Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 17 Зарубежный опыт регулирования правового положения парламентариев


Обязанности парламентариев

     Обязанности парламентария могут ему предписывать:
    приносить присягу на верность стране, народу, конституции или своим обязанностям перед тем, как приступить к исполнению своих полномочий (Афганистан, Болгария, Великобритания, Египет, Иордания, Казахстан, Лаос, Ливия, Новая Зеландия, Польша, Сирия, Словакия, США, Турция, Украина, Чехия, Эстония, Эфиопия); в Иране, Канаде и Пакистане присягу также подписывают;
    присутствовать на заседаниях парламента, участвовать в работе его комитетов, комиссий и других органов (почти повсеместно);
     уведомлять соответствующих должностных лиц о невозможности присутствовать на указанных заседаниях по уважительным причинам;
    участвовать в голосовании, не уклоняясь от него, если палатой не будет принято иное решение, а при поименном голосовании давать ответ только в форме да или нет (США);
     выступать только по существу предмета обсуждения во время парламентских дебатов (Франция, Швеция);
    соблюдать правила обращения к коллегам во время заседания палаты (в США непременной является формула: сенатор (конгрессмен) или уважаемый сенатор (конгрессмен) ;
    подавать декларацию о своих доходах либо в начале и в конце срока своих полномочий (Франция), либо ежегодно, либо во всех указанных случаях;
    отчитываться и отвечать за свою деятельность перед своими избирателями и парламентом (Болгария).
    В социалистических странах у депутатов есть и такие обязанности, как отдавать все силы служению народу, поддерживать связь с массами и т.п.
    Кроме того, депутаты могут быть обязаны соблюдать запреты, которые установлены для них законодательством. Например, в большинстве стран парламентариям запрещается состоять на государственной службе. Иногда депутатам разрешено занимать министерские посты, в частности, в некоторых англосаксонских странах, где деятельность министра рассматривается не как административная, а как политическая, а также там, где правительство формируется парламентским большинством. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается в Венгрии, Румынии, Чехии.
     Полномочия члена Государственного Собрания Эстонии прекращаются досрочно при вступлении в какую-либо государственную должность (кроме министра), причем, для этого не требуется специального решения парламента. Подобные нормы содержатся в конституциях Армении, Грузии, Ирана, Казахстана, Литвы, Мексики, Молдовы, Новой Зеландии, Португалии, Турции, Филиппин. При этом решение о досрочном прекращении депутатских полномочий иногда принимает не парламент, а центральная избирательная комиссия (Казахстан).
     В Болгарии и Словакии депутаты лишь приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство. Возобновление депутатских полномочий, если устранены препятствия для их осуществления, возможно и в Португалии.
    Законодательство разных стран может запрещать парламентариям:
    выступать на заседании парламента без предоставления слова председательствующим;
    выступать более одного раза по существу обсуждаемого вопроса (Болгария);
    зачитывать свою речь во время выступления (Великобритания);
    присоединяться к какой-либо ассоциации, защищающей частные, местные или профессиональные интересы, или принимать обязательства в отношении своей парламентской деятельности, поскольку такое присоединение или принятие обязательств ведет к императивному мандату (Регламент французского парламента запрещает также образование фракций, а также любых других группировок, как бы они не назывались, защищающих частные, местные или профессиональные интересы);
    извлекать выгоду из своего мандата путем какой-либо деятельности (Сирия);
    участвовать в имущественных сделках с государством, включая аренду (Египет);
    получать заказы и концессии от государства (Латвия);
    получать вознаграждения вне парламента, кроме как за педагогическую, научную и творческую деятельность;
    увеличивать себе жалование, при этом всякий закон об увеличении его может вступить в силу лишь с момента избрания нового состава парламента (США, Филиппины, Эстония);
    принимать ордена и другие знаки отличия, кроме тех, кто занимает публичные должности, совместимые с парламентскими полномочиями (Египет);
    получать подарки от кого бы то ни было, цена которых выше установленного законом размера (Болгария, США);
    использовать свое звание в целях не связанных с парламентским мандатом (Франция);
    состоять в руководстве частных фирм, государственных предприятий с иностранными инвестициями, а иногда и полностью государственных, если они занимаются извлечением прибыли (Турция, Украина);
    употреблять непарламентские выражения, а также курить, есть, пить, читать в палате парламента (Великобритания).
    Встречаются случаи, когда запретов на внепарламентскую деятельность нет, но существует правило, согласно которому при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании.