АВ 2000г. Выпуск 17 Зарубежный опыт регулирования правового положения парламентариев
Ответственность парламентариев
Несмотря на то, что практически все конституции стран мира устанавливают депутатский (парламентский) иммунитет, многие из них в определенных случаях предполагают также ответственность парламентариев.
В мексиканской Конституции сказано, что депутаты ответственны. Они могут привлекаться к политическому суду за нарушение Конституции и федеральных законов, а также за использование недолжным образом федеральных фондов и ресурсов. Для возбуждения дела по обвинению в совершении уголовного преступления против депутатов и сенаторов Федерального Конгресса палаты решают вопрос о наличии или отсутствии оснований для преследования обвиняемого. В случае положительного решения палаты обвиняемый передается компетентным властям, которые действуют согласно закону. В случае отрицательного решения - рассмотрение вопроса в дальнейшем не производится, но это не препятствует возбуждению дела по обвинению в совершении преступления после окончания срока пребывания обвиняемого в должности, так как данное решение палаты никоим образом не предрешает вопроса об основаниях обвинения.
В шведском Риксдаге никто не может высказываться на заседании непристойно о другом лице или употреблять оскорбляющие личность выражения или в иных случаях словом либо делом вести себя таким образом, который противоречит добропорядочности. Получивший слово должен ограничивать свое выступление тем вопросом, который рассматривается. Если кто-либо нарушил эти предписания и не руководствовался указанием тальмана, он может быть лишен тальманом слова на проходящем обсуждении. Член Риксдага подлежит задержанию, аресту и заключению под стражу на общих основаниях, если он подозревается в совершении преступления, за которое установлено наказание не меньше, чем тюремное заключение сроком на два года.
Член Сейма Латвии может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы при исполнении своих обязанностей, распространяет заведомо для него ложные порочащие честь сведения либо порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
По Конституции Литвы полномочия члена Сейма прекращаются в случае лишения Сеймом его мандата в порядке импичмента и в случае грубого нарушения им закона о выборах. За оскорбление личности или клевету член Сейма может привлекаться к ответственности в общем порядке.
В Германии депутат также может нести ответственность за клеветнические высказывания в парламенте.
В Новой Зеландии место члена Парламента становится вакантным, если он является несостоятельным должником в смысле законов о банкротстве или если он является растратчиком публичных денежных средств.
В Японии каждая палата Парламента может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее дисциплину. Для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.
Регламент сирийского парламента, имеющий силу закона, устанавливает ответственность всякого депутата, который отсутствует на заседании без уважительной причины.
Ответственность парламентариев предполагает, в частности, следующие меры.
Меры дисциплинарного воздействия. Например, такие, как напоминание, замечание, порицание, призыв говорить по существу , призыв к порядку , лишение слова (права продолжать выступление либо права выступления), отстранение от присутствия на заседании (удаление из зала). Иногда дисциплинарное взыскание может повлечь лишение неосновной части депутатского вознаграждения (Франция).
Вычеты из депутатского вознаграждения. Применяются в основном за пропуски парламентских заседаний (Болгария, Германия, Польша, Украина, Франция). В Португалии, если депутат не присутствует на пленарных заседаниях без уважительных причин, то за каждый день отсутствия из его вознаграждения вычитается сумма, равная одной тридцатой вознаграждения за месяц. В Сейме Польши за каждое неоправданное отсутствие сенатора на пленарном заседании размер его основного вознаграждения уменьшается на десять процентов, а за отсутствие на заседании комиссии - на пять. При отсутствии депутата без уважительных причин на более чем одной трети заседаний соответствующей постоянной комиссии в течение трех месяцев, размер его вознаграждения уменьшается в течение последующих трех месяцев на одну треть.
Штраф. В Великобритании его обязан заплатить вновь избранный депутат, не принявший присягу или не сделавший торжественное заявление перед тем, как приступить к исполнению своих обязанностей.
Временное отстранение от работы в Парламенте (Болгария, Великобритания, Германия).
Меры принуждения. При отсутствии кворума палаты Конгресса США могут принудительно обеспечить явку отсутствующих членов, отдав соответствующие распоряжения приставам палат.
Лишение парламентского иммунитета (Франция).
Заключение в тюрьму. Такая мера предусмотрена в британском Парламенте за действие, создающее препятствие членам палаты или палате в целом осуществлять свою нормальную деятельность.
Если депутат или сенатор Сейма Польши представил ложную информацию в декларации об имущественном положении, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.
Лишение мандата. К члену Конгресса США может быть применено наказание в виде лишения мандата, если за это проголосуют не менее двух третей членов соответствующей палаты.
Палата общин британского Парламента может исключить депутата из своих членов по следующим основаниям: участие в открытом восстании, подлог, обман, лжесвидетельство, коррупция, позорящее поведение.
Полномочия депутата парламента могут прекращаться досрочно, если он по неуважительной причине (или без соответствующего разрешения) не участвовал в работе парламента:
на протяжении всей сессии (Новая Зеландия);
более четырех месяцев (Грузия);
в течение трех месяцев (Непал);
в течение двух месяцев (Турция);
более одного месяца (Ирак);
на определенном количестве парламентских заседаний (в Намибии - на десяти заседаниях подряд, в Нигерии - на 1/6 части пленарных заседаний в течение года).
Депутат австрийского парламента утрачивает свой мандат, если более чем на 30 дней задержал оформление своего вступления в Национальный Совет. То же происходит и если он в течение 30 дней не являлся на заседания Национального Совета (без уважительной причины) и не реагировал на направленное ему по истечении 30 дней требование Президента (официально поддержанное в Национальном Совете) явиться не позднее чем в течение последующих 30 дней или представить в этот срок оправдывающие его отсутствие объяснения.
Иногда лишение депутатского мандата связано с депутатской присягой, если парламентарий:
не принес в установленном законе порядке присягу или принес присягу условно (Литва);
принес присягу не в том порядке, который предусмотрен законом о Регламенте Национального Собрания, или вообще ее не принес, или желает принести присягу, но с ограничениями либо с оговорками (Франция);
не принес и не подписал присягу в течение шести месяцев со дня первого парламентского заседания после его избрания (Пакистан);
отказался от принесения присяги на первом заседании палаты либо принес ее с оговорками (Польша).
Лишение депутатского мандата также может произойти при совершении депутатом определенных правонарушений или при нарушении этических норм. В таких случаях решения принимаются обычно квалифицированным большинством голосов (в Аргентине, Египте, США и Японии - не менее 2/3, Таиланде - не менее 3/4, в Финляндии - не менее 5/6).
В некоторых странах депутат может быть отозван избирателями (Болгария, Китай, КНДР, Куба).
Лишение депутатского мандата может происходить и в результате роспуска парламента, который не выполняет свои функции, например:
не может начать пленарные заседания в течение месяца после выборов (Украина);
не может избрать нового канцлера в течение 21 дня (Германия);
не принимает решение о новой программе Правительства в течение 30 дней после ее представления (Литва);
не утверждает государственный бюджет по прошествии двух месяцев с начала бюджетного года (Эстония).
Иногда парламент может быть распущен президентом страны (императором) по собственной инициативе (Франция) или по требованию правительства (Индия, Япония), а также по результатам референдума (Египет).
Наконец, депутат может лишаться своего мандата, если он:
переходит в другую партию (Индия);
становится членом другой партии, от которой он не баллотировался на выборах или если он признается в судебном порядке виновным в принадлежности к организации, проповедующей фашистскую идеологию (Португалия).
В заключение представляется важным заметить, что в большинстве стран мира депутат лишается своего мандата, если он принимает гражданство другой страны.