Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 1 Проблемы федерализма в зарубежном и российском законодательстве


Выводы:

     а) Выводы общие
    1. Опыт развития  федерализма в мире и России показывает, что федеральное устройство государства находится все еще в стадии становления. Промежуточное положение федерации между конфедерацией и унитарным государством свидетельствует, во-первых, о ее неустойчивости и, во-вторых, о сложности управления ею, и, в третьих, о большом внутреннем потенциале развития.
    2. Федерализация не разрешает национального вопроса. История свидетельствует, что именно федерации, созданные по национальному принципу, распадаются быстрее всех (Югославия, Чехословакия).
    3. Федерация не разрешает проблемы отношения центра и регионов, которая существует и в унитарных государствах (США, Бразилия).
    4. Темпы экономического роста, обороноспособность, уровень жизни населения не зависят от государственного устройства страны. Мы видим, как стремительно развиваются монархии (Япония, Испания, Англия) или унитарные республики (Италия, Франция, Китай, Южная Корея), или федерации (США, Германия). Можно привести примеры и противоположного порядка.
    5. Преимущества федерации потенциально заключены в большом объеме демократизма на всех уровнях общественных отношений: властных, экономических, культурных, религиозных, этнических и т.д. Но и демократия, как известно, балансирует между анархией и централизмом. Оптимальный же механизм реализации преимуществ федеративного государственного устройства еще не найден.
     6. Очевидно, оптимизация федерации лежит в следующих плоскостях:
    - определении пределов волепроявления федеральной власти;
    - определение пределов волепроявления субъектов Федерации;
    - оптимизации равноправия субъектов Федерации;
    - создание системы федеральных законов, регулирующих федеральные отношения во всех сферах жизни государства;
    и, наконец, перевод принципов федерализма из плоскости политической, плоскости этнической в плоскость экономическую. Ибо, как свидетельствует природа, наиболее устойчивыми являются те системы, чьи части взаимодополняют друг друга. Экономическая взаимозависимость, экономическое взаимодополнение - перспективная основа федерального государственного устройства.     
     б) Выводы частные
    1. В Российской Федерации затянулась стадия государственного строительства, что порождает опасность распада государства. Первоначальная цель стимулировать регионы к саморазвитию и самоуправлению реализована и в конституциях республик, уставах краев и ряда областей, и в их конкретных действиях. Однако, следующая задача - создание действенной системы федеральной власти, пронизывающей федерацию "сверху до низу" решается медленно, что способствует криминализации общества. Надо иметь в виду, что в большинстве федераций мира наблюдается тенденция к усилению и укреплению федеральной власти.
    2. Как показывает опыт зарубежных федераций, их устойчивость зависит в значительной степени от тождественности ключевых параметров субъектов Федерации, таких как структура власти, уровень суверенности, объема льгот, объема бюджетного финансирования, отношений с федеральной властью, объема прав и обязанностей, национально-культурного и правового равноправия и т.д. В Российской Федерации, как показал анализ, субъекты Федерации находятся в неравных условиях по всем перечисленным параметрам, что прямо влияет на устойчивость Федерации. В решении указанной проблемы заглавная роль, очевидно, принадлежит Межрегиональным экономическим ассоциациям. Именно поэтому федеральная власть могла бы уделить им более пристальное внимание.
    3. На устойчивость и единство Российской Федерации резко отрицательную роль оказывает отсутствие государственной идеологии, т.е. объединяющей все субъекты Федерации стратегической цели существования государства. Проблема смысла жизни стоит не только перед каждым человеком, но и перед каждым народом. Если народы не видят, не чувствуют общую для них сверхзадачу от решения которой зависит само их существование, то удержать их в единстве можно только силой. Что и происходит в Чечне. Нормальной федерации достаточно Основного закона. А федеральные подпорки типа договоров - свидетельство механического соединения субъектов в Федерацию, а не органического единства, вытекающего из единства цели.
    4. Важнейшее значение для судеб Российской Федерации имеет положение в федерации русского народа, как народа, составляющего абсолютное большинство населения государства. В этой связи необходимо изменить национальную федеральную политику с учетом того, что демократическое, правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Иначе говоря, правовая система России должна исключить какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку (см. Баглай М.В. стр.287). Это позволит уравнять субъекты Федерации в правовом отношении и, соответственно реально уравнять в правовом и национальном отношении все народы России. Решения этой проблемы открываются в Межрегиональных экономических ассоциациях.
    Кроме того, федеральная власть продолжает ошибочную национальную политику КПСС, уделяя не равное внимание народам России. Как и при советской власти, русский народ находится в худшем положении, чем другие народы, хотя и является титульной нацией в Российской Федерации. Унижение национального достоинства русского народа, выражающееся в крайней его нищете представляет серьезную угрозу целостности Российской Федерации.
    5. Из теории систем известно, что если части системы начинают самостоятельно и не согласованно взаимодействовать с другими системами, то такая система прекращает свое существование. Недаром, федерации мира стремятся свести к минимуму международную самостоятельность субъектов Федерации.
    Российская Федерация в этом направлении постепенно усиливает контроль над субъектами Федерации, что способствует ее укреплению. Существует предел самостоятельности субъектов во внешних отношениях, преодолев который они превращают федерацию в конфедерацию. Одно из основных условий обеспечения целостности государства - сохранение приоритета Федерации в области внешней политики.