Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 1 Проблемы федерализма в зарубежном и российском законодательстве


Варианты прогнозирования развития федерализма в России

     1. Вариант благоприятный
    В Конституцию Российской Федерации вносятся поправки, стирающие явное правовое неравенство субъектов Федерации. Разрабатываются и принимаются федеральные законы, регулирующие экономические, финансовые, налоговые, социальные, властные, национальные и другие проблемы между Федерацией и регионами и между регионами. Формируется стратегическая цель Федерации - построение общества на принципах государственного капитализма, как наиболее отвечающая экономическому базису государства и менталитету народа. Законодательно ограничивается несогласованная с федеральными органами власти внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность субъектов Федерации.
    Формируется идеология престижа Федерации, подкрепляемая активными внешнеполитическими самостоятельными акциями.
    Усиленно развиваются межрегиональные производственно-экономические связи, восстанавливается единый хозяйственный комплекс Федерации, опирающийся на единую энергетическую систему, единую железнодорожную сеть, общую ресурсную основу, уникальные возможности перелива рабочей силы и т.д. Существующие ныне транснациональные компании на территории Российской Федерации должны через принятие соответствующих федеральных законов резко увеличить расходы на восстановление потребляемых ресурсов и окружающей среды, на благоустройство и повышение жизненного уровня местного населения.
    Власть и рынок в России, как это было до революции 1917 года, должны взаимосодействовать друг другу. Должны быть приняты федеральные законы, дающие правовую основу развития национально-культурных автономий, что позволит каждому этносу сохранить свой язык, обычай, национальные особенности. Это касается и русского народа. Иначе говоря, постоянное усилие федеральной власти к укреплению Федерации путем снятия имеющихся и возникающих напряжений между регионами и центром, между самими регионами, между этносами открывает путь Российской Федерации в будущее, гарантирует ее устойчивость и уважение в мире.
    2. Вариант неблагоприятный
    Конституция 1993 года не изменяется. Самостоятельность регионов растет. Принимается Земельный кодекс, разрешающий продажу земли. Регионы активно торгуют находящейся, согласно существующим конституциям республик в составе Федерации и уставам отдельных областей, собственностью, продавая ее без ведома Федерации,  в том числе и иностранным государствам. Отдельные регионы создают собственный золотой и валютный запас, устанавливают ограничения на движение товарной массы из других регионов, закрепляют договорами экономические и финансовые отношения с зарубежными странами.
    Как известно, капиталистическое общество и рынок вообще подвержен кризисам. События 1997-1998 годов показали насколько всеохватывающими и тяжелыми могут быть финансовые сбои в единой мировой финансовой системе. Развитый сепаратизм в условиях достаточно сильного очередного кризиса - это та мина, которая взорвет Федерацию. При этом сепаратистские настроения в отдельных регионах совпадут с интересами зарубежных государств, вложивших в отдельные регионы деньги и имеющие там в собственности землю.
    Существует и иная опасность неограниченного волепроявления регионов. Они становятся убежищем и полем деятельности экстремистских религиозных и националистических организаций. Федерация непосредственно столкнулась с одной из таких структур в 1999 году в Дагестане, Чеченской Республике и, отчасти, в некоторых других республиках.
    У Федерации, имеющей внутри себя субъекты с полномочиями суверенного государства, будущее весьма туманно. Такая Федерация не может вести твердую внутреннюю и внешнюю политику, не может обеспечить мир и благополучие своим гражданам, не может защитить самую себя. Итак, чем большим суверенитетом обладают субъекты Федерации, тем меньшим суверенитетом обладает Федерация.   
     История России свидетельствует, что стержневой путь ее развития в приоритете и силе центральной власти, в формировании государственного мышления и гражданственности у всех категорий населения от руководителя региона и Президента России до предпринимателя и рабочего.
    Уникальные возможности нашей страны позволяют каждому этносу ее населяющему реализовать себя в полной мере при условии ощущения каждым народом не своей маленькой государственности, а государственности России в целом. Этому, очевидно, в первую очередь, должно способствовать российское законодательство.