Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2007, ноябрь К проекту федерального закона 406422-4 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Введение

     Интеграция России в мировую экономическую систему и либерализация внутригосударственных рыночных отношений привели к резкому росту такого вида преступлений как фальшивомонетничество. Потенциально опасные изменения, обусловленные экономическими и другими объективными факторами,  произошли как в количественной, так и в качественной характеристике указанных противоправных проявлений.
    После снятия ограничений на ввоз из-за рубежа копировально-множительной техники, а также упразднения ранее установленного порядка ее регистрации органами внутренних дел количество преступлений, связанных с незаконным изготовлением ценных бумаг, в первую очередь поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, либо иностранной валюты, резко увеличилось. Данные меры не были компенсированы иными формами социального контроля, что привело к массовому изготовлению бумажных денег.
     Наличие у преступников современной копировальной и компьютерной техники, не требующей специальных знаний в области полиграфии, а также ее доступность и распространенность позволяют упростить процесс изготовления фальсификатов.
_________________________
См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации ( 406422-4)/ http://sozd.parlament.gov.ru/

     Ныне действующая редакция статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая наказание за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), не обеспечивает должным образом охрану общественных отношений в данной сфере, так как согласно этой норме ответственность наступает не за сам факт изготовления фальсификатов, а исключительно за изготовление их с целью сбыта. На практике крайне трудно доказать наличие подобного умысла.
     Таким образом, при наличии  многоступенчатой системы, в которой преступники распределяют и выполняют четко определенные функции, когда один изготавливает, другой осуществляет перевозку, третий обеспечивает сохранность фальшивок, четвертый организует сбыт, зачастую привлекая для этого несовершеннолетних подростков, к уголовной ответственности чаще всего привлекаются только сбытчики.
_________________________
Там же. http://sozd.parlament.gov.ru/

    Даже при выявлении подпольной типографии по производству поддельных денег или обнаружении компьютерного оборудования с программой и файлами денежных знаков в случаях, когда изготовитель отрицает их изготовление с целью сбыта, привлечь его к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством проблематично в связи с отсутствием состава преступления.
     Вместе с тем имеется достаточно много примеров успешного регулирования охраны общественных отношений в этой области в зарубежном законодательстве. Положения по защите национальной валюты, устанавливающие ответственность как за сам факт изготовления, обладания и т. п. фальсификатом, так и за наличие любых технических средств, приспособленных для изготовления или изменения денежных знаков, их заготовки и любых элементов защиты банковских билетов (голограмм и пр.), существуют в уголовном законодательстве США, стран Европы и ряда стран СНГ.
    В этой связи имеется прямая необходимость внесения  изменений в диспозицию ст. 186 УК РФ,  дополнения перечня уголовно-наказуемых деяний за фальшивомонетничество. Принятие указанных  положений позволит не только усилить и детализировать механизм уголовной ответственности за производство поддельных денег, но и приведет к активизации борьбы с данным видом преступности.
_________________________
Там же http://sozd.parlament.gov.ru/