Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 1 Проблемы федерализма в зарубежном и российском законодательстве


Проблемы федерализма в конституциях США, Канады, Германии

     В данном материале нет возможности проанализировать действие каждого фактора на устойчивость федерации, поэтому рассмотрим некоторые из них на примере конституций США, Канады, Германии и Российской Федерации.
    В настоящее время США является одной из стабильных федераций, несмотря на существующие напряжения между штатами и федеральной властью. Внутренняя компетенция штатов достаточно велика. Штат имеет исполнительную и законодательную власть, право сбора местных налогов, содержит полицию и т.д. Вместе с тем, в масштабах федерации его властные полномочия сильно ограничены и реализуются лишь через своих представителей в Конгрессе США.
    Так, согласно Разделу 8 Конституции США Конгресс США: устанавливает и взимает налоги, пошлины, подати и акцизные сборы  для того чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединенных Штатов; регулирует торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами; набирает и содержит армию; создает и содержит флот; создает  милицию для проведения в жизнь законов союза, подавления восстаний и отражения нападений и т.д.
    В Разделе 10 Конституции США предусмотрено, что: ни один штат не может вступать в договоры или конфедерацию+; ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт и экспорт товаров+; ни один штат не может без согласия Конгресса устанавливать какие-либо таможенные сборы, содержать в мирное время войска или военные корабли, входить в соглашение или заключать договоры с другими штатами или иностранными государствами+
    Конечно, есть и ограничения полномочий Конгресса. Скажем, в разделе 3 записано, что Конгресс "+ не может образовывать или утверждать новые штаты в пределах юрисдикции другого штата. Равным образом не могут без согласия законодательных собраний заинтересованных штатов и Конгресса образовываться новые штаты путем слияния двух и более штатов или их частей".
    Иначе говоря, федеральная власть согласно Конституции США довольно жестко обеспечивает целостность Федерации путем ограничения полномочий штатов в общесоюзном масштабе, контроля за их деятельностью по ключевым направлениям в финансовой, экономической, политической, правовой областях.
    Это улучшает управляемость федерацией и способствует сохранению ее целостности. Кроме того, целостность федерации, при всех экономических, климатических, демографических различиях между штатами, обеспечивается национальной однородностью штатов. Нет в США штата, где преобладали бы, скажем германцы, или ирландцы, или итальянцы и т.д. В каждом штате национальности смешаны, так же, как в каждом штате существуют представители различных вероисповеданий. А те отклонения от нормы, как, например, в штате Юта, где преобладают мормоны достаточно жестко регулируются федеральной властью. Кстати, инцидент со штатом Юта убедительно показал, как резко федеральная власть может вмешиваться в дела штата.
    Многонациональная смесь по всему полю федерации позволяет исключить возможность конфликта между штатами на национальной основе. Хотя в США была и есть общенациональная этническая проблема - негритянская, которая по оценкам некоторых специалистов может, в конце  концов, оказаться роковой для этой страны. Однако негритянская проблема лежит вне федеральных отношений. Она прежде всего связана с правами человека в масштабах всей федерации, а не только какого-либо одного штата Техаса или Алабамы.
    В США, как в любой другой федерации существует известная диспропорция в степени экономического развития штатов. Однако это диспропорция не может стать фактором нарушающим устойчивость США.
    Большую стабилизирующую  и объединяющую роль в США играет конституционно не обозначенная государственная идеология, суть которой в воспитании у граждан и постоянном стимулировании у них представления о всеобъемлющем величии США, подкрепляемое соответствующими символами и действиями, а также решительной внутренней и внешней политикой.
    Такова крупномасштабная федеральная структура США. Несмотря на видимую устойчивость федерации Конгресс и Президент США медленно, осторожно, но верно усиливают верховенство федеральной власти. И эта тенденция просматривается в большинстве федеративных государств.
    Иное положение в Канаде, где присутствует сильный дестабилизирующий национальный фактор. Одна из десяти провинций и двух территорий - Квебек, населена преимущественно французами, хотя французы, как и другие национальности живут по всей территории Канады. Исторически сложилось так, что Квебек находится в постоянно возбужденности состоянии, требуя отделения от Канады. Особенно сепаратистские настроения усилились во второй половине ХХ столетия.
    Заложенный в Конституции Канады правовой механизм урегулирования межнациональной напряженности позволяет поддерживать единство федерации. Прежде всего, устанавливается верховенство Конституции Канады. "Конституция Канады является высшим законом Канады; и любой закон, не соответствующий Конституции в тех моментах, которые ей не соответствуют, не действует или не имеет силы (Конституционный акт 1982 г. часть VII. ст. 52 (1)).
    Устанавливается, что редакция Конституции на английском и французском языках в равной мере имеет силу закона. Конституционным актом 1982 г. закреплены положения о праве обучения на языке меньшинств (с. 23(1)). Практически устранена любая дискриминация англоязычных и франкоязычных в государственном управлении, в Сенате и Палате Общин. В части III Конституционного акта 1982 года сформулированы обязательства по выравниванию возможностей и регионального неравенства. Специальные статьи в Акте посвящены сохранению и умножению многокультурного наследия канадцев.
    Исключительно большие полномочия в сфере законодательств представлены провинциям, в том числе в сфере финансов, управления и продажи государственных земель, принадлежащих провинции и т.д. (конституционный акт 1867 года).
    И все же проблема остается. Судя по прессе, в дестабилизации федерации просматриваются внешние факторы.
    Отличное от США и Канады сложилось федеральное государство в Германии.
Созданная под давлением оккупационных держав федерация на территории Германии изначально не подлежит ликвидации т.к. запрет о пересмотре федерального устройства государства закреплен в п.3, ст.79 Конституции Германии. Федерация состоит из мононациональных земель. Иначе говоря, национальная проблема, присущая большинству  федераций в Германии по существу снята.
    Вместе с тем есть существенные различия по численности населения, историческим традициям, экономическому развитию земель Германской федерации, что неизбежно породит внутрифедеральные коллизии. Например, Бавария стремится усилить свои позиции в федерации и вне ее. Однако статья 31 Основного закона ФРГ, гласящая: "федеральное право имеет перевес над правом земель" обеспечивает Центру возможность укрепления Федерации, что и происходит в реальности.
    Вместе с тем, земли имеют право заключать международные договоры, что несомненно является фактором ослабляющим устойчивость Федерации.
    Отношения федерального Правительства с властями земель достаточно деликатны. Например, в п.3 ст. 84 записано: "федеральное Правительство осуществляет надзор за тем, чтобы земли исполняли федеральные законы в соответствии с действующим правом. В этих целях федеральное Правительство может направить уполномоченных в верховные власти земель, и с их согласия или, в случае отказа в таком согласии, с согласия Бундесрата - также и в нижестоящие власти". К слову сказать, неплохо бы такие записи иметь в Конституции Российской Федерации.
    Федерация имеет собственную федеральную администрацию. Например, иностранная служба, управления федеральных водных путей и судоходства и т.д. Федерация создает для своей обороны вооруженные силы. Вместе с тем, согласно ст.83 Основного закона "Земли самостоятельно исполняют федеральные законы, поскольку настоящим Основным законом не устанавливается или не допускается иное".
    Специальная глава VIII Основного закона посвящена регламентации вопросов совместного ведения Федерации и земель. Интересна статья 109 (1), провозглашающая: "Федерация и земли самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства". Но должны учитываться требования общего экономического баланса.
    Пожалуй, Конституция ФРГ - наиболее сбалансированная в плане отношений субъектов Федерации и федеральной власти среди зарубежных конституций. И эта сбалансированность позволяет гибко реагировать на любые возникающие проблемы как внутри, так и вне государства.