АВ 2003г. Выпуск 25 Зарубежный опыт правового регулирования лоббистской деятельности в органах законодательной власти
1. Лоббизм - термин и история
Термину "лоббизм" более 400 лет. Он означает и группы, и формы, и команды давления на законодателей, работающих над подготовкой правовых актов.
В Британском парламенте с самого начала его истории в коридорах (lobby), куда выходили члены палаты общин на перерыв между заседаниями, были расположены специальные комнаты представителей заинтересованных деловых кругов. Задача лоббистов - оказывать влияние на парламентариев, пользуясь своими связями, авторитетом своего патрона, искусством делового общения. Главная проблема правового регулирования такой деятельности - четко определить грань между легальностью, законностью лоббистских акций и подкупом.
К концу XIX в. появилось "новое лобби". Лоббизм становится родом деятельности, в сущности, профессией. В американском политическом словаре "лоббист" определяется как "лицо, обычно действующее как агент группы давления, - которое добивается принятия или отклонения законопроекта или влияет на его содержание". Энциклопедия Конгресса Соединенных Штатов определяет лоббирование как технику, применяемую в политическом процессе для защиты или убеждения. Это означает убеждение отдельных членов конгресса или групп конгрессменов предпринять действия в пользу заинтересованных групп или лоббистов, представляющих эти группы.
Лоббист действует не только от своего имени, что было характерно для первых десятилетий существования американского государства, но в основном от имени заинтересованных групп или групп давления. В качестве последних выступают общественные организации, ассоциации, институты. Таким образом, окончательно формируется понятие лоббизма как деятельности заинтересованных компаний и групп давления.
В демократических государствах законодательство, регулирующее лоббизм, нацелено на то, чтобы государственные органы при принятии решений могли ознакомиться с наибольшим количеством различных точек зрения, отражающих взгляды и позиции разных социальных групп, по возможности максимально учесть интересы этих групп, чтобы правильно спрогнозировать последствия принятых решений. Лоббизм должен состоять в стремлении убедить представителя органа власти путем приведения аргументов, изложения фактов, предоставления документов, аналитических материалов, экспертных заключений, в предложении проектов решений и т.д. Конечно, если интерес, отстаиваемый лоббистом, носит незаконный характер, или сам лоббист недостаточно умел, чтобы использовать законные средства убеждения, то у лоббиста появляется искушение упростить себе задачу взяткой. С целью воспрепятствовать коррупции или, по крайней мере, создать для нее наименее благоприятные условия, законодательство большинства стран запрещает как выборным, так и должностным лицам иметь какой-либо иной заработок, кроме оклада по основному месту работы. Во многих странах им запрещено даже давать платные консультации, читать оплачиваемые лекции, публиковать гонорарные статьи и книги. Это сделано, чтобы избежать закамуфлированных под гонорары взяток. Одним из редких исключений из данного правила является законодательство ФРГ, разрешающее некоммерческим организациям заключать с депутатами Бундестага контракты на платное консультирование и/или выделять конкретному депутату денежное "вознаграждение".
Следует отметить, что постепенно законодательное регулирование лоббизма становится характерным для всё большего числа стран.
В зарубежных странах лоббизм более или менее однотипен, механизмы обеспечения принятия решений известны и просты, так как отрабатывались столетиями. Различия состоят главным образом в том, насколько гласно осуществляется лоббирование, насколько подконтрольно оно закону и демократическим институтам, насколько многообразны субъекты и каналы давления и влияния.
На развитие системы контроля над лоббистами оказали влияние достижения в информационных и коммуникативных технологиях. Интернет позволил уже в последней четверти ХХ в. использовать новые электронные средства для достижения данной цели. Законодательство, а также информация в Интернете о действующих лоббистах и их клиентах в значительной степени позволила сделать институт лоббизма общественно открытым и тем самым вписать его в действующий механизм принятия решений. Это вписывается в концепцию открытого общества, которая предполагает доступность информации о деятельности государственных органов и принимаемых ими решениях, развитие коммуникативных каналов между обществом и государством.