АВ 2009г. Выпуск 2 Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля
Заключение
Принятие Федерального закона О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации можно рассматривать, таким образом, только в качестве первого шага к широкой интеграции нового закона в систему российского законодательства и, более того, интеграции института парламентского расследования в государственно-правовую систему страны. Парламентское расследование является формой реагирования законодательной власти на вызывающие широкий общественный резонанс события, и именно в его ходе может быть дана оценка политических и социально-экономических аспектов расследуемого события, эффективности системы государственного управления, выявлены недостатки законодательства и предложены направления его совершенствования. Результаты парламентского контроля и расследования и принятые в соответствии с ними решения органов исполнительной власти могут снизить социальную напряженность, способствовать диалогу между властью и обществом.
Вместе с тем, анализ проблемных вопросов правовых основ и практики парламентских расследований в России показывает возможность перехода на качественно новый уровень - от фрагментарной тематики парламентских расследований к более обобщающему парламентскому контролю, что возможно как путём внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие Федеральный закон и федеральное законодательство, так и путём разработки отдельного Федерального закона о парламентском контроле.
Особую актуальность задача совершенствования механизмов парламентского контроля и создания института парламентских расследований принимает в условиях усиления роли политических партий, победивших на выборах депутатов Государственной Думы, в формировании Правительства Российской Федерации, а также законодательных и исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации.
Принятие закона о парламентском контроле объективно повысит роль и значение Федерального Собрания как в системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни страны, а само формирование института парламентского контроля становится важным условием дальнейшего развития не только российского парламентаризма, но и российской государственности в целом.
Парламентский контроль и парламентские расследования присуще как государствам с высоким уровнем развития, так и государствам, находящимся на пути реформ и развития, и широко применяются в современных государственных системах стран Западной Европы, Соединённых Штатов Америки - стран, чей высокий уровень в области обеспечения прав человека, эффективности государственного управления и экономического развития признан мировым сообществом. Институт парламентского контроля и расследования включён и в правовые системы ряда стран СНГ - государств, являющихся стратегическими партнёрами России.
Всё это позволяет говорить, что институт парламентского контроля является общеправовым элементом, который необходим для любого государства, стремящегося к процветанию и развитию.