме,
- необходимы серьезные изменения и дополнения в закон "Об охране окружающей природной среды",
- об ограничении курения табака и потребления табачных изделий,
- о регулировании частной медицинской деятельности,
- о предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации,
- об основах курортного дела в Российской Федерации,
- о курортном регионе Кавказские Минеральные Воды,
- Кроме того, необходимо принятие более действенных нормативных актов о мерах реализации Президентской программы "Дети России", введение законодательных ограничений на рекламу лекарственных средств и препаратов, об их стандартизации; о защите отечественной фармацевтической промышленности в связи с предстоящим ее переходом на международные стандарты GMP и ряда других.
Конечно, здесь перечислены далеко не все законы, которые требуются уже сегодня. И, надо сказать, работа над многими из них уже ведется как в Правительстве Российской Федерации, так и в Государственной Думе и других субъектах права законодательной инициативы. Обстановка в стране меняется очень быстро, и она потребует от всех участников законодательного процесса согласованных и активных действий.