Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 19 Российский консерватизм: идеология, политика, экономика

Введение

     7 октября 2009 года, впервые после падения Российской империи в 1917 году, идеологией одной из крупнейших и ведущих политических партий Российской Федерации, а именно, партии Единая Россия , официально объявлен российский консерватизм . Безусловно, такое событие является исключительным и значительным прорывом в российской партийно-политической системе, имеющим и тактическую, и стратегическую направленность.
     Однако, при всей известности основных и практичных (близких к здравому смыслу ) принципов консервативной идеологии в целом, а также идентифицируемой с ней, в той или иной мере, идеологии российского консерватизма , до сих пор остаются открытыми их исходные фундаментальные и теоретические основы. Причем эти основы имеют в своих истоках мифо-религиозный и лишь, в конечном счете, философский характер, поскольку любая идеология, в том числе консерватизм, является политической философией, синтезируемой в философии политики, философии права и философии государства.
     Это означает, что, системная адекватная идентификация консерватизма - и в идеологическом, и в политическом, и в экономическом контекстах - находится в совершенно иной, чем это принято считать, плоскости и требует иного, как минимум, философского подхода. В рамках такого подхода консерватизм в целом и российский консерватизм в частности интерпретируется как циклическая философско-историческая концепция и поэтому целостная универсальная и самостоятельная политическая идеология, исторические корни которой находятся у самых истоков возникновения политики, права и государства.
    Из этого следует ошибочность упрощенной традиционной трактовки консерватизма как, с одной стороны, альтернативы радикализму , а с другой - как противодействия новаторству , а также исходный тезис его сторонников и оппонентов, согласно которому возникновение консерватизма связано с негативной реакцией на Французскую революцию 1789-1794 годов. Поэтому ошибочным является и положение о том, что консерватизм представляет собой одну из первых отрицательных и ситуативных идеологий , оппонирующей таким полноценным политическим идеологиям, как либерализм и социализм, и направленной на сохранение статус-кво достигнутого социального порядка.
     Более того, ошибочным также является широко распространенный подход, согласно которому с началом Реформации и Нового времени , генезисом капитализма и глобализацией цивилизационных, экономических процессов происходит деактуализация и периферизация религиозно-библейской интерпретации исторического процесса. В действительности, такая интерпретация имеет исключительно важное концептуальное значение, которое не просто выходит за пределы и модернизма, и традиционализма (тем более, фундаментализма), но и включает их, составляя, тем самым, единое методологическое целое.
     Таким образом, адекватная идентификация консерватизма, в том числе по отношению к либерализму и социализму, а также к модернизму и традиционализму предполагает решение целого комплекса проблем, которые представляются, на первый взгляд, несущественными и, более того, не имеющими никакого прикладного значения, но, тем не менее, каждая из них является необходимой для решения ключевой проблемы такой идентификации, состоящей в определении объектов (и, очевидно, социальных и политических субъектов) консервативной идеологии, политики и экономики в их динамических состояниях.