Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 1 Проблемы федерализма в зарубежном и российском законодательстве

 Вступление

     Проблема федерализма является одной из важнейших для Российской Федерации. Российская Федерация - одна из самых молодых в мире. Исторически она образовалась по существу на базе унитарного государства, т.к. РСФСР была федерацией номинально. Эта особенность наложила отпечаток на отношения федеральной власти и субъектов Федерации, с одной стороны. С другой - процесс образования Российской Федерации шел на фоне разрушения СССР, на фоне сильного ослабления центра, что дало возможность отдельным субъектам Федерации присвоить себе большой объем суверенности. На специфику федерализма в России, его асимметричность оказали воздействие и экономика, и национальные отношения. Существовавшая в РСФСР централизованная экономика оказалась разорванной по субъектам Федерации. Практически не играющие никакой роли национальные отношения в РСФСР в Российской Федерации вышли на первый план в государственном строительстве и т.д.
    В Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы серьезные правовые основания целостности Федерации и гармонизации федеративных отношений. Однако последующая практика показала, что процесс становления федерализма в России не завершен. Более того, существует реальная опасность целостности государства в силу имеющих место сепаратистских тенденций ряда субъектов Федерации, наиболее трагически проявившихся в Чеченской Республике. Все это заставляет еще раз вернуться к проблеме устойчивости федеративных государств вообще и России в частности. В этой связи целесообразно посмотреть, каким образом решаются федеральные проблемы за рубежом и еще раз проанализировать Конституцию Российской Федерации на предмет выявления положений, требующих незамедлительной корректировки для совершенствования Федерации.
          Проблема оптимизации федерального устройства является актуальной не только для России, но и для тех 15 из 185 стран мира, которые избрали федеральные принципы государственного устройства. Соотношение федеральных и унитарных государств свидетельствует об осторожном отношении к федерализму большинства государств, не желающих искушать историческую судьбу, тем более, что федеральные принципы не имеют общего знаменателя для каждой федерации. Анализ причин, а точнее оснований, по которым государство строится по федеративному принципу показывает, что в каждом конкретном случае они индивидуальны. И все же можно выделить группы федеративных государств, имеющих наиболее общие принципы образования. Федерации образуются:
- когда на территории государства  компактно проживают достаточно большие этнические группы (Канада, бывшая Югославия и пр.);
- когда относительно самостоятельные мононациональные или преимущественно мононациональные государства договариваются об объединении (США, Австралия);
- когда изменяется статус государства и создается на его основе новая государственная структура (Азербайджан);
- когда происходит революция преобразующая государство (бывший СССР);
- когда государство структуризируется под действием внешних сил с учетом исторического опыта (ФРГ);
- наконец, когда в структурировании государства участвует большинство из вышеперечисленных принципов (Россия).
    В любом случае, федерация не является естественно сложившейся формой государственного устройства в процессе исторического развития. Она - продукт сознательного государственного конструирования и потому требует к себе постоянного внимания и заботы.
    Существует множество государств многонациональных - Турция, Ирак, Иран, Испания, Англия, Грузия, Казахстан, Украина, Китай и т.д., имеющих компактно проживающие крупные этнические группы, но не стремящихся к федерации. Есть и мононациональные государства с достаточно автономными внутренними структурами, но тоже не ставящими вопрос о федеральном устройстве. Например, Италия.
    Федерация -  договорное государственное устройство со сложными отношениями между федеральной властью и властями субъектов федерации, между самыми субъектами федерации. Именно сложность внутригосударственных отношений позволяет судить о федерации как неустойчивой системе.
    Устойчивость, целостность сила и способность к саморазвитию федерации зависит от чувства меры в отношениях между центром и субъектами федерации, от степени политической и экономической самостоятельности субъектов союза, от общегосударственной, общефедеральной политики центра.
    Факторами, определяющими устойчивость и целостность федерации являются:
    - политические, национальные, экономические, международные, финансовые, обороны и безопасности, религиозные, культурные, языковые, идеологические, самосохранения и взаимопомощи и т.д.