АВ 2003г. Выпуск 19 Постоянные комитеты и комиссии в парламентах мира
6. Аппараты комитетов и комиссий в зарубежных парламентах
Анализ парламентской практики большинства зарубежных стран показывает, что в большинстве случаев комитеты в своей работе пользуются услугами центрального аппарата палаты - как техническими, так и информационно-аналитическими и экспертными. В другом варианте, сотрудники специального общего секретариата комитетов, либо центрального аппарата делегируются в аппараты комитетов на срок их полномочий. Собственные аппараты комитетов, как правило, представляют собой небольшие секретариаты по 4 - 5 человек.
Так, законодательные комитеты Палаты общин Великобритании, создаваемые для рассмотрения конкретного законопроекта и на период его рассмотрения, обеспечивается небольшим аппаратом (3 - 5 человек) по распоряжению руководителя Управления делами. Возглавляет аппарата секретарь комитета - наиболее опытный сотрудник, же проработавший несколько лет в различных подразделениях аппарата. Как правило, в состав аппарата законодательного комитета подбираются сотрудники, не занимавшиеся ранее данной проблемой.
Специальные (ведомственные) комитеты Палаты общин создаются для решения определенных задач палаты и работают в течение всего срока полномочий парламента. Такой комитет имеет штат из 3-5 сотрудников аппарата, а также может привлекать к своей работе любое количество сторонних специалистов. Аппарат комитета формируется под руководством аппарата палаты общин и работает также в течение срок полномочий парламента в целом.
В четырех странах - Конго, Кот д'Ивуар, Румыния и Сенегал - руководитель аппарата комитет и другие сотрудники избираются из числа самих депутатов - членов комитета.
Деятельность аппарата комитетов, как правило, охватывает:
помощь председателю по процедурным вопросам;
организацию заседаний и вызова свидетелей на слушания, проводимые комитетом;
техническое содействие членами комитета;
подготовка и отправка корреспонденции комитета;
организация поездок и визитов членов комитета;
помощь в написании отчетов о работе комитета.
Аппарат постоянных комитетов может также готовить фактический, статистический и иной материал по обсуждаемым комитетом вопросам. Также он может готовить общие аналитические и иные необходимые материалы для комитета, заниматься организацией, технической и правовой поддержкой заседаний и встреч, проводимых комитетом или комиссией. При этом следует иметь в виду, что консультационные и исследовательские работы, необходимые для обеспечения работы комитетов и комиссий, в большинстве стран мира осуществляются сотрудниками парламентской библиотеки (ее соответствующих подразделений) по заявкам комитетов.
Таким образом, ограничение полномочий и численности аппаратов комитетов делают необходимым привлечение к работе комитетов сторонних специалистов и экспертов. Практика привлечения таких специалистов к работе парламента на постоянной основе малораспространена в мире. Как правило, комитеты нанимают их для конкретной цели на ограниченный срок. Они обычно подчиняются председателю комитета, и должны осуществлять исследовательскую работу, давать советы и консультации, участвовать в проводимых комитетом слушаниях и затем подготовить ту финальную рекомендацию комитета, которая будет вынесена на палату по тому или иному вопросу или законопроекту. Эксперты привлекаются из разнообразных областей, таких как университеты, научные и культурные организации, исследовательские центры, коммерческие организации и промышленные предприятия, профсоюзы, правительственные учреждения.