Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 17 Зарубежный опыт регулирования правового положения парламентариев


Права парламентариев

     Права парламентария обычно включают в себя:
    право участвовать в работе парламента, его комиссий и других органов;
    право свободно выступать в парламенте при обсуждении любого вопроса;
    право голосовать за решения парламента (в большинстве случаев только лично, но французский парламентарий, в исключительных случаях, которые закреплены законодательно, имеет право делегировать свой голос коллеге по палате, при этом делегирование должно быть оформлено в письменном виде);
    право направлять запросы или вопросы к высшим должностным лицам государства и получать от них ответы в первоочередном порядке;
    право безотлагательного приема высшими должностными лицами государства;
    другие права, связанные с иммунитетом и индемнитетом парламентария.
    Право законодательной инициативы в разных странах реализуется парламентариями неодинаково, например:
    право законодательной инициативы имеет каждый парламентарий (США);
    право вносить законопроекты имеет только группа депутатов (в Германии - не менее 5 % депутатов Бундестага либо фракция, в Польше - не менее пятнадцати депутатов либо законопроект депутата должен быть поддержан комиссией Сейма, в Эфиопии - не менее десяти парламентариев);
    право законодательной инициативы имеет вся палата парламента, но не отдельный ее член (в Польше - Сенат);
    вправо вносить законопроекты реализуется парламентариями только в определенное время, при этом депутаты голосованием определяют их очередность (Великобритания).
    В некоторых странах парламентарии ограничены в своем праве законодательной инициативы в случае, если она требует расходом из государственного бюджета (в Португалии депутаты не могут представлять законопроекты и вносить поправки, ведущие к увеличению государственных расходов или уменьшению доходов, предусмотренных законом о бюджете, в Сирии финансовые законы могут вноситься не менее чем двадцатью депутатами, во Франции законодательное предложение депутата считается неприемлемым и отклоняется, если следствием его принятия явится сокращение государственных ресурсов или увеличение государственных расходов).
    Иногда отклоненные парламентом законопроекты не могут вноситься парламентариями повторно в течение определенного срока (в Португалии - до окончания текущей парламентской сессии, во Франции - до истечения годичного срока).