Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 11 Состояние законодательства РФ в области культуры, науки, образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта


I. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ,
ОБРАЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

     По состоянию на май 2000г. в   области    культуры, науки, образования, охраны здоровья, физической культуры и спорта действуют следующие законы, направленные на улучшение положения граждан Российской Федерации.
    Прежде всего, отметим ряд важных законов, содержание которых, так или иначе, затрагивает проблемы, анализируемые в данном материале. Это - Федеральный закон от 24.10.97 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", который  установил правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации  и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. С ним тесно связан Закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, дети) в целом по Российской Федерации в определенном данным законом составе и объеме, которые включают и удовлетворение культурных потребностей граждан, потребностей в образовании и здравоохранении.
         В закон от 10.05. 95 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" были внесены изменения  и дополнения, которыми увеличены ежемесячные пособия на детей одиноких матерей на 100% и на 50%  - на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Законы  от 08.02.98 N 17-ФЗ, от 16.07.98 N 99-ФЗ, от 01.08.96 N 107-ФЗ установили дополнительные гарантии социальной защиты детей: порядок передачи жилых помещений детям, оставшихся без родителей, в их собственность; порядок получения льгот для проезда на лечение; размер дотаций на питание школьникам в течение учебного года.
    Законами от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 30.07.96 N 99-ФЗ, от 26.11.98  175-ФЗ были расширены права и предоставлены дополнительные льготы гражданам, подвергшимся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на производственном объединении "Маяк". Они направлены, прежде всего, на охрану их здоровья, улучшение медицинского обслуживания.
     Законами от 19.11.97 N 146-ФЗ  и от 28.03.98 N 52-ФЗ определен порядок предоставления  прав и льгот отдельным категориям военнослужащих, условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования их жизни и здоровья.

     1. В области культуры

     Главным в этой области стал закон "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ", утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 09.10.92 3612-1. Закон определил, что задачами законодательства Российской Федерации в сфере культуры являются:
    обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
    создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
    определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
    определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
    В законе определены: область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре; неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность; право на сохранение и развитие культурно - национальной самобытности народов и иных этнических общностей; понятие культурного достояния народов Российской Федерации; обязанности государства в области культуры,
     Закон установил также компетенции федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры, порядок приватизации в области культуры, финансирования культуры и культурной деятельности, особенности предпринимательской деятельности государственных и муниципальных организаций культуры, материально-технического обеспечения культуры, внешнеэкономической деятельности, трудовых отношений и принципы оплаты труда работников культуры, социальной защиты работников культуры, культурного сотрудничества с соотечественниками за рубежом и ответственность за нарушение законодательства о культуре.
         Законом от 23.06.99 115- ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"  с 1 января 2000 г. гарантировано право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцати лет. Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, не достигшими восемнадцати лет, осуществляется в пределах финансовых средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.
         Другим важным юридическим актом стал закон РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 18.01.85) регулирует общественные отношения в области охраны и использования памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах патриотического воспитания трудящихся. Памятниками истории и культуры, отмечается в законе,  являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Закон определяет виды памятников истории и культуры, государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры и государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры, участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры, организацию государственного учета и использования памятников истории и культуры, а также порядок их реставрации  и  ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Вместе с тем, отметим, что данный закон во многом декларативен и к тому же устарел, а потому требует переработки и создания новой редакции.
    Законы РФ от 14.01.93   4292 -1  "Об увековечивании памяти погибших  при защите Отечества" и закон от 19.05.95 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа  в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" регулируют отношения в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества (формы увековечения, порядок захоронения, государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений; обеспечение их сохранности, организация и порядок проведения поисковой работы; полномочия органов управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества; финансовое и материально - техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества).
    Закон 13.03.95 32-ФЗ "О днях воинской славы  (победных днях) России" установил дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России, формы увековечения памяти воинов России, организацию и порядок их проведения,  а также порядок финансирования.
    Важным шагом в развитии законодательства Российской Федерации о культуре стало принятие закона от 26.05.96 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", который определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации и распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации. В законе дается определение Музейного фонда Российской Федерации,  как части культурного наследия народов Российской Федерации. Закон определяет состав Музейного фонда, его государственный каталог,  состав государственной и негосударственной частей Музейного фонда, формы собственности на них, формы государственной поддержки  и контроля за  состоянием государственной части  Музейного фонда. В законе описаны и порядок учреждения государственных и негосударственных музеев, виды деятельности музеев, лицензирования их деятельности, обеспечение доступности Музейного фонда, а также ответственность за нарушение  законодательства  Российской Федерации о Музейном фонде и музеях.
     Закон РФ от 15.04.93 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Он определяет органы государственного регулирования и контроля, компетенция государственных органов регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за их вывозом и ввозом, порядок предоставления права вывоза культурных ценностей, проведения государственной экспертизы культурных ценностей, порядок их временного ввоза и вывоза, право собственности на вывозимые культурные ценности, порядок использования культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и правоохранительными органами; предотвращения приобретения государственными хранилищами незаконно вывезенных из других государств, похищенных или незаконно приобретенных культурных ценностей, а также истребования культурных ценностей из незаконного владения, формы ответственности за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей.
    В определенной степени его продолжением стал закон от 15.04.98 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с указанными ценностями. Его основными целями  являются:
    защита культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации, а также неправомерной передачи кому бы то ни было;
    создание необходимых правовых условий для реального обращения культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны;
    обеспечение интересов Российской Федерации при урегулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности;
    предоставление возможности для ознакомления с культурными ценностями гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры;
    создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры. Закон действует в отношении всех культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, независимо от того, в чьем фактическом владении они находятся, а также от обстоятельств возникновения такого фактического владения.
    Законом определены также условия возможной передачи перемещенных ценностей  бывшим владельцам, не подлежащие передаче ценности, установлены основы международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей Российской Федерации, а также порядок реализации закона. Отметим, что некоторые из норм данного закона признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.
    Закон 22.08.96 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии" определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок ее государственной поддержки. В законе определены принципы государственной политики в области кинематографии:
    признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы;
    ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии;
    создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии.
    Законом определены основные понятия, употребляемые в нем, в том числе. Понятие "национальный фильм"; меры государственной поддержки кинематографии, формы ее поддержки со стороны государства, порядок государственного финансирования кинематографии, создания и проката фильмов; налоговое, таможенное, валютное и иное финансовое регулирование деятельности  организаций кинематографии, особенности и порядок приватизации  организаций кинематографии и порядок вступления закона в силу  и действия его отдельных статей.
    Закон от 26.09.97 125-ФЗ "О свободе  совести и о религиозных объединениях" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
     Федеральное Собрание Российской Федерации, принимает настоящий Федеральный закон, отмечается в тексте, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
    Согласно закону, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Статья 5. Закона специально посвящена религиозному образованию. Статьей установлено:
    1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
    2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
    3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
    4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
    Законом установлены порядок создания религиозных организаций, их государственной регистрации; условия отказа религиозной организации в государственной регистрации, причины возможной ликвидации религиозной организации и запрета ее деятельности; права и условия деятельности религиозных организаций (в том числе, религиозной литературы, благотворительной и культурно-просветительской деятельности), а также учреждений профессионального религиозного образования. Устанавливается также право собственности религиозных организаций, правила надзора и контроля  за исполнением  законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях, порядок их перерегистрации. В порядок перерегистрации религиозных организаций законом от 26.03.2000 45-ФЗ в пункт 4 статьи 27 внесены изменения (продление перерегистрации до 31 декабря 2000 г. По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных организаций).
    Закон от 17.06.96 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации (как формы национально-культурного самоопределения, представляющей собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры), создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Закон устанавливает  права национальной автономии, систему национальной автономии, определяет порядок учреждения и регистрации  культурно-национальной автономии, порядок обеспечения права на сохранение, развитие и использование  национального (родного) языка, национальной культуры, а также финансово-экономические основы национально-культурной автономии.
    Закон от 24.07.98 ; 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон  РСФСР "О языках народов РСФСР" направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализации положений данного Закона.
    В Российской Федерации, подчеркивается в Законе, недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.
     Закон устанавливает государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации, определяет принципы разрабатываемой Правительством Российской Федерации программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, порядок использования языков народов Российской Федерации в работе федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
         Законом от 30.04.99 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации  обеспечивают права малочисленных народов на самобытное  социально-экономическое и  культурное развитие, защиту их исконной Среды обитания, традиционных образа жизни  и хозяйствования. Содействие в осуществлении этих прав малочисленным народам вправе оказывать  организации всех форм собственности, общественные объединения и физические лица.
    В законе конкретно указывается, что лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
    1) сохранять и развивать родные языки;
    2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально - культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;
    3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;
    4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;
    5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;
    6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
         Закон от 24.05.99 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в статьях 17 и 18 определяет формы поддержки органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов Российской Федерации соотечественников в области культуры, языка и образования, а также в области информации. Это - всестороннее сотрудничество с национально-культурными  автономиями соотечественников в иностранных государствах, использование российских культурны центров науки и культуры в иностранных государствах; оказание помощи культурным центрам, культурно-просветительских организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, различного рода ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным  и любительским творческим коллективам соотечественников; создание необходимых условий для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации  посредством теле- и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации и многое другое.
         15.01.99 вступил в действие закон от 06.01.99 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", призванный способствовать решению важной государственной задачи сохранения, возрождения и развития этого подлинного достояния России, одной их важных форм народного творчества. Согласно закону, органы государственной власти  Российской Федерации, ее субъекты принимают целевые программы, способствуют осуществлению инвестиционных проектов, устанавливают льготы по налогам и тарифам на продукцию и услуги естественных монополий, а также порядок заготовки и приобретения сырья и материалов, подлежащих учету и охране, осуществляют меры по поддержке посредством бюджетных кредитов, содействуют обучению и подготовке работников. В законе отмечается, что органы местного самоуправления вправе  предоставлять организациям и мастерам народных художественных промыслов льготы по местным налогам.

     2. В области науки и образования

     В этой области развитие законодательства происходило по следующим направлениям.
    Законом от 23.08.96 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" были урегулированы отношения между субъектами научной и (или) научно - технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно - технической продукции (работ и услуг). Законом определены субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, основы организации и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности. Государственная научно - техническая политика определена в законе как составная часть социально - экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно - технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
    Основными целями государственной научно - технической политики определено  развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
    Определены также основные принципы государственной научно - технической политики:
    признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
    гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно - технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
    гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
    интеграция научной, научно - технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно - научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
    поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
    концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
    стимулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
    развитие научной, научно - технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
    стимулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно - технического потенциала;
    развитие международного научного и научно - технического сотрудничества Российской Федерации.
    Законом установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной и научно - технической политики и порядок формирования государственной научно - технической политики. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно - технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность. Законом установлены порядок финансирования научной и (или) научно - технической деятельности международного научного и научно - технического сотрудничества Российской Федерации.
    С 1996 г. по настоящее время в данный закон внесен ряд изменений и дополнений, связанных с уточнением и расширением некоторых его норм. В частности, законом от 19.07.98 N 111-ФЗ пункт 1 статьи 6. изложен в следующей редакции:
    "1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации".
    Закон от 07.04.99  70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" определяет наукоград Российской Федерации как муниципальное образование с градообразующим научно - производственным комплексом. Законом установлены также порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, его сохранения, деятельности и ликвидации. Установлено, что финансирование научной, научно - технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Определены порядок государственной поддержки наукограда, контроля за выполнением организациями научно - производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, обеспечения социальной защиты работников организаций научно - производственного комплекса наукограда, международного научного и научно - технического сотрудничества организаций научно - производственного комплекса наукограда.
    Закон от 19.07.98 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" устанавливает принципы государственной политики в области военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно - технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно - технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.
    Законом определены цели военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, принципы государственной политики в области военно - технического сотрудничества с иностранными государствами, методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно - технического сотрудничества, установлены ограничения на осуществление военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, определен порядок государственного контроля за осуществлением военно - технического сотрудничества, военно - технического сопровождения поставок продукции военного назначения, полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества, а также основы финансовой политики при осуществлении военно-технического сотрудничества и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.
    Закон от 18.12.97 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" установил правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации. Установлено, что действие закона распространяется на деятельность в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; не распространяется - на деятельность в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований внеземных тел и расположенных на них объектов, а также объектов, расположенных в городах и других поселениях. Законом определены вопросы ведения Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов.
    В сфере образования наиболее важными явились следующие законы.
    Закон РФ 10.07.92 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ). Закон определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон провозглашает область образования приоритетной. В законе отмечается, что организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом и  основывается на следующих принципах:
    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    5) свобода и плюрализм в образовании;
    6) демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
    В законе определены  формы получения образования, общие требования к содержанию образования, к организации образовательного процесса,  к приему граждан в образовательные учреждения. Закон устанавливает компетенции Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления в области образования, компетенцию и ответственность образовательного учреждения, порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения, государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях.
Специальные главы в законе посвящены экономике системы образования (отношения собственности, государственные гарантии приоритетности образования, финансирование образовательных учреждений, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием) и социальным гарантиям реализации прав граждан на образование (права и социальная защита обучающихся, воспитанников, охрана здоровья обучающихся, воспитанников, права и обязанности родителей (законных представителей), оплата труда работников образовательных учреждений, права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы, международное сотрудничество Российской Федерации).
    Законами от 13.01.96 12-ФЗ и от 16.11.97 144-ФЗ были внесены  изменения и дополнения в закон от 10.07.92  3266-1 "Об образовании", направленные на уточнение и дополнение отдельных его положений.
    Закон от 29.12.94 78-ФЗ "О библиотечном деле" регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Закон стал правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
    Закон от 29.12.94 78-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки и постоянного хранения обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение.
    Закон от 22.08.96 125-ФЗ "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании". Законом определена государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования, которая основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также других, изложенных в данном законе. Закон гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Закон определяет автономию высшего учебного заведения как его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
    Законом установлена система высшего и послевузовского профессионального  образования, его структура, государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения, документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом магистра, диплом о неполном высшем профессиональном образовании, справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании).
    Определены задачи и структура, виды и наименования высших учебных заведений (университет, академия, институт), порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации, порядок приема в высшее учебное заведение и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. Установлен порядок управления высшим учебным заведением, определены субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности, а также определено управление системой высшего и послевузовского профессионального образования (компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования, а также экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования (отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, финансирование высших учебных заведений, оплата труда работников высшего учебного заведения и  работников государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях).
    Федеральный закон от 10.04.2000 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"явился организационной основой государственной политики в области образования,  которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Программу должны подкреплять республиканские, региональные и отраслевые программы, которые должны учитывать национальные и региональные  социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании.
    В Программе представлены состояние и основные проблемы развития системы образования, определены цели, задачи и сроки реализации Программы, направления ее реализации и ожидаемые результаты как в целом по развитию системы образования, так и различных ступеней образования, ресурсное обеспечение  системы образования (кадровое, материально-техническое, социальная поддержка как обучающихся, так и работников организаций и учреждений системы образования). Определены также финансирование развития образования и реализации системы мероприятий Программы, собственно система мероприятий по реализации Программы, а также перечень органов и организаций, представители которых входят в Совет Программы.
     Принятие данного закона стало важным шагом на пути наведения порядка в системе российского образования, которая за последние годы во многом стала ущербной.
    Законом от 12.04.99 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О сохранении статуса государственных и муниципальных  образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" дополнительно установлено, что не подлежат приватизации также и учебно - опытные, учебно - производственные хозяйства и другие научные, проектные, производственные предприятия, учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие образования. Статьей 4. Также установлено, что ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является федеральный орган государственной власти, и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и (или) орган местного самоуправления, может быть осуществлена только с согласия соответствующего органа законодательной (представительной) власти или представительного органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится образовательное учреждение, а статьей 6  - что  государственные образовательные учреждения, внесенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, являются исключительно федеральной собственностью и изменение формы собственности таких  образовательных учреждений не допускается.
    Закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка и установил гарантии исполнения закона.     
     Государство, отмечается в законе, исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
    С 1 июля 1999 г. вступил в силу пункт 3 статьи 7 закона, гласящий, что  педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
    С 1 января 2000 г. вступила  в силу статья 8 о государственных минимальных социальных стандартах основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:
    гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
    бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
    гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Закон определил также меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, обеспечению прав детей на охрану здоровья, по защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, прав детей на отдых и оздоровление, при формировании социальной инфраструктуры для детей, защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Прокламируемые законом государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей  в определенной степени реализованы в ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
    Кроме того, важным моментом явилась ратификация законами от 08.06.99  147-ФЗ, от 08.07.99 148 и 149 Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, и Протокола к ней", Европейской конвенции об эквивалентности периодов университетского образования" и Европейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций".

     3. В области охраны здоровья, физической культуры и спорта

     Некоторые законы, относящиеся, так или иначе, к данной области, были рассмотрены выше, поскольку в них, наряду с данной проблематикой,  рассматриваются  и проблемы культуры, науки, образования, социального обеспечения или социальной защиты. Здесь же рассмотрим следующие основные законы.
    Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.93 54 87-1) (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)(в ред. ФЗ от 02.03.98 N 30-ФЗ), которые регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Закон определяет Охрану здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
    Закон определяет компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления, государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, права отдельных групп населения в области охраны здоровья, права граждан при оказании медико-социальной помощи, права  и формы социальной защиты медицинских и фармацевтических работников, а также ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
    Законом от 20.12.99 214-ФЗ "О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" было изменено содержание  статьи "Клятва врача", которая изложена в новой редакции.
     Закон от 05.12.98 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" определяет правовые основы осуществления государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию. Закон устанавливает, что одним из основных направлений государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки является защита прав граждан на обеспечение зерном и продуктами его переработки, качество которых соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно - санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов. Устанавливаются также права граждан и юридических лиц в области контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, а также ответственность за нарушение законодательства в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
    Закон от 02.01.2000 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. В законе установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, полномочия Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; определено государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, правила их государственной регистрации, особенности лицензирования отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оптовой торговле пищевыми продуктами и оказанию услуг в сфере общественного питания. Закон устанавливает государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, обеспечению качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий при их разработке и постановке на производство, при их реализации, к проведению экспертизы,  утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъятых из оборота; устанавливается также административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность за нарушение настоящего Федерального закона и ответственность должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
         Закон от 25.09.98 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ряд дополнений и изменений к нему направлены на усиление требований к обеспечению качества пищевых продуктов для населения и повышение ответственности за нарушение требований российского законодательства в этой сфере.
    Закон от 16.07.99 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
    Обязательное социальное страхование определяется в законе как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
    Законом установлены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, управление системой обязательного социального страхования, а также финансирование системы обязательного социального страхования.
    Закон от 24.07.98 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"  устанавливает правовые, экономические и организационные основы указанного страхования и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:
    обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
    возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
    обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
    Закон устанавливает основные принципы обязательного страхования, определяет лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливает  право на обеспечение по страхованию, виды обеспечения по страхованию, размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, размер единовременной страховой выплаты и  ежемесячной страховой выплаты, правила освидетельствования, переосвидетельствования застрахованного учреждением медико - социальной экспертизы, права и обязанности застрахованного, страхователя и страховщика, а также ответственность субъектов страхования и средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Закон от 28.03.98 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих , граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации  и сотрудников федеральных органов налоговой полиции"  определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции. Закон устанавливает, что жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, военных сборов.
     Законом определены также особый порядок лицензирования деятельности страховщиков и дополнительные меры контроля за их деятельностью, страховые случаи, размеры страховых сумм, порядок финансирования расходов на обязательное государственное страхование, порядок и условия выплаты страховых сумм.
    Закон РФ от 02.07.92 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ) определяет понятие психиатрической помощи и принципы ее оказания; права лиц, страдающих психическими расстройствами, виды психиатрической помощи порядок ее оказания и социальной защиты, гарантируемые государством, учреждения и лиц, оказывающие психиатрическую помощь, права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи; права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах; обязанности администрации и медицинского персонала психиатрического стационара; права лиц, проживающих в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения или специального обучения, и обязанности администрации этих учреждений. Кроме того, законом установлен контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи, а также ответственность за нарушение закона.
    Закон от 17.09.98 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Закон определяет государственную политику в области иммунопрофилактики как предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней. Законом определены права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики, финансирование иммунопрофилактики, организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики, требования к проведению профилактических прививок, требования к медицинским иммунобиологическим препаратам; устанавливает государственный контроль медицинских иммунобиологических препаратов, особенности лицензирования видов деятельности в области иммунопрофилактики, право граждан на социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений, а также ответственность за нарушение закона.
    Еще до начала работы Государственной Думой первого созыва был принят Закон РФ от 09.06.93 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в ред. от 04.05.2000 58-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора. Закон определяет принципы донорства крови и ее компонентов, государственные программы развития донорства крови и ее компонентов, финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по содействию донорству крови и ее компонентов, защиту государством прав донора,  льготы, предоставляемые донору и его обязанности, порядок взятия крови и ее компонентов от донора, контроль за качеством донорской крови и ее компонентов и ответственность должностных лиц и учреждений здравоохранения за выполнение закона.
    Закон от 22.06.98 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в ред. от 02.01.2000 N 5-ФЗ) включил в себя и ряд последующих дополнений и изменений. Закон создал правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, установил систему государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику, распределил полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств. Законом установлен приоритет государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.
    Установлено, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем:
    1) государственной регистрации лекарственных средств;
    2) лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств;
    3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
    4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;
    5) государственного регулирования цен на лекарственные средства. (п. 5 введен Федеральным законом от 02.01.2000 N 5-ФЗ)
    Определены полномочия Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти ее субъектов  в сфере производства и обращения лекарственных средств, порядок лицензирования производства лекарственных средств, ответственность за несоблюдение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств и правил их изготовления, порядок ввоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации,  оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, лицензирования фармацевтической деятельности аптечных учреждений, разработки новых лекарственных средств, доклинических и клинических исследований лекарственных средств, права пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных средств.
     Закон предписывает, что реклама лекарственных средств не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства.
    Закон от 08.01.98 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
    Законом установлены: перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ; общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, основные требования к лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенности лицензионных требований и условий, ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, порядок производства и изготовления, хранения, отпуска, реализации и распределения наркотических средств и психотропных веществ, их использования в медицинских, научных и учебных целях .
     В законе подчеркивается, что в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная пограничная служба, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
    Закон устанавливает порядок медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они больны наркоманией, находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача; запрещает пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, определяет деятельность учреждений здравоохранения при оказании наркологической помощи больным наркоманией, контроль за исполнением закона и ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение закона.
    Закон от 05.07.96 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Порядок осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма не является предметом регулирования настоящего Федерального закона.
    Закон устанавливает задачи государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности, основные направления государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности, виды генно-инженерной деятельности, подлежащей лицензированию, систему безопасности в области генно-инженерной деятельности, требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность, способы финансирование генно-инженерной деятельности и безопасности ее осуществления, обеспечения общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности и ответственность в области генно-инженерной деятельности.
    Еще в 1992 г. вступил в силу закон РФ от 22.12.92 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", который определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения. В законе определены  условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека; учреждения здравоохранения, осуществляющие их забор; необходимость медицинского заключения о трансплантации органов и (или) тканей человека, согласия реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека, разрешения на изъятие органов и (или) тканей у трупа, условия изъятия органов и (или) тканей у живого донора, права донора, ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте, недопустимость продажи органов и (или) тканей человека, ответственность учреждения здравоохранения.
    Закон от 30.03.95 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации  заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)" устанавливает гарантии государства  соблюдения прав и свобод ВИЧ - инфицированных, финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ - инфекции, порядок добровольного и обязательного медицинского освидетельствования, права ВИЧ - инфицированных при оказании им медицинской помощи, порядок профилактики, диагностики и лечения ВИЧ - инфекции, запрет на ограничение прав ВИЧ - инфицированных, меры социальной защиты ВИЧ - инфицированных и лиц, подвергающихся риску заражения вирусом при исполнении своих служебных обязанностей, а также ответственность за нарушение закона. Затем был принят закон от 12.08.96 112-ФЗ  "О внесении дополнения в ФЗ "О предупреждении распространения  в Российской Федерации заболевания, вызываемого  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", установивший, что работники предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий. В случае смерти работников указанных категорий от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции, право на получение государственных единовременных пособий имеют члены их семей. Законом установлены также конкретные размеры государственных единовременных пособий.
    Закон от 23.11.95    174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
    Закон устанавливает принципы экологической экспертизы, ее виды, полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации, федеральных и региональных органов государственной власти, порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы, ее финансирование и ответственность за нарушение закона.
    Закон от 30.03.99 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения определяется в законе как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
    Закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом.
    Законом определены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, санитарно - эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно - технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства, к организации питания населения, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях, к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, к условиям труда, воспитания и обучения. Законом установлены также организация и проведение санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, описаны санитарная охрана территории Российской Федерации, государственное санитарно - эпидемиологическое нормирование, утверждение и введение в действие санитарных правил, основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, ее финансирование, полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор и ответственность за нарушение санитарного законодательства.
    Закон РСФСР от 19.12.91 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. Законов  РФ от 21.02.92 N 2397-1, от 02.06.93 N 5076-1).
    Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В законе подчеркивается, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
    приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
    научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
    рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
    соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
    гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
    международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
    Закон устанавливает объекты охраны окружающей природной среды, компетенции Правительства Российской Федерации, специально уполномоченных на то государственных органов, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, органов местного самоуправления и граждан в области охраны окружающей природной среды, а также основные требования к нормированию качества окружающей природной среды. В законе определены также цели и принципы государственной  и общественной экологической экспертизы, общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия,  задачи экологического контроля, непрерывность экологического воспитания и образования, виды ответственности за экологические правонарушения, порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением и принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.
    Закон от 23.02.95 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. В законе установлены: порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом; полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; особенности использования природных лечебных ресурсов, экономического регулирования в сфере курортного лечения и отдыха, санитарной охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также ответственность за нарушение закона и контроль за его исполнением.
    В определенном отношении развитием данного закона стал ФЗ от 04.05.99 96 "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В законе представлены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
     Законом определены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, государственный, производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха, права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха, права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
    Закон от 19.07.98 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Законом определены участники деятельности гидрометеорологической службы, основные принципы деятельности гидрометеорологической службы, направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, финансирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, порядок осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, деятельность гидрометеорологической службы в чрезвычайных ситуациях, порядок охраны государственной наблюдательной сети и предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и порядок международного сотрудничества Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
    Закон от 24.06.98 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
    В законе установлены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, определены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и  органов местного самоуправления в области обращения с отходами, правила лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, к объектам размещения отходов, к обращению с отходами на территориях городских и других поселений, к обращению с опасными отходами, нормирование в области обращения с отходами, учет и отчетность в области обращения с отходами, основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами, государственный, производственный и Общественный контроль за деятельностью в области обращения с отходами и виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
    Закон  от 24.06.99 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласно закону, являются:
    предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
    обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
    социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
    выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
    Закон определяет, что деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
    В законе определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основания проведения индивидуальной профилактической работы, права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, гарантии исполнения закона,  контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательные учреждения, специальных учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, службы занятости, органов внутренних дел, финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также порядок вступления в силу закона.
    Закон от 29.04.99 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
    Закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно - оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
    Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.
    Закон определяет принципы, в соответствии с которыми осуществляется государственная политика в области физической культуры и спорта; меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта.
     В законе определены компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, физкультурно - спортивных объединений и физкультурно - спортивных организаций, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления и физкультурно - спортивных объединений. Определено участие органов государственной власти, образовательных учреждений и иных организаций в физическом воспитании граждан, развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, методы физического воспитания в организациях, по месту жительства, в том числе в сельских муниципальных образованиях, порядок организации физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами, участия федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и организаций государственной системы здравоохранения в развитии физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом, участия федеральных органов исполнительной власти, физкультурно - спортивных объединений и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта, права и обязанности спортсмена - любителя (физкультурника), а также способы социальной защиты спортсменов и работников физкультурно - спортивных организаций и ответственность должностных лиц за соблюдение закона.
    Кроме рассмотренных законов, за последние годы был принят также ряд законов о ратификации, которые относятся к проблематике всех трех рассмотренных выше разделов: Соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами Республики Молдова, Королевства Дания, Киргизской Республики о социальных гарантиях бывших российских военнослужащих и членов их семей, трудящихся-мигрантов, Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях,  Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями и Конвенции об упразднении принудительного труда, Конвенции  о сотрудничестве в области  культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, Протокола о внесении поправок в Соглашение о создании международной системы и организации космической связи "ИНТЕРСПУТНИК", Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области  исследования и использования  космического пространства в мирных целях, О присоединении  Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении международной Конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и денонсации Российской Федерацией международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года, О присоединении Российской Федерации  к Протоколу 1992 года об изменении международной Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией международной Конвенции о гражданской ответственности за ущерб за загрязнение нефтью 1969 года.