Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 2 Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля


Парламентский контроль в Европейском парламенте

     
     В Договоре, учредившем Европейское Сообщество (ст. 193), предусмотрена возможность образования в Европейском парламенте временного комитета по расследованию для рассмотрения предполагаемых нарушений или плохого применения права Сообщества . Детальное описание процедуры расследования содержится в решении Европейского Парламента, Совета и Комиссии от 19 апреля 1995 года, принятом в развитие ст. 193 указанного Договора.
    Можно выделить три основные сферы компетенции Европейского парламента: бюджетные правомочия (утверждение бюджета Сообщества); контроль за деятельностью органов Сообщества, и, прежде всего, Комиссии; участие в правотворческой деятельности сообщества.
    Законотворческая функция Европейского парламента существенно ограничена, на этом фоне особое значение приобретают контрольные функции.
    Еще в Договоре о создании Европейского Сообщества указывалось, что Комиссия обязана давать устные или письменные ответы на вопросы, задаваемые парламентом или его членами. (Комиссия Европейского сообщества наряду с Советом, в который входят представители государств-участников на уровне членов правительства, обычно министров той или иной отрасли, являются двумя высшими органами исполнительной власти Европейского Сообщества.)
    Помимо этих устных и письменных вопросов, ответы на которые даются весьма обстоятельно, в Европейском парламенте значительное число вопросов задается во время так называемого часа вопросов , о процедуре которого будет сказано ниже. Ответы в это время, как правило, бывают краткими. Вслед за ответом спрашивающий может задать либо короткий дополнительный вопрос, либо сделать короткую реплику, ответ на которую не обязателен.
    По требованию политической группы или не менее семи депутатов председатель парламента может принять решение о проведении в конце "часа вопросов" обсуждения актуальной и представляющей общий интерес проблемы. Такое обсуждение дает возможность депутатам парламента обменяться мнениями о сути ответов на вопросы.
    Своеобразным инструментом контроля является резолюция о порицании. В тех европейских странах, в которых предусмотрена резолюция о порицании правительству, принятие ее парламентом обязывает правительство уйти в отставку.
    Европейский парламент может вынести резолюцию о порицании лишь Комиссии Европейского Сообщества, но не ведущим органам управления, которыми являются Европейский совет и Совет министров. Таким образом, права Европейского парламента в этом отношении не столь уж значительны. Тем не менее, внесение резолюции о порицании может быть серьезным орудием в руках парламента, а принятие ее (для этого требуется большинство в две трети голосов от списочного состава членов парламента) означало бы, что все члены Комиссии должны уйти в отставку и что политика, проводимая Комиссией по вопросу, вызвавшему сомнение, не отвечает, по мнению парламента, интересам Сообщества.
    За все время существования Европейского парламента резолюция о порицании вносилась всего четыре раза. Причем в двух случаях она снималась до голосования, а в двух случаях отклонялась подавляющим большинством голосов. Последний раз резолюция о порицании Комиссии была внесена в связи с решением последней одобрить соглашение о продаже масла в страны Восточной Европы 23 марта 1977 г. После длительных дебатов резолюция о порицании была отвергнута в ходе поименного голосования 95 голосами из 111 принявших участие в голосовании.
    Сравнительно недавно, начиная с конца 1982 г., Европейский парламент стал расширять сферу своего воздействия на механизм Сообщества, используя предоставленное право обращаться в Суд Европейского Сообщества с жалобой на неисполнение Советом или Комиссией возложенных на них обязанностей. Это право парламента было подтверждено решением Суда Европейского Сообщества от 22 мая 1985 г. Суд признал обоснованной жалобу парламента на то, что Совет уклонился от обязанности разработать общую для Сообщества политику в области транспорта.
    Два года спустя, в октябре 1987 г., парламент вновь обратился в Суд, на этот раз с жалобой на то, что Совет не одобрил в надлежащий срок проект бюджета Сообщества на 1988 г. Хотя решение суда Сообщества не выходит за рамки осуждения органа, который не исполняет обязанностей, возложенных на него Договором, сам факт констатации Судом по инициативе парламента бездеятельности того или иного органа способствует повышению значения парламента как стимулятора прогрессивного развития Сообщества.  Наконец, к полномочиям Европейского парламента относятся также полномочия по рассмотрению петиций, то есть запросов или жалоб. Они могут направляться любым гражданином индивидуально или совместно с другими гражданами. Петиция может быть направлена по любому вопросу. Однако большинство их поступает в Европарламент с жалобами на загрязнение окружающей среды, на нарушение права по получению социальных пособий, а также других прав. Немалое число петиций связано с жалобами на несовершенство таможенного законодательства.
    Таким образом, можно прийти к выводу, что обращение с петициями связано с тем, что государства-члены недостаточно последовательно реализуют нормы права Сообщества. Парламент со своей стороны стремится использовать право петиций для воздействия на государства-члены. Поступившие в парламент петиции рассматриваются и изучаются комиссией по петициям, которая, как правило, собирает необходимую информацию и публикует свой доклад, в котором содержится авторитетное толкование по затронутой проблеме. Во многих случаях доклады подготавливаются комиссией по петициям совместно с другими компетентными парламентскими комиссиями.
    Рассматривая контрольные полномочия Европейского парламента, следует обратить внимание на то, что формально они менее значительны, чем соответствующие полномочия парламентских учреждений в отдельных государствах. Но вместе с тем Европейский парламент действительно использует принадлежащие ему полномочия и оказывает серьезное и всевозрастающее влияние на руководящие органы Сообщества.